Найти в Дзене

Истории старой Москвы: Где крестили Петра Первого на самом деле?

Множеству противоречий, версий и слухов вокруг вопроса о крестинах первого Всероссийского Императора до сих пор не дано сколько-нибудь убедительных пояснений.
Что ж, попробуем самостоятельно разобраться в этом загадочном эпизоде истории царевича, по каким-то причинам тщательно от нас скрываемом.

На фотографии: Портрет Петра Великого кисти фламандского художника Энтони Шунджанса (Anthoni Schoonjans). Написан в период с 1696 (?) по 1725 год.

Что вообще известно о том, где погружали младенца Петра в Святую купель?Достоверного - мало что.

Все бесконечно повторяемые сообщения на этот счет, основанные на утверждении И.Е. Забелина (1872 год), носят сугубо фактографический характер и явно не отличаются (включая и сам первоисточник) безусловной достоверностью:
«Наконец настал Петров день (29 июня), в который назначены были крестины. Крестины были совершены в Чудовом монастыре, у Алексея Чудотворца в трапезе, перед обеднею, в 3 часу дня».

-2

Однако в сообщении Дворцовых разрядов, основанном, как надлежало тому быть, на соответствующей записи монастырских книг, об этой службе содержатся лишь фрагментарные сведения, что уже само по себе ставит под сомнение факт совершения обряда именно в Чудове. Ведь Великий Московский Собор 1666 года в «Одиннадцатом Деянии» положил без изъятия обязательное ведение церквями книг для регистрации крестин с подробным их описанием.

Да, и сам монастырь не был тем обычным бессменным местом, где царь Алексей Михайлович крестил своих детей.
Так, Таинство Крещения царевича Алексея (1654 г.), царевен Софьи (1657 г.) и Феодоры (1674 г.) совершалось в Успенском соборе, а Екатерины (1658 г.), Марьи (1660 г.), царевича Феодора (1661 г.) и царевны Феодосии (1662 г.) - в церкви Великомученицы Екатерины, «что у царицы на Сенях».

Так что бытующие в историографии сведения о Чудовом монастыре, как месте крещения царевича Петра, пусть и основанные на авторитетном «подтверждении» этого факта со стороны И.Е. Забелина, без отсылки на соответствующие монастырские рукописи (а их, как мы видим, не было и нет) носят характер не более чем предположений.

-3

В 1934 году на месте снесенной обители на Ивановской площади Московского Кремля был построен так называемый «14-й корпус» - административное здание. Ничем непримечательное, оно простояло здесь до 2016, … одно время даже присутствовало на оборотной стороне российских банкнот образца 1993 года.
Привычная Кремлевская картинка, не правда ли?

Кроме Чудова монастыря в Москве есть еще одно место, которое хотя и не является «идеальным», но все же с натяжкой может соответствовать тому, что мы пытаемся отыскать.
В некоторых источниках можно встретить упоминание о крещении будущего Императора Петра в церкви святителя Григория Неокесарийского, что на Полянке.

Храм древний, история его уходит еще во времена Великого князя Василия II (Темного).
До марта 1666 года в нем служил духовник царя Алексея Михайловича - протопоп Андрей Постников. Он и заложил каменную новую пятиглавую церковь, причем в Святом деле ее построения живое участие принимал и сам царь. Имела она статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии.
А за полтора года до рождения Петра здесь без особой пышности, в тишине, венчались его будущие родители - Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина.

-4

Эти факты и выступают в качестве не очень убедительных аргументов в пользу того, что именно в церкви святителя Григория Неокесарийского должны были крестить младенца Петра.

Вещественным же доказательством этого «исторического события», по утверждению официального церковного сайта, служит « … бережно сохраняемая здесь купель» (которую по какой-то причине народу все же не являют).
Однако не очень понятно, как одновременно согласовать убеждение о наличии этого предметного свидетельства с ссылкой в том же тексте на лишь существующее о нем «предание», а поверье, в свою очередь, с надписью на одной из шести живописных стенных миниатюр притвора (современного исполнения) о «принятии царем Петром I Святого Крещения в храме Григория Неокесарийского».

-5

На фотографии как раз фрагмент его чарующего розово-бирюзового фриза.

Кроме того, следует заметить, что в единственном документе - небольшом столбце (особая форма документов в России XIV-XVII веков, текст которых был написан на склеенных в виде ленты бумажных полосах) 7180 года (или 1672 - по новому стилю), из московского отдела общего Архива Министерства Императорского двора, указывающим на духовенство, бывшее при крещении Петра (но при этом умалчивается «где» и «когда» состоявшемся), из имевших отношение к церкви святителя Григория никто не упомянут.

Таким образом, говоря и о храме святителя Григория Неокесарийского на Полянке, как о месте воцерковления Петра Первого, остается признать, что представление об этом - всего лишь ничем не подтвержденная версия, а значит, и искать ту самую потаенную церковь нам следует в других краях.

Петра Первого крестили в домовой церкви

… к этому выводу мы неизбежно приходим, применив стратегию, известную под названием «метода исключения». Тут все очень просто:
из некоторого множества выводятся элементы с не удовлетворяющими его требованиям характеристиками.
В контексте решаемой нами задачи, рассматриваемым параметром является место службы тех духовных лиц, кому 2-го июля (1672 года) за крещение младенца Петра были даны царские подарки, исторические сведения о чем дошли до нас в записи уже упоминавшегося столбца.

Среди них:
- Церковь святителя Григория Неокесарийского/духовник царя Алексея Михайловича - протопоп Андрей Постников
- Чудов монастырь/архимандрит Иоаким и дьякон Пахомий
- Церковь Великомученицы Екатерины, что у царицы на Сенях/дьякон Иван.

После элементарного преобразования системы - исключения из нее не подтвержденных достоверными фактами мест возможного крещения Петра Первого, единственным и однозначно верным остается Екатерининская церковь, что подтверждается и результатами обработки статистической информации о частоте крещения детей царя Алексея Михайловича в том или ином московском храме.

-6

На фотографии: «Вид на Соборную Площадь в Московском Кремле» (Джакомо Кваренги, 1797).
Бумага, акварель. 43.2 x 57.2 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Следует отметить, что степень достоверности полученного нами результата оказывается достаточно высокой - на долю домовой церкви Святой Екатерины, что у царицы на Сенях, приходится более 55% случаев совершения Таинств Крещения именно в ней.
Таким образом, во всех редакциях сочинения И.Е. Забелина «Домашний быт русских царей в XVI - XVII веках» в части указания места крещения последнего царя Всея Руси содержится историческая неточность.

Ну вот, пожалуй, что и все ...

В заключение уместно будет напомнить, что выражением «на Cенях» обозначалось большей частью местоположение княжеских, а впоследствии и царских домовых церквей и Екатерининская стояла к северу от Золотой Царицыной палаты.

-7

На фотографии: «Теремной дворец в Московском Кремле» (Джакомо Кваренги, 1797 год).
Бумага, акварель. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Приложение

На фотографиях: Медаль «На рождение Петра I, 30 мая 1672 года». Ретроспективная медаль, выполнена П. Вернером по рисунку Я. Штелина около 1759 года.

ОПИСАНИЕ МЕДАЛИ

-8

На лицевой стороне медали надпись по кругу - "ALEXIVS MICHAELIS FILIVS D.G. TZAR ET MAGNVS DVX TOTIVS RVSSIAE" (Алексей Михайлович, Божиею милостью Царь и Великiй Князь всея России).
В центре поясные изображения Царя (Алексея Михайловича) и Царицы (Натальи Кирилловны), в богатом древне-русском наряде, фигуры обращены вправо.
Царь в царском венце, на груди бармы, правой рукой держит скипетр, левой державу.
Внизу, между завитками, подпись медальера "P.P. WERNER - Fecit N".

-9

На оборотной стороне медали надпись в верхней части по кругу - "SPES MAGNA FVTVRI" (Великая надежда в будущем).
Под надписью сидящий на облаках крылатый гений со звездочкой над головой вручает России, изображенной в виде коленопреклоненной женщины с зубчатой короной на голове, лежащего на подушке новорожденного царевича. Позади нее находится выгнутый щит с российским двуглавым орлом.
Внизу под обрезом в три строки надпись: "PETRUS ALIXII FILIUS / NATUS 30 MAII / MDCLXXII" (Пeтр Алексеевич родился 30 Mая 1672 года).