Найти в Дзене
Сретенский монастырь

КАК НАМ НЕ СТАТЬ ПРЕДАТЕЛЯМИ ЦЕРКВИ

Проповедь Игнатия (Шестакова) в день памяти священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Священномученик Иларион, покровитель и игумен нашей обители, по праву считается одним из великих русских богословов XX века, и люди, которые получают образование и преуспевают в богословии, конечно, могут обращаться к нему с особыми молитвами, за помощью и покровительством, и это будет абсолютно правильно. Времена, в которые он жил, были поначалу достаточно безмятежными и похожими на те времена, в которые живем мы, в том смысле, что человек, родившийся в России, особенно в священнической семье, имел все перспективы для того, чтобы учиться, получать образование и служить Церкви, Богу и своему народу, и ничто этому не препятствовало, кроме, может быть, собственной лени или нежелания, или охлаждения в вере.

И действительно, было очень много людей с научными степенями, и если мы сейчас сравним с тем, что было в последние 20 или 30 лет, то русское богословие, русская школа церковно-историческая, богословская, литургическая достигли в это время своих высот. Даже в 90-е годы, когда стало возможным заниматься церковным издательством, львиную долю книг, которые выходили, да и издаются до сих пор, представляли собой переиздания из той эпохи. Это были учебники, толкования на Священное Писание, исторические книги. Действительно, тогда церковно-историческая наука достигла просто недосягаемых для нас сейчас высот, и имена тех людей, которые тогда преподавали и писали, и сейчас известны не только в нашей Церкви, но и за рубежом.

Во всех Церквях люди, которые занимаются богословием и историей Церкви, стремятся получить эти книги, опираются на них в своих трудах, и было огромное количество людей, которые заканчивали академии, этих академий было на самом деле даже больше, чем сейчас, получали звания, из-за границы очень много приезжало учиться будущих клириков.

Русская Церковь сформировала за рубежом целую плеяду святителей и пастырей церковных, которые учились в России. Например, так было на Балканах и в других странах, большинство архиереев заканчивали русские духовные школы. Было очень много людей богословски образованных, и выходило очень много духовной литературы высокого уровня, издавались разные журналы, записки и так далее. Но в какой-то момент ситуация радикальным образом изменилась, и вот эта безмятежная для церковного человека и ученого жизнь резко закончилась, и эти кандидатские звания, эти труды, это положение в обществе оказались недостаточными для очень многих, для того чтобы остаться верными Церкви.

Сколько было людей, получивших высшее духовное образование, которые потом стали предателями Церкви? Они в открытую отрекались от Бога или глумились над церковным саном, все это извращали, превращали в насмешку, в цирк, требовали для себя таких поблажек и свобод, что они становились смешны как служители Церкви даже для атеистов, которые сулили им какие-то преференции, если они будут себя так вести. И у всех этих людей были значки об окончании той или иной духовной академии. До революции они писали замечательные статьи, а многие из них были пламенными проповедниками, более пламенными, красноречивыми и известными, чем те, кто потом оказался верным Церкви, кто ее не предал.

Священномученик Иларион сочетал в себе и высокое образование, и глубокое знание, и богословие, и историю Церкви с мужеством природным и духовным, которое не позволило ему стать предателем. Мы живем в такое время, что по своей человеческой природе начинаем верить в то, что всегда будет так безмятежно, спокойно и хорошо, как сейчас. И как бы мы ни роптали на какие-то трудности, все-таки Церковь живет сейчас все еще в свободе и этой свободой пользуется.

-2

Но это может очень резко и внезапно измениться, и мы видим, как совсем близко от нас, что происходит с Церковью. Арестовывают архиереев, мучают, бьют, захватывают храмы. Причем если бы мы побывали в этих местах несколько лет назад, мы бы, может быть, изумились тому, что в чем-то там и лучше, и благоустроеннее, и вера народная крепче. Тем не менее безбожники и богоборцы отнимают святыни, унижают народ Божий, избивают архиереев, сажают их в тюрьму.

И события, которые происходят, говорят нам скорее о том, что пик этой свободы для Православной Церкви во всем мире пройден и лучше вряд ли уже будет. Возможно, еще какое-то время в каких-то народах и странах Церковь будет себя чувствовать достаточно свободно и уверенно, поэтому мы должны молиться священномученику Илариону, чтобы Господь по его молитвам в первую очередь даровал нам это мужество, смелость в отстаивании свободы Церкви, в отстаивании канонов, чтобы Господь подал нам мудрость разобраться во всем происходящем и не обольститься своими духовными или иерархическими званиями и знаниями, и не стать предателями. Это очень важно. Мы помним пример Иуды и других людей, которые ходили со Христом, были свидетелями Его чудес, Его силы и стали предателями.

Священномученик Иларион – это уникальный святой, который сочетал в себе и трудолюбие, и ученость, и ревность к богословию, к служению Церкви. Он был человеком, которого никакие прельщения этого мира не могли столкнуть с этого пути, и он обладал колоссальным мужеством и до конца остался верен Церкви. Благодаря именно таким людям, о которых потом, может быть, десятилетиями ничего не было известно, Церковь сохранила свою чистоту, на таких людях держится вера православная, и такими людьми мы должны постараться стать. И мы с вами, независимо от своего рода и звания, все прибегаем с молитвами и просим помощи от святителя Илариона, чтобы он поделился с нами этим своим мужеством, стойкостью и непоколебимой верой в Господа нашего Иисуса Христа и Его Церковь, без которой нет спасения. Аминь.

Поделиться:

Иеромонах Игнатий (Шестаков).

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм