Найти в Дзене

Значимые события 2024 года в сфере медицинского права. Оценка юристов сообщества Право-мед.ру

27 декабря 2024 года записали с коллегами видео.

Значимые события 2024 года в сфере медицинского права. Оценка юристов сообщества Право-мед.ру
Значимые события 2024 года в сфере медицинского права. Оценка юристов сообщества Право-мед.ру

Поскольку в видео в ДЗЕН активно интегрируется реклама, мешающая просмотру, предлагаю текстовый вариант записи.

А. Панов: Продолжаем традицию подведения итогов текущего года, начатую еще в 2018 году. Давайте послушаем моих коллег по сообществу Право-мед.ру, какие события 2024 года они посчитали значимыми и почему.

А. Коршунов: Коллеги, я вас всех приветствую, поздравляю с наступающим годом 2025 и хочу предложить свой вариант рейтинга событий уходящего 2024 года. На первое место я, наверное, поставлю изменения в статью 238 Уголовного кодекса, которые внезапно возникли буквально недавно.

Я думаю, что до конца года будут подписаны президентом изменения, согласно которым действие этой статьи 238 не будет распространяться на медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь.

Эта тема сейчас обсуждается везде, в том числе на видеоконференции, к сожалению, я не смог в ней принять участие. Как оно будет дальше работать, жизнь покажет, но безусловно, это событие, и на мой взгляд, оно, наверное, самое значимое.

Второй момент — методика проведения судебно-медицинской экспертизы по материалам дел, которая была утверждена 20 сентября 2024 года.

Также она обсуждалась, есть вопросы, но то, что мы будем ее применять в своей работе — это однозначно. Еще бы я отметил обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании, который был утвержден президиумом Верховного суда 27 ноября 2024 года. Мы тоже будем использовать его в работе, это тоже событие, и оно не последнее.

И, наверное, я бы еще отметил определение Конституционного суда 25 июня 2024 года, номер 1476-О, о разграничении при применении статей 109 и 238. Наверное, это уже не актуально, когда будут приняты изменения в 238 статью, но я все равно считаю это событием значимым.

В целом год был довольно продуктивным на разные события, но вот я эти решил отметить и считаю, что именно они достойны того, чтобы попасть в наше итоговое видео.

С наступающим Новым годом еще раз, коллеги. Здоровья, счастья, успехов в нашем нелегком труде. Надеюсь, в этом году мы будем чаще участвовать в видеоконференциях.

Д. Гаганов: Более значимым событием медико-правовой направленности уходящего 2024 года я считаю дело о компенсации морального вреда супруге умершего пациента, дело номер 8-15928/2024 года. Здесь мы чуть ли не впервые видим, что суд не стал автоматически удовлетворять иск, в данном случае кассационная инстанция не стала отказывать в кассационной жалобе с сохранением суммы компенсации, то есть подтверждать исковые требования со стороны близких умершего.

Суд третьей инстанции стал разбираться и оценивать процессуальное поведение вдовы, которая даже не появилась в суде, и разобрал доказательства наличия близости и эмоциональной привязанности между близким человеком и вдовой.

Несомненно, мы знаем, что пункт 49 на это указывает в постановлении пленума номер 33 Верховного суда. Но суды чаще автоматически просто цитируют абзац из этого пункта. Здесь же мы видим серьезный разбор ситуации. Конституционная инстанция отметила, что при определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости применительно к данному случаю. Это кажется чрезвычайно важным в масштабах всего 2024 года, и что в делах данного типа необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении моральных страданий именно этим лицам.

То есть это такой уход от автоматического присуждения сумм компенсации морального вреда родственникам на том основании, что они являются родственниками. С наступающим вас 2025 годом!

В. Фефилова: Я бы выделила три значимых события уходящего года. Первое событие — это изменение в 238 статью Уголовного кодекса, которые были приняты 17 декабря в третьем чтении Госдумы и касаются исключения медицинской помощи из статьи 238 УК «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Конечно же, остаются статьи 109 и 118 УК, касающиеся причинения смерти по неосторожности, причинения тяжкого вреда по неосторожности при исполнении профессиональных обязанностей.

Однако срок давности по данным статьям составляет 2 года, в отличие от статьи 238 УК, где срок привлечения по части 2 был 6 лет. Все мы знаем, что судебно-медицинская экспертиза проводится очень долго — 2-3 года. Поэтому дела будут закрываться уголовные.

Выход, который я вижу, — это сокращение сроков проведения судебно-медицинской экспертизы. В принципе, она может проводиться всего за месяц, тогда как срок ожидания ее проведения составляет 2-3 года. Второе значимое событие — это обзор Верховного Суда по делам, касающимся обязательного медицинского страхования, который вышел 27 ноября. В данный обзор попали два моих дела, выигранных.

Про одно из них я здесь рассказывала, это оспаривание тарифного соглашения. Алексей Валентинович тогда сказал, что это был юридический пилотаж. Поэтому испытываю чувство профессиональной гордости за то, что данные дела попали в обзор Верховного суда.

Что касается отрицательной стороны, в пункте 17 обзора говорится о том, что в случае исчерпания выданных медицинских объемов планом медицинской помощи медицинская организация обязана перенаправлять пациентов в другие организации.

Однако данное положение, закрепленное Верховным судом, не соответствует законодательству Российской Федерации. В 323 федеральном законе сказано, что пациент сам выбирает медицинскую организацию из числа участвующих в территориальной программе.

Также в договоре на оплату за медицинскую помощь нигде не установлено, что медицинская организация при исчерпании объемов должна перенаправлять к другим медицинским организациям. То есть данное положение не соответствует законодательству.

И последнее, третье значимое событие для меня — это также принятое в третьем чтении 12 декабря изменение в 326 федеральный закон, статью 15, касающихся частных медицинских организаций. Если раньше участие в сфере ОМС носило уведомительный характер, то сейчас, с 2026 года, это будет заявительный характер. То есть не все медицинские организации будут включены в ОМС, будут критерии отбора, соответственно, будут отказы.

Какие мы видим тенденции? С 2022 года сверхобъемы у нас перестали оплачиваться, в 2025году, как мне сказали, частным медицинским организациям будет выделено очень мало объемов на оказание медицинской помощи. С 2026 года частные медорганизации будут исключаться из ОМС.

К чему это все приведет? К тому, что в государственных бюджетных учреждениях будут большие очереди, большие сроки ожидания, и пациенты будут вынуждены платить за получение высококвалифицированной медицинской помощи, которую сейчас они могут получить по ОМС в частных медорганизациях. Медицинская помощь там оказывается в основном на новом оборудовании с новыми технологиями.

И. Степанов: Добрый день, уважаемые коллеги и все те, кто интересуется вопросами медицинского права и правоотношениями в медицине. Заканчивается еще один год. Чем он примечателен? Прежде всего, в конце года мы с радостью восприняли, я имею в виду врачебное и юридическое сообщества, изменения в статье 238 Уголовного кодекса Российской Федерации. То есть медицинские работники были выведены из субъектного состава данной статьи, что, в общем-то, мы рассматриваем как положительное явление.

Также целый год шли дискуссии по применению и освоению клинических рекомендаций, так как с 1 января 2025 года клинические рекомендации становятся обязательными к исполнению. Как будут применяться эти положения и 238 статьи, и обязательность клинических рекомендаций, мы узнаем в следующем году.

Но хочется отметить и проблемы, которые были в этом году. Это прежде всего проблемы кадрового дефицита, как они решались. Прежде всего, финансированием врачей, которые работают в малых городах, но также такая тенденция, как сокