Финляндия
Итак, мы переходим к последнему союзнику Германии – финнам. Если смотреть по результатам, то финны были лучшими из союзников Германии, так как количество побед их асов весьма впечатляет. Так, их лучший ас, Илмари Юутилайнен, чуть-чуть не дотянул до ста побед.
Некоторые историки вообще считают, что финны были чуть ли не лучшие асы Войны, наряду с немцами. Дело тут не только в результатах: они ведь и боев вели существенно меньше. Да и самолёты у них были долгое время устаревшие. Напротив, другая группа историков обращает внимание на совершенно потрясающие накрутки от финнов, в связи с чем считает их асов на самом деле очень средними, иногда даже хуже румынов.
Сразу скажем: в отличие от румынов, финны долгое время вели боевые действия или вовсе автономно, то есть без помощи немцев, или же немцы ограничивались скромной помощью. Например, во время знаменитых летних боев за Выборг в 44 году немцы от щедрот своих сюда выделили всего одну группу JG54 в помощь финнам. Не от хорошей жизни: вся прочая авиация была плотно задействована на других фронтах. В другие периоды финны здесь и вовсе действовали без помощи немцев.
Отметим, что, если на венгров и румынов немцы оказывали серьёзнейшее влияние в плане тактики, то финны немцев, как учителей, не воспринимали. Да и немцы к ним относились как к равноценным пилотам. У финнов была совершенно другая тактика, чем у немцев, поскольку и авиация у них долгое время была не немецкая.
Прежде чем начать говорить об их поражениях, следует много сказать об их ВВС. Вооружение финнов было разнородным. Маннергейм, усиленно изображая жертву Советского Союза, долгое время мотался по всему миру, не делая различие между союзниками и противниками немцев и выклянчивая себе помощь. Как водится, помощь ему оказывали, но давали в основном всякий хлам. Так, американцы его снабдили морским истребителем фирмы Брюстер - F2A «Буффало». Несмотря на то, что у финнов не было авианосцев. Фирма Брюстер до Войны делала себе вагоны, а после перехода промышленности на военные рельсы вдруг занялась разработкой истребителя для флота. Морским пилотам медленный истребитель не понравился, им больше понравился Груммановский «Уайлдкэт», хотя последний тоже страдал рядом недостатков. В итоге встал вопрос: кому бы сбагрить Буффало, которых успели понаделать довольно много. И тут явился Маннергейм, коему за бесценок сбагрили эту ерунду. А потом выяснилось, что Буффало совсем неплохая машина. Прежде всего, у этого самолёта был абсолютно вечный ресурс. Сбить его было невероятно трудно, даже получив массу повреждений, он, если дотягивал до аэродрома, почти всегда бывал починен. Самолёт был лёгок в эксплуатации, прочен удивительно. Даже при отсутствии запчастей (естественно, с 41 года США их финнам не поставляла) Буффало чинили частями других самолётов. У самолёта была отличная рация, просторная кабина с прекрасным обзором, хорошее вооружение. В общем, до 43 года самолёт стал основным истребителем финнов. В 43 году его постепенно начал вытеснять бф-109, но многие пилоты так привыкли к нему, что до 44 года продолжали летать на нем. Отдельные части до самой капитуляции Финляндии воевали не этом самолете. Скорость его была низкой, но в условиях большей частью маневренных боев с Советскими пилотами она не была важным фактором. Проще сказать, на нем не за кем было гоняться. Вдобавок самолёт, как морской истребитель, имел огромный радиус действия, и пилоты могли вести бой, не беспокоясь о том, что топливо закончится. Интересно, что американцы с «более современным» Уайлдкэтом мучились куда больше, полка наконец не довели его до ума, создав совершенно новую машину «Хэллкет».
Французы одарили финнов ещё одним «чудом техники» - Ms-406. Из трех основных типов французских истребителей этот был самым худшим. Он, в отличие от Буффало, с которым Маннергейму банально повезло, не имел никаких хороших свойств. Задуманный как скоростной, он был медленный, не очень маневренный, слабо вооружённый, с плохим обзором и устаревшей системой сборки. В итоге финны его использовали обычно в Карелии, где советские истребители не проявляли особой активности по причине малочисленности. Там он провоевал до 44 года.
Итальянцы тоже сбагрили финнам истребитель, проигравший конкуренцию – фиат G50 «Фреччья», который сильно уступал Макки С-200 «Саетте» и по скорости, и по живучести, и по вооружению. Это при том, что «Саетта» тоже была весьма далека от совершенства. Но «Фреччья» была совсем уж никудышной разработкой. Что финны быстро и оценили, поэтому первыми на бф-109 перешли именно части, вооружённые этим гробом с крыльями.
Наконец, кроме «Буффало», американцы поставили финнам самолет фирмы Кертисс Р-36 «Хоук». Это был прообраз знаменитого Р-40. Причём в целом истребитель был признан неудачным и в серию не пошёл, Р-40 был принципиально иной машиной. Но французам и финнам его сбагрили. Особого восторга он у финнов не вызвал, использовался довольно ограниченно.
В общем, повезло только с «Буффало», да и то чисто случайно. С тем же успехом могли получить ещё одну «Фреччью» или «Моран».
Система зачётов побед у финнов была тоже отличной от других. Прежде всего, никаких кинопулеметов на всем этом разнородном хламе не было. Поэтому засчитывали победы со слов пилотов, часто даже без формального подтверждения со стороны других участников боя. На бф-109, где был кинопулемет, он никогда не использовался. Были дробные победы: групповые считались по половинке и даже четвертинке. Но все же старались их не писать.
Финны практически не использовали тактику свободной охоты, предпочитали бои групповые, в которых проявляли настойчивость, могли подолгу вести такой бой, что отмечали с уважением советские пилоты. Дескать, если немцы ограничиваются внезапными атаками, то финны ведут настоящий бой до изнеможения. Хотя на самом деле немецкая тактика была экономнее и эффективнее. Кстати, многие советские полки тоже ее перенимали. И добивались больших успехов. Яркий пример – 9-й гиап, 100-й гиап или 427 иап.
Но основным противником финнов были пилоты ВВС КБФ, которые никогда по такой схеме не работали, работали только группой, отчего, кстати, у них широко практиковались групповые победы. При всем уважении к нашим балтийцам, они уступали, скажем, североморцам, да и черноморцам, если смотреть в целом. Тем не менее, сильные асы в числе балтийцев были, и их было немало. И все же финны воевали не с самым сильным противником среди советских полков и в плане вооружения, и в плане организации. Здесь особенно долго сохранялись на вооружении разные раритеты вроде ЛаГГов и И-16. Тем более это касалось ВВС КарФ.
Финны хорошо вели групповой бой благодаря отличным рациям на «Буффало» и отличному обзору из его кабины. Индивидуально финские пилоты тоже отличались мастерством, но больше в плане пилотажа. Особой меткостью они похвастаться не могли. Поэтому обычно долгие и изнурительные бои оканчивались в плане обоюдных потерь скромно, благо стороны не скупились на победные заявки. Была у финнов ещё одна особенность, имевшая как положительные, так и отрицательные стороны, а именно «равнозначные пары», где ведомый и ведущий были примерно одного уровня. Положительная сторона была в том, что в ходе боя ведомый и ведущий могли по ситуации меняться местами, отрицательная – в том, что во время активного наступательного боя ведомый порой не мог удержаться и лез сбивать самолёты противника, обнажая тыл. С другой стороны, такой ас, как Юутилайнен, постоянно менял ведомых.
Что до вранья, то тут финны порой действительно выделялись. Хвастовству их предела не было. Чего стоят только названия воспоминаний их асов: «Как я бил советских пилотов», например, или «Я уничтожил целый полк». Все эти воспоминания пропитаны полнейшим неуважением к противнику, хвастовством и массой фантастических подробностей. Лучшие асы финнов завышали просто без всякой меры. Но поэтому у них и количество побед такое большое. Среди менее результативных асов и менее известных есть очень даже объективные и опасные пилоты, что выясняется при сверке их побед. В среднем, если отбросить вранье, то количество побед финских асов будет в среднем 10-20, это у лучших.
Есть ещё одна важная вещь: финские победы и поражения известны отлично, и это очень облегчает работу исследователей.
Если говорить об интенсивности боев, то здесь были то вспышки активности, то её упадок, но до самого лета 44 года по-настоящему больших воздушных сражений здесь не было. Собственно, именно летом 44 года большое количество финских асов одержали свои основные победы. Довольно много боев было и в 41 году в Карелии.
Ещё одно важное дополнение: в Финляндии количество побед не влияло на звания. Многие очень известные асы имели невысокие чины. В Германии или в Советском Союзе такое было невозможно. Однако в Финляндии верно считали, что хороший ас – не всегда хороший командир. Кстати, то же самое относится к японским асам. У них вообще все лучшие асы не имели офицерского звания.
Итак, закончив длинное вступление, мы перейдём к рассмотрению поражений финских асов, которых было весьма большое количество. Но которые по указанным выше причинам были очень неравнозначны, поэтому их сила вовсе не определяется победами на их официальном счету. Поэтому по каждому асу мы будем делать пояснение по его объективности.
