Найти в Дзене
Международная панорама

Сирийская борьба за власть

Оглавление

Проблемы Сирии не уменьшились с падением Асада. Помимо напряженности внутри общества, растет напряжённость в отношениях между США и Турцией. Израиль также усугубляет ситуацию. А теперь ещё и европейцы подключают российские базы.

Падение Асада пойдет на пользу населению только в том случае, если будут сняты санкции, наложенные на страну политическим Западом, и будет достигнут прогресс в восстановлении. На политическом и социальном фронтах конфликты, скорее всего, будут нарастать. Если при Асаде центр власти в Дамаске уже был слаб, по крайней мере, слишком слаб, чтобы охватить всю территорию и добиться внутреннего мира и экономического восстановления, то при новых правителях эта центральная власть вряд ли будет сильнее. Важные экономические ресурсы, такие как нефтяные скважины в курдских регионах, пока что остаются недоступными для Дамаска.

Перемещение сил

Одновременно с военными силами ХТШ с севера в столицу двинулись повстанческие организации с юга, «которые связаны с исламистами ХТШ в их старом отторжении», пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung. Тот факт, что «сами дамаскинцы репетировали восстание», в значительной степени способствовал падению режима. Наличие трёх различных сил таит в себе опасность возникновения политической ситуации, подобной той, что сложилась в Триполи, где различные ополчения борются за господство в ливийской столице, что затрудняет политическую и экономическую стабилизацию страны.

Как и в Ливии, в Сирии после падения Асада возникли новые центры власти, что связано с ослаблением хватки сирийской центральной власти. Слабость этой власти проявляется в отсутствии защиты от массированных израильских атак. Хотя они происходили и во время правления Асада, тогда они были скорее похожи на булавочные уколы. Теперь же они привели к масштабному разрушению сирийской ПВО. Сирийская армия, похоже, больше не существует или не желает подчиняться командованию новых правителей.

В северной полосе безопасности поддерживаемая Турцией Сирийская национальная армия (СНА) наращивает свою мощь. После падения Асада и вступления боевиков ХТШ в Дамаск СНА продвинулась в районы, контролируемые курдскими ополченцами. Несколькими днями ранее они уже захватили город Манбидж. Представитель СНА сообщил, что их отряды «также захватили крупный город Дейр-эз-Зор и находящийся там военный аэродром».

Анкара под давлением

Турция усиливает своё влияние в Сирии. Она не только поддерживает СНА и усиливает давление на курдские регионы своим продвижением. Она также помогла ХТШ начать наступление на Асада, поставляя оружие и оказывая другую поддержку. Между группировкой и турецкими спецслужбами давно существуют тесные связи. При активной поддержке последних лидеру ХТШ аль-Джулани удалось неуклонно расширять свою базу власти в Идлибе. Турция сделала его своим человеком и теперь не теряет времени, чтобы утвердить своё новое влияние в Сирии и использовать его в своих интересах.

Анкару меньше волнует политика силы. Эрдоган с самого начала заявил, что не хочет окончательно завладеть сирийскими территориями. Для него решение проблемы беженцев стоит на первом месте наряду со сдерживанием курдов. Экономическая ситуация в Турции остается сложной с тех пор, как инвесторы вывели свои деньги из страны после неудавшегося переворота в 2016 году. Инфляция высока, хотя она уже не растет так стремительно, как несколько лет назад. Однако чем глубже Турция погружалась в экономический кризис, тем больше росла враждебность турецкого населения по отношению к сирийским беженцам. Эрдоган оказался под внутриполитическим давлением.

Попытки Турции договориться с сирийцами о возвращении беженцев в последний раз провалились 11 ноября этого года в Астане. Предположительно, Сирия не чувствовала себя в состоянии обеспечить еще три миллиона человек, учитывая плохую экономическую ситуацию в своей стране и трудности, вызванные западными санкциями. Провал переговоров, вероятно, стал решающим фактором для Турции, которая дала ХТШ зеленый свет для вторжения. Оно уже было запланировано на середину октября, но турецкая секретная служба MITсначала помешала этому.

Турция отрицает прямое участие в наступлении, но при этом ясно, что оно было бы немыслимо без согласия Турции. Намерения Турции, вероятно, также были направлены в первую очередь на район Алеппо, откуда родом большинство сирийских беженцев. Захват этого района, зажатого между регионом Идлиб и турецкой границей, позволил бы большинству сирийских беженцев вернуться в свои родные поселения и снял бы социальное давление с Турции. Министр внутренних дел Турции Али Ерликая был убежден: «Если Алеппо будет в безопасности, внимание явно переместится отсюда (из Турции) туда».

Однако все обернулось иначе. Благодаря отказу сирийской армии воевать, повстанцы смогли продвинуться быстрее и дальше, чем ожидалось. Проход к Дамаску был свободным и без значительного сопротивления, чего они сами не ожидали. Перед лицом этих неожиданных событий Турция постаралась ограничить ущерб. Ей нужна помощь в решении проблемы беженцев, но не крупный региональный конфликт. Поскольку Эрдоган знает о чувствительности России в отношении её военных баз в регионе, он немедленно позвонил Путину и договорился о встрече в Дохе, где они хотели определить сферы интересов на совместных переговорах с участием Ирана.

Сферы влияния

Российские базы - это точка, в которой региональный конфликт между соседями Сирии может перерасти в надрегиональный. До сих пор Израиль атаковал только сирийские и иранские военные объекты и обходил российские базы стороной. Многое будет зависеть от того, как поведут себя американцы. Будет ли Трамп придерживаться своей политики отказа от дальнейшего участия в Сирии, или его советники отговорят его от этого плана, как они делали это с его предыдущими планами вывода войск?

Силы на политическом Западе считают, что Россия настолько ослабла, что падение Асада - хорошая возможность ослабить российское влияние в регионе.. Некоторые СМИ и политики снова жаждут реванша и считают, что смогут нанести Путину ещё одно поражение, как это было на Украине. Они считают тот факт, что Москва не смогла предотвратить падение Асада, признаком слабости России.

Например, Frankfurter Allgemeine Zeitung цитирует будапештскую газету Nepszava: «События в Сирии - это явный признак ослабления России». Словацкая газета SME также цитирует слова о том, что русские настолько истощены войной на Украине, «что больше не могут сделать в Сирии ничего, кроме как спасать свои шкуры».

Венгерская газета даже углубляется в дальнейшие геополитические перспективы: «События также могут дать надежду демонстрантам в Грузии: даже правительство, поддерживаемое Путиным, может быть свергнуто». Бывший президент Грузии Зурабишвили подхватила эту идею и призвала ЕС оказать большее давление на руководство её страны теперь, когда она видит ослабление России. «Тогда почему она должна побеждать в Грузии… если Россия проигрывает в Сирии, Молдове и Румынии».

Европейцам, конечно, хотелось бы больше внимания уделять новой ситуации, но их проблема в том, что у них почти нет никаких контактов на всем Ближнем Востоке, кроме Израиля. Наряду с США Турция является «единственной страной НАТО, способной действовать в Сирии», пишет Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung. Тем не менее, европейцы сейчас вновь действуют в стиле колониальных хозяев, пытаясь ставить сирийцам условия и навязывать правила. Хотя европейцы постоянно хотят сделать российское присутствие в Сирии проблемой и проверкой дальнейшей поддержки страны со стороны ЕС, на международном уровне эта искра не загорается.

Даже американцы не следуют этой линии. Похоже, они больше озабочены продолжением защиты курдов от нападений Турции в качестве их заместительных агентов в Сирии, не вызывая при этом серьезных разногласий между двумя государствами НАТО. Действия Израиля на Голанских высотах и ​​в воздушном пространстве Сирии вызывают дополнительный конфликт между ними. Даже если США проявят понимание к действиям Израиля, они всё равно ввергнут его в конфликт лояльности между своими интересами и интересами своего партнера по НАТО Турции, которая уже угрожала атаковать израильские военные самолеты. Ввиду этих проблем российское присутствие в настоящий момент кажется для американцев второстепенным.

Россия сохраняет спокойствие и действует осмотрительно. В отличие от европейцев, она уже много лет имеет соответствующие контакты с ключевыми силами региона. Там, где их ещё нет, проблем с их созданием и заключением соглашений мало. По его собственным заявлениям, Кремль «находится в контакте со всеми сирийскими оппозиционными группировками». Конечно, Россию в первую очередь волнуют собственные объекты, такие как посольство и военные базы. Москва заявила, что «новые правители гарантировали их безопасность… и Россия будет говорить с новым правительством о продолжении присутствия войск», как только ситуация успокоится. Несмотря на падение их союзника Асада, у нас, похоже, меньше проблем с новой ситуацией, чем у кого-либо ещё.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!