Найти в Дзене

«Маленькая история о человеческой доброте»: взгляд Александра Опрышко через объектив

70-е эпоха застоя в стране, но толчок развития для ЦСДФ. 9 декабря в Иллюзионе прошел семинар «Как создать шедевр?». Андрей Истратов – ведущий семинара, Виктор Доброницкий – профессор ВГИКа и оператор ЦСДФ, а также гости, поговорили о новом кино-взгляде студии на изменившуюся реальность и о том, как он отражался в документальных фильмах. ЦСДФ не просто запечатлели памятные события истории нашей страны: трудные и радостные. Они были участниками этих событий, непосредственными лицами. Это было не что-то далекое, а напрямую оставляющее отпечатки на их судьбе. Как и в любом деле у студии появились приемники – новое молодое поколение. Виктор Доброницкий, который в 70-е был начинающим оператором на студии вспомнил: «Мы хотели делать что-то такое, что нас бы отличало от основной массы студии, от мэтров, которые уже сделали историю, прошли войну. Которые все это пережили». Молодое поколение кинохроникеров искало новые темы, новых героев. Екатерина Андриканис в киножурнале «Эстафета поколений»
Оглавление

70-е эпоха застоя в стране, но толчок развития для ЦСДФ. 9 декабря в Иллюзионе прошел семинар «Как создать шедевр?». Андрей Истратов – ведущий семинара, Виктор Доброницкий – профессор ВГИКа и оператор ЦСДФ, а также гости, поговорили о новом кино-взгляде студии на изменившуюся реальность и о том, как он отражался в документальных фильмах.

Народная команда

ЦСДФ не просто запечатлели памятные события истории нашей страны: трудные и радостные. Они были участниками этих событий, непосредственными лицами. Это было не что-то далекое, а напрямую оставляющее отпечатки на их судьбе. Как и в любом деле у студии появились приемники – новое молодое поколение. Виктор Доброницкий, который в 70-е был начинающим оператором на студии вспомнил:

«Мы хотели делать что-то такое, что нас бы отличало от основной массы студии, от мэтров, которые уже сделали историю, прошли войну. Которые все это пережили».
Виктор Доброницкий - советский и российский оператор документального кино
Виктор Доброницкий - советский и российский оператор документального кино

Молодое поколение кинохроникеров искало новые темы, новых героев. Екатерина Андриканис в киножурнале «Эстафета поколений» рассказала о своих коллегах: Игоре Григорьеве, Тенгизе Семенове, Александре Опрышко. Они – новое поколение ЦСДФ. Всех интересовало разное – проблема становления и реализация способностей человека, вопрос нравственности, гражданская позиция смелых людей. Несмотря на застой 70-х, молодежь, в том числе операторы ЦСДФ, хотели изменить сложившиеся правила, разобраться, рассказать свою историю. Показать не только сверстникам, но и старшему поколению перемену мыслей, новые беспокойства.

Киноязык Александра Опрышко

Режиссер фильма «Маленькая история о человеческой доброте» – герой семинара. Его фильм рассказывает историю о собаке по кличке Пальма, которая 2 года ждала хозяина в аэропорту Внуково. Вы удивитесь, но собака лишь предмет обсуждения. Объектом же стали люди. Собака – факт, а люди – осмысление этого факта.

Режиссер ЦСДФ Александр Опрышко
Режиссер ЦСДФ Александр Опрышко

Александр Опрышко создает сверхидею, которая постепенно, словно пазл, складывается в сознании зрителя при помощи киноязыка. Киноязык воспринимается на интуитивном уровне. Детали, музыка, кадр, план, ритм – эти уникальные, взаимосвязанные элементы создают целостную картину.

Ярко киноязык Александра Опрышко проявляется в монтажных композициях, а именно в нелинейном повествовании. В начале фильма режиссер показывает людей, которые заходят в метро, трамвай, квартиру и закрывают за собой двери. В конце он завершает эту композицию антагонистическим способом. Ранее закрытые двери отворяются, а люди встречаются.

В свою очередь, встреча людей, которые давно ждали любимых – независимые кадры, созданные вне съемок «Маленькой истории о человеческой доброте». Зрителю не кажется эта сцена лишней или не связанной с хронотопом основной истории. Наоборот, она усиливает эмоциональный отклик. Отклик от долгого ожидания и желанной радости встречи.

Закадровый голос – путеводитель по снятым кадрам, но не в случае «Маленькой истории о человеческой доброте». Он не описывает, а сопровождает происходящее в кадре. Зритель, который смотрит на экран и слышит голос, складывает свое представление об увиденном.

Пальма ждет на взлетной полосе
Пальма ждет на взлетной полосе

Это фильм, который воспринимается не разумом, а сердцем. Киноязык Александра Опрышко заставляет зрителя воспринимать кинокартину не как историю о собаке, которая ждала своего хозяина, а как проекцию жизненных ценностей, которые утрачиваются в растущем темпе жизни: доброта, любовь, искренность, преданность.

Фильмы ЦСДФ - отражение действительности, запечатление людей, проблем и переживаний, которые сложили портрет эпохи. Кадры – зеркало времени. Документалисты снимали реальность, не подстраивали визуальные или драматические ситуации, а рисовали историю из существующих красок и материалов.

Виктор Доброницкий на семинаре подчеркнул:

«Изображение богом не дается – оно добивается».

Автор: Арина Полякова