Ilmari Juutilainen 94
Этот ас, лучший из лучших, известен многим, отчасти по тому, что оставил воспоминания, где описывает подробно все бои, в которых участвовал. Про его победы и воспоминания мы ещё поговорим, а пока лишь скажем, что 90% этих хвастливых россказней – вымысел. Юутилайнен в действительности ничем, как ас, не выделялся, кроме низкой летной дисциплины и тяге к самовосхвалению, отчасти через унижение противника. Правда, сам он сбит не был ни разу, но тяжело сбить того, кто бои толком не ведёт. Иногда по Юутилайнену судят о всех финских асах, что все же неверно.
Hans Wind 75
Второй ас Финляндии, известный тем, что аж до 44 года воевал на одном и том же неубиваемом «Буффало», и только в 44 наконец перебрался на бф-109. Этот «Буффало» побывал в разных переделках, но уцелел. Винд является лучшим асом этого типа. И, кстати, если бы он не выбыл из боев, вероятно именно он стал бы лучшим асом финнов. Впрочем, его победы стоит воспринимать всерьёз ещё меньше, чем победы Юутилайнена. Винд, кажется, ещё больше врал, и при разборе его побед мы не наскребли даже десятка реальных. Но, как бы то ни было, формально он – второй ас финнов, и нельзя не рассказать про то, как он выбыл.
Это произошло 28 июня 44 года. Надо было провести очень сложную разведку. Решено было отправить на неё двух опытнейших пилотов – второго аса финнов, капитана Ханса Хенрика Винда из LLv24, а ведомым – фёёпели Нильса Катаяйнена, который как раз вернулся недавно из госпиталя. Это происходило в первой половине дня. В районе цели ас был атакован то ли «Яками», то ли «Кобрами» (тут данные финнов разнятся), причём группа была очень большая, сбил три из них, но один из снарядов разорвался в кабине. Ас смог довести сильно поврежденную машину до аэродрома и посадить её, но сам он был тяжело ранен и более участия в боях не принимал. Сразу скажем, что в кабину аса попал 37-мм снаряд, следовательно предпочтительнее версия, что его атаковали «Кобры», поскольку «Яки» с 37-мм пушками здесь не применялись.
По советским данным, в указанном месте и в указанное время патрулировала восьмёрка «Кобр» 196-го иап. Шли они построением «этажерка» - одна четверка, ведущий Парфёнов, находилась снизу, вторая четверка, ведущий Шевченко – сверху.
Были обнаружены два самолёта, идущие на высоте 500 метров, опознаны они были как фв-190 (Кобры, как всегда, патрулирование осуществляли на большой высоте). Обнаружил их Парфёнов Алексей Степанович, очень опытный пилот, штурман полка. Он тут же решил атаковать. Атаковал он с почти вертикального пике и сбил одного из фв-190 с первой атаки. На этом бой и закончился.
Нет никаких сомнений, что в прицел Парфёнова попал Винд. Совпадает время, место и примерные обстоятельства (пара, идущая на средней высоте). Ошиблись только в типе атакованного и в его судьбе. Самолет не был сбит, а только подбит. Ну, а тип, учитывая тот факт, что расстояние было немалое, спутать было нетрудно.
Но уж финны в своей манере насочиняли. Никакого боя с превосходящими силами не было, не было его и вообще. Финны договорились до того, что их атаковали 30 советских самолётов. На самом деле всё было банально: Катаяйнен откровенно проморгал одиночную атаку по своему ведущему. Ладно бы это был новичок, но Катаяйнен был опытнейший ас. Атака была проведена Парфеновым просто блистательно.
Eino Luukkanen 56
Этот ас был одновременно командиром Юутилайнена. Он был опытен, оставил сочинения, как и его подчинённый, столь же хвастливые, озаглавив их: «я уничтожил целый полк». При этом из его побед подтверждается тоже лишь малая часть. В основном они были плодом воображения. Один раз он был сбит и чуть не погиб, так как при вынужденной самолёт его разбился, ас чудом уцелел и даже избежал ранений. Это было 19 июня 44 года, при атаке на аэростат ас получил несколько попаданий ЗА. В воздушных боях его не сбивали.
Urho Lehtovaara 44.5
Четвёртый ас финнов известен не слишком сильно, поражений он, по имеющейся информации, не имел, но и подтверждаемость у него так себе: около четверти побед, то есть, иными словами, реальная результативность трех ведущих асов Финляндии составляла около 10 побед, а у Винда так и ещё меньше.
Oiva Tuominen 44
Ещё один известный ас, который интересен тем, что является лучшим асом «Фреччьи» в истории. Впрочем, разбор его побед на этом самолёте позволяет понять, что он не то что никого на ней не сбил – даже в бой толком не вступал, стараясь палить издали, а потом заявляя победы. Учитывая низкие качества данного самолёта, Туоминена понять можно.
В 43 он уже воевал на бф-109 и поначалу взялся за дело, но 2 июня 43 года его крепко остудили в прямом смысле этого слова. В своих воспоминаниях знаменитый ас Голубев Василий Федорович из 4 гиап ВВС КБФ подробно рассказывает про тот бой. Дело было так. Его группа сопровождала Пе-2. На подходе к цели финны атаковали ведущий Пе-2. Голубев с уважением отметил, что финны не стали действовать, как немцы, то есть атаковали самую сложную цель, а не летящий сбоку Пе-2, который представлял из себя более удобную мишень. Непосредственное прикрытие осуществлял Цыганов, но враги прорвались сквозь огонь его группы. Тогда Голубев, сделав резкий маневр, сблизился с вражеским самолетом и атаковал его в тот самый момент, когда финн открыл огонь по Пе-2. В итоге фв-190 (именно так ошибочно был определён тип вражеского самолёта) был сбит. Пилотировал этот Пе-2 Василий Иванович Раков, Герой Советского Союза, а впоследствии Дважды Герой. Голубев, может быть, спас жизнь ему в том бою.
Это описание согласуется с финскими данными. Туоминен заявил, что слишком сблизился с ведущим Пе-2, обстрелял его, тот взорвался, и его обломки фатально повредили его бф-109! Где-то мы такие истории уже слышали, и не раз. Он с трудом посадил горящий самолёт на воду и вынужден был искупаться в холодных водах финского залива, откуда его, правда, вскоре вытащили. Подобное купание финну не понравилось, и в последующем он уже не проявлял особого рвения в бой, оформляя лишь время от времени заявки в довольно умеренном количестве и, конечно же, без особых на то оснований.
Olli Puhakka 42
Этот ас, участник Финской войны, в 41 и 42 году тоже воевал весьма успешно на «Фреччье», а потом на бф-109. И, изучив его победы, можно прийти к выводу, что именно он, причём с приличным отрывом, является лучшим асом финских ВВС. Большинство его побед имеют подтверждение, это был объективный и сильный ас. Интересно, что он действовал не в типичной финской манере: не любил бой на виражах, а вместо этого в немецком стиле проводил короткие и точные атаки, был весьма трудноуловим. Его карьера показывает, что именно такой стиль в боях с советской авиацией был самым успешным. Вспомним, что и самый объективный венгерский ас Поттёнди действовал в немецкой манере.
Один раз он был сбит – 17 июня 44 года, на подбитом самолете дотянул до своих позиций и совершил вынужденную, на которой его самолет был разбит, но сам ас не пострадал. Это был бой против 159 иап, который на Ла-5фн сопровождал «Илы». Сопровождение осуществлялось одной четвёркой. Финны пытались прорваться к «Илам». Им такой возможности не дали, связали боем. Было заявлено три победы, но по финским данным сбит был только Пухакка. Отличились Медведев Виталий Филиппович, Калинин Николай Васильевич и Арзуманов Роман Арамович. Очевидно, данную победу одержал Арзуманов. Во-первых, он был опытнее других, а во-вторых, только его заявка имеет конкретику. Во время боя он заметил, как бф-109, выскочив из облаков, зашёл в хвост ведущему, и, быстро довернув самолет, дал точную очередь, после чего бф-109 тут же пошёл с дымом к земле. Это, кстати, очень похоже на стиль Пухакки: молниеносная атака в разгар боя, что было визитной карточкой и многих немецких асов. И если бы не прекрасная реакция Арзуманова, скорее всего Пухакка пополнил бы свой счёт в том бою. Безусловно, это очень ценная победа, учитывая квалификацию Пухакки.
Olavi Puro 36
А этот ас начинал, как разведчик, причём летал на трофейном и-15 и даже одержал на нем две победы. Позже он, перейдя в истребители, на бф-109 стал успешным асом, хотя в целом у него очень низкая подтверждаемость побед, как и у большинства финских асов. 28 июня 44 года, возвращаясь с задания по разведке, причём с того самого, во время которого ранен был Винд, Пуро был также ранен. Хотя его самолёт и уцелел, он смог его довести до аэродрома и нормально посадить, сам ас попал в госпиталь, откуда, впрочем, вскоре сбежал, чтобы ещё повоевать и заявить порцию фейковых побед.
