Сначала это была популярная оперетта о цирковой жизни, в которой настоящего цирка как раз очень не хватало. Поставить на ее основе кино оказалось удачной идеей – на экране смогли блеснуть не только популярные актеры, но и профессиональные цирковые артисты, продемонстрировав всё великолепие советского циркового искусства в момент его расцвета. Премьера фильм «Цирк зажигает огни» состоялась на центральном советском телевидении в самое прайм-таймовое время – 1 января 1972 года.
Советско-итальянская цирковая комедия про любовь
Сюжет фильма лихо закручен вокруг гастролей советского цирка в средиземноморье. Там же дает представления итальянская труппа, но в отличие от «наших» зарубежным не везет, аншлаги на выступлениях не наблюдаются, и самые недобросовестные представители конкурентов начинают строить всевозможные козни российской труппе. Не участвует в них воздушная гимнастка Глория Розетти – красавица, спортсменка и практически комсомолка, которая влюбляется в акробата Андрея из российской труппы. Преодолев всевозможные перипетии, советский цирк с честью выходит из сложных ситуаций, а потом помогает и итальянскому, когда его бросают на произвол судьбы злодеи-руководители.
Фильм любят критиковать за «пропитку» советской идеологией, но главное в нём – великолепный советский цирк и классная игра выдающихся актеров. Чего стоит Людмила Гурченко в роли артистки итальянского цирка или Владимир Этуш, который, хочешь ты того или нет, напоминает Карабаса-Барабаса из знаменитого «Золотого ключика» и на протяжении всего фильма выдает забавные «перлы».
- Ну, вы были женаты?
- Да я был женат, 7 раз, 4 жены бежали от меня и 5 раз я бежал от них.
- Четыре и пять – это 9, но вы были женаты 7 раз.
- Да, но от двух жен я бежал дважды.
Фильм снят на основе оперетты
Оперетта «Цирк зажигает огни» Юрия Милютина на либретто Якова Зискинда впервые была представлена советской публике в мае 1960 года. Естественным образом многие песни перекочевали и в одноименный фильм. В оригинале блистала знаменитая звезда оперетты Татьяна Шмыга и многие ее не менее талантливые коллеги. Когда постановка состоялась, критики писали, что, к сожалению, на сцене не удалось показать настоящее искусство и грацию мастеров манежа – в театре оперетты просто не было таких возможностей. Зато в фильме зрители увидели целое цирковое ревю.
Съемки проходили в Свердловском цирке
Фильм «Цирк зажигает огни» был снят на Свердловской киностудии режиссером Ольгердом Воронцовым, сценарий написал автор либретто к оперетте Яков Зискинд. Сцены, показывающие советский цирк во всем его блеске, логично было снимать на месте – тогда еще был Свердловский цирк, сейчас это Екатеринбургский цирк имени знаменитого дрессировщика Владимира Филатова. Так как здание было сильно изношено, часть цирковых представлений шла в новом Дворце спорта профсоюзов на улице Большакова. В 1974 году старый цирк закрыли, а в 1976-ом, буквально через несколько лет после премьеры фильма его здание сгорело в пожаре. Новый цирк открыл свои двери в 1980-м.
Цирковые зажигают на манеже
В фильме снимались профессиональные цирковые артисты, которые вместо актеров выполняли трюки. Например, канатоходец Магомед Магомедов, работавший в номерах «Цовкра» и «Дагестанские канатоходцы», ходил по канату в образе главного героя Андрея Бакланова.
Красавица Галина Адаскина сыграла в фильме воздушную гимнастку. Талантливая и отчаянная, она обожала свою профессию, и даже травмы не останавливали ее на избранном пути. После очередного «ранения» она работала ассистенткой у Эмиля Кио, а потом опять вернулась под купол. В 1970-х она занимала пост режиссёра во Всесоюзной дирекции по подготовке цирковым программ.
Фильм ближе к финалу радует настоящей цирковая феерией – акробаты, жонглеры, клоуны, собаки, птицы и слоны – были представлены все достижения советского цирка.
Советский Таллин в роли заграницы
В советские годы главной «заграницей» для нашей страны была Прибалтика. Вот и для съемок фильма «Цирк зажигает звезды» в качестве локации, изображающей средиземноморское «закардонье», был выбран стильный и изящный Таллин. Влюбленные герои прогуливались по набережным, гуляли по улочкам старого города, а зрители с восторгом наблюдали нетипичные для среднерусской полосы пейзажи.
Костюм для цирка и для Штирлица
Актриса Элеонора Шашкова в фильме «Цирк зажигает огни» создала образ честного, справедливого и неподкупного директора цирка, которого не сломить бессовестным итальянским прохиндеям. Интересная деталь: костюм, в котором героиня появляется на экране, также присутствовал в легендарном фильме «Семнадцать мгновений весны», благодаря которому Элеонора Петровна навсегда осталась в истории, сыграв жену Штирлица.
Вы также можете почитать статью о фильме "Цирк" и обзор книг о цирке.