Итак, рассмотрим действия сторон по советской и финской версии. Пуро, в отличие от Винда, смог провести разведку, но на обратном пути его догнали «Яки-9» с 37-мм пушками (как легко догадаться, это были на самом деле «Аэрокобры»). Он успел развернуться навстречу, сбил одного из нападавших, но и сам был ранен.
Изучив все заявки от Яков, мы не находим ни одной подходящей. Зато по времени, месту и обстоятельствам действительно подходит один бой от «Кобр» 103-го гиап.
Сразу надо сказать, что «Кобры» вовсе за ним не гонялись, а сопровождали свои Пе-2, причём численность группы составляла 22 «Кобры». Дальше события, якобы, развивались так. Пара фв-190 пыталась атаковать в лоб Пе-2. Один из пилотов, Архипов Вячеслав Иванович, ведомый Калинина Дмитрия Александровича, атаковал фв-190. Он вёл огонь с 500 метров (!!!) на встречном курсе. С такой дистанции сбить кого-то было бы очень трудно. Однако ведущий фв-190 пошёл вниз. Архипов начал его преследовать, догнал и повторной атакой с «горки» добил, а ведомый фв-190 ушёл восвояси.
Это описание боя не может нас удовлетворить. Прежде всего, почему из всей большой группы атаковал только один пилот? Да ещё и ведомый. Более того: Калинин, ведущий Архипова, из того боя не вернулся, но что с ним стало, никто не видел. Включая и Архипова. Ведь задачей Архипова была вовсе не борьба с истребителями противника, а прикрытие ведущего. Начальство, видимо, было не в восторге от действий Архипова, и победа ему не была засчитана.
В общем, сопоставив оба описания и отметив, что типы снова обе стороны перепутали, что, учитывая обстоятельства боя, неудивительно, мы можем составить более-менее целостную картину боя.
Пуро, выполнив задание, мирно возвращался домой и, конечно же, никакие Пе-2 атаковать не собирался (видимо, эта версия возникла на основе доклада самого Архипова). Его пару заметили Калинин и Архипов. Оба пошли в атаку. Вероятно, Архипов сильно отстал от Калинина, который хотел стремительной атакой сбить бф-109. Пуро успел развернуться навстречу ему и сбить его. Архипов не видел гибели ведущего, но обстрелял издали идущий на него бф-109, добился попаданий. Вторая его атака была безрезультатной, и ему совершенно справедливо победу не засчитали.
В общем, если Винд был ранен в результате эталонной атаки, то Пуро просто не повезло. Действия Советских пилотов в том бою были далеки от идеала. Тем не менее, факт остаётся фактом: Архипов смог подбить одного из лучших асов Финляндии, пусть лучший он и формально, и чуть не выключить его из боевых действий. Любопытно, что Архипов, хотя и успешно встретил Победу, но так и остался с пустым счётом – ни одного сбитого самолёта за время Войны ему не засчитали.
Nils Katajainen 35.5
Этот ас интересен тем, что, будучи одним из лучших асов финляндии, он был лишь в небольшом чине и, кроме того, постоянно ходил ведомым, и не только у известных асов, но и обычных пилотов. В принципе, многие асы финнов, как мы писали, любили ходить ведомыми, создавая равнозначные пары. Самым известным из таких был Катаяйнен. Как мы видели из одного примера, ранение Винда, ведомый он был не идеальный. Что до его побед, он, естественно, завышал прилично, но все же есть у него и реальные победы, так что из рассмотренных нами асов он, пожалуй, второй по объективности после Пухакки. Хотя стиль боя у него был чисто финский.
Самого его тоже несколько раз подбивали. Первый такой случай был 2 июня 44 года. Это был бой четверки бф-109 из LLv24 и группы советских «Илов» и «Яков», которые финны спутали с Ла-5. Бой этот описывает Дмитрий Марченко в статье «оверклайм над Карельским перешейком». Марченко пишет следующее: «4 Як-7б 283 ИАП сопровождали 1 Ил-2 72 ОКАЭ на разведку над Карельским перешейком. 4 Ме-109 финнов атаковали Ил-2 и пару непосредственного прикрытия. Ударная пара находившаяся выше, в составе лейтенантов Холодова и Иванова контратаковала противника. Одна пара Ме-109 ушла в облачность, Холодов настиг ведомого Ме-109 в облачности и дважды его атаковал, подбитый «Мессер» пошел со снижением и после третьей атаки Холодова, с дистанции 100 метров, был сбит. Финны потеряли Bf-109G-2 MT-204, летчик лейтенант Херрала (Luutn Heikki Herrala) погиб».
Финны, кстати, умудрились заявить три победы. Естественно, без какого-либо основания. Да и бой провели откровенно плохо. Они попросту не заметили пару Холодова. В описании Марченко есть только одна неточность. Помимо Херралы, был подбит в том бою фёёпели (старший сержант) Нильс Катаяйнен, имевший 19 побед на счету на тот момент. Он был серьёзно ранен и выбыл до 21 июня, то есть пропустил большой отрезок боев за Выборг. Однако, если судить по описанию, атаковали всего один самолет. Тут, кажется, объяснение найти можно. Василий Николаевич Холодов действительно подбил ведомого бф-109, а ведомым был как раз Катаяйнен. Это произошло в ходе его первых атак. Тот уводил бф-109 на свою территорию. Но во время третьей атаки Холодов не добил уже подбитый им самолёт, а атаковал другой бф-109, вероятно Херрала хотел прикрыть Катаяйнена и погиб вместо него. Херрала не был асом. Так что Холодов фактически один бф-109 сбил, а другой сильно повредил и вывел на некоторое время из строя сильного аса. Сам он думал, что атаковал один и тот же самолёт. Любопытно, что эта победа стала первой на счету Холодова и так и осталась единственной. А ещё интересно, что опытный ас Катаяйнен был ведомым у совершенно неизвестного пилота, который, однако, был офицером.
Затем ас был подбит в бою 3 июля, но совершил вынужденную посадку на брюхо, самолет списан не был. Его подбили пилоты 191 иап.
А 5 июля асу удача изменила окончательно: в схватке с флотскими Яками он заявил один из них сбитым, причём эта заявка не подтверждается, но затем сам был подбит, при попытке посадить сильно поврежденный самолёт разбил его, сам получил тяжёлые травмы и более не воевал. В том бою заявлено было три победы советскими пилотами, но, как кажется, самым реальным претендентом на победу является опытный ас и командир 13 гиап ВВС Кбф Мироненко Александр Алексеевич, который, став командиром полка, продолжал активно летать на боевые задания.
Как видим, из восьми лучших асов ни один не погиб на Востоке, но двое выбыли по ранению, ещё один был серьезно ранен, но вернулся в строй, ещё трое теряли самолёт в бою, но без ранений, и только двое избежали поражений. Естественно, учитывая тот факт, что из этих асов шестеро были просто вралями и хвастунами, вся эта статистика имеет значение ограниченное.
Lauri Nissinen 32.5
Этот ас в 41 году был лучшим асом финских ВВС и, наверное, остался бы лучшим, но пошёл по стезе командирской. Его судьба наглядно показывает, что, забросив на время практику воздушных боев, после длительного перерыва трудно вернуться. Отметим, что в 41 году финны ещё врали гораздо меньше, чем потом, и Ниссинен, судя по всему, не был исключением. Хотя, по причине отрывочности сохранившихся документов Советских ВВС на этом участке фронта, победы его не поддаются полной сверке.
В 41 году ас в основном работал на лобовых, что вызывало порицание начальства, так как было очень опасно. Несколько раз его подбивали, но сказывалась живучесть «Буффало». Особенно сильно он пострадал 1 августа 41 года, когда его машина была повреждена очень сильно. Но мы не находим, с кем из советских соединений он бился и кто мог его подбить.
В 42 и 43 году он воевал довольно мало, но в 44 году вернулся к активной боевой деятельности. 17 июня его карьера разом оборвалась, хотя вроде бы и не по его вине. Это было в бою со 159 иап.
Четверка Ла-5фн сопровождала шестёрку Илов в район Лимата. Группа была атакована двумя звеньями бф-109. Пока одно звено атаковало штурмовики, другое занялось истребителями. Но немцам успех не сопутствовал. Искусный и опытный пилот, Рузин Анатолий Васильевич, довольно быстро подловил один из бф-109 на вираже и сбил его. После этого остальные тут же из боя вышли.
На самом деле, Рузин одной очередью уложил двух. В его прицел попал лейтенант Урхо Каарло Сарьямо из LLv24. На счету этого аса было 12.5 побед. Падая, он врезался в самолет другого аса, Лаури Вильхельма Ниссинена, который как раз атаковал «Илы». Оба аса в результате столкновения погибли. Советские пилоты не видели столкновения, поэтому засчитали Рузину только одну победу. Остаётся добавить, что финны ничтоже сумняшеся записали на свой счет четыре Ла-5 и столько же Илов, хотя никакого ущерба советским силам не нанесли. Тут финны были сами собою. А мы напомним, что в тот же день в очень похожем бою пилоты 159 иап сбили Пухакку, только он выжил. Ну, а Ниссинен стал самым результативным из финских асов, погибших на Востоке.
Kyösti Karhila 32
Этот ас финнов был достаточно объективен, причём за свою карьеру сбил нескольких советских асов. В частности, 4 мая 43 года в большом маневренном бою им сбит Васильев Михаил Яковлевич, выдающийся ас 4 гиап. Про его победы мы поговорим позже, пока же отметим, что поражений его нами не найдено.
Jorma Karhunen 31
Ещё один ас из «старой гвардии», участник финской. Подтверждаемость его побед не очень высока, но он был все же более толковый ас, чем распиаренные хвастуны вроде Юутилайнена, Винда и Лууканнена. Поражений его нами не обнаружено.
Emil Vesa 29.5
Ещё один ас из «середнячков» финнов, причём середнячок он и по подтверждаемости побед. В принципе, вполне добротный финский вояка, очень типичный: не хватающий с неба звёзд, зато упорный, цепкий, активно атакующий в условиях сильного сопротивления «Илы» и Пе-2, что финны умели делать. Немцы обычно хорошо в таких случаях вели бой только при отсутствии должного сопротивления. Однажды в таком бою его сбили. Это было 28 июня 43 года в небе Выборга. Ас успел заявить два «Ила» без особых на то оснований, потом был сам подбит и совершил вынужденную, самолёт был разбит, но сам ас не пострадал. Аса подбил пилот 14 гиап Дубовик Иван Михайлович из группы сопровождения.
Tapio Järvi 28.5
Этот ас летал в одном подразделении с Юутилайненом и, в принципе, был такой же враль, только калибром меньше. Поражения его не установлены.
Klaus Alakoski 26
Этот ас часто летал ведомым другого известного аса – Лехтоваары, причём он был гораздо объективнее своего ведущего. Более половины его побед так или иначе подтверждаются, а это для финнов показатель очень большой. Это был самый типичный финский ас-трудовик. Поражения этого аса в боях мы не нашли.
Kalevi Tervo 23
Этот ас активно воевал в 42 году в Карелии. Точно сказать, насколько он объективен, мы пока не можем. В 43 году он погиб в бою. Это произошло 20 августа в небе Балтики вечером. Ас вылетел в составе группы Пухакки на отражение удара «Илов». Пухакка в своём фирменном стиле атаковал внезапно и сбил один «Ил», другие финны завязали бой с сопровождением. Отметим, что бой был локальным – тройка «Илов» и тройка ЛаГГов 13 иап КБФ с Советской стороны и пара звеньев с финской. На помощь пришло ещё одно звено Ла-5 из 3 гиап ВВС КБФ, с которым пара Терво завязала бой. В итоге на глазах всего гарнизона острова Лавенсаари ведущий звена, Левченко Георгий Никитович, сбил «фв-190», на самом деле бф-109. Эти обстоятельства установлены Дмитрием Марченко в его статье «Счет финских истребителей в 1943 году-2».
Jorma Saarinen 23
А этот ас почти все свои победы одержал в 44 году, и почти все они не подтверждаются. Он стал последним финским асом, погибшим в боях. Его сбили 18 июля 43 года пилоты 159 иап. В последнем бою ас заявил победу, однако реально потерь полк не понёс. Сбил финского аса выдающийся ас 159 иап Веденеев Валентин Иванович. Дело было так.
Звено Веденеева вышло на отражение налёта ю-87 и бф-109. Встретив вражеские самолеты, Веденеев дал задание четвёрке атаковать "юнкерсы", а его пара атаковала бф-109. Веденеев использовал против превосходящего по численности врага фактор внезапности. В итоге с первой же атаки удалось добиться расстройства группы истребителей, а вскоре Веденеев сбил её ведущего, остальные начали выходить из боя. Сааринен пытался на подбитом самолёте дотянуть до своих, но разбился. Дело решила стремительность и слаженность советской атаки.
Eero Kinnunen 22.5
К началу 43 года этот ас был одним из лучших в Финляндии. Причём он воевал на «Буффало» и на нем же погиб 21 апреля 43 года. Этот бой отлично и очень подобно описан в мемуарах Василия Фёдоровича Голубева. Описание боя очень детальное, поэтому мы сделаем свое описание, более краткое, на основе мемуаров.
Всё началось с того, что в 4-м гиап придумали тактику последовательного ввода звеньев в бой. То есть, первое звено должно было при сопровождении "Илов" связать боем немецкие и финские истребители при их появлении, а затем в бой последовательно входят взлетевшие позже два звена.
Первым шло звено Цыганова Евгения Терентьевича, затем - Васильева Михаила Яковлевича, ну, а сам Голубев входил в бой третьим. В его же звене был и знаменитый ас Костылев, который как раз вернулся из штрафбата. Добавим, что, кроме Ла-5, в сопровождении "Илов" участвовали также "Яки" из другого полка. Они должны были осуществлять непосредственное сопровождение, а более высотные Ла-5 их страховали сверху.
Действительно, ещё на подходе к цели группа "Буффало" атаковали "Яки" и "Илы", но были, в свою очередь, атакованы группой Цыганова. Он навязал им бой на вертикалях. Интересно, что с финнами работала совсем иная тактика, чем с немцами: с бф-109 бой на вертикалях был слишком опасным. Но с вертким, однако медленным Буффало эта тактика, напротив, была выигрышной.
Впрочем, вскоре Цыганов, сбив один из «Буффало», увел четвёрку и пошёл в район цели для расчистки воздуха, предоставив «Якам» биться против Буффало. Там его уже ждали фв-190. Завязался трудный бой, немцы пытались ловить наших на лобовых, советские пилоты снова тянули на вертикали. В это время подоспела четверка Васильева, которая вела бой с Буффало и с фв-190. Особого успеха ей не удалось добиться, поскольку фактор внезапности использован не был. Четверка втянулась в бой на виражах, был сбит пилот Ильин.
На помощь им пришёл Цыганов, оторвавшись от наседавших на него фв-190. Он атаковал ведущего одной из пар и сбил его, после чего у него патроны закончились, и вся его четверка стала выходить из боя. В свою очередь, после атаки Цыганова финны заметно ослабили натиск. Но из боя не вышли.
Тут подоспело звено Голубева. Голубев не стал атаковать группу Буффало, которая только что вела бой с группой Васильева и подверглась резкой атаке Цыганова. Голубев и Костылев занялись подошедшим подкреплением. Атаковали сходу на встречных курсах и сбили с первой атаки два Буффало, потом Голубев сбил ещё один. По его воспоминаниям, отличился ещё и пилот Федорин, но эта победа на счет пилота не пошла. После такого горячего приёма финны начали наконец выходить из боя.
Бой этот шёл 45 минут. Как выше сказано, финны были ребята упорные, в отличие от немцев, бились до конца. Неясно, участвовали ли в том бою фв-190, но заявок они не оформили, все победы одержали финны. Сами они потеряли два своих самолёта вместе с пилотами, третий был подбит, но позже его починили. Обе стороны сильно завысили свои успехи.
У советских пилотов получилось не всё: например, звено Васильева сработало неудачно, ему не удалось добиться эффекта неожиданности, оно было втянуто в невыгодный бой на виражах. Хорошо, напротив, сработало звено Голубева. Не было правильно отлажено взаимодействие «Яков» и Ла-5. В целом успешно работало звено Цыганова. Именно вмешательство Цыганова очень помогло звену Васильева.
Киннунен, сбитый в бою, посадил горящий самолет на льдину, но умер после того, как его достали из-под обломков. Финны, сильно расстроенные этой потерей, решили списать её на огонь ЗА, что, конечно же, не имеет никакого отношения к реальности.
Кто сбил его? Несмотря на обилие заявок, мы с высокой долей вероятности можем установить имя победителя. Киннунен вел бой в составе звена, где ведущим был Ханс Винд, ещё один известный ас. Он сначала сбил «Як», а потом, совместно с Виндом, Ла-5 (заявлен как ЛаГГ). То есть, очевидно, вёл бой с группой Васильева. После этого он сам был сбит недалеко от берега.
Если всё это суммировать, то самым реальным автором победы мы должны признать Цыганова Евгения Терентьевича. Совпадает и время, и примерные обстоятельства, и место, и даже такая деталь, что Цыганов сбил именно ведущего второй пары. Ведущим первой пары, естественно, был Винд. Заявки звена Голубева отпадают, так как его орлы атаковали подкрепление, а Киннунен вёл бой с самого начала. Но Голубев или же Костылев сбили Тауно Хейнонена, второго погибшего, имевшего 5 побед на счету.
Очевидно, основную роль сыграла неожиданность атаки Цыганова, который смог уйти от преследования фв-190 (возможно, это тоже были Буффало) и подловить грозного финского аса. Цыганов был прекрасный пилот, не зря именно его поставили ведущим первого звена, которому предстояла самая сложная задача.
Окончание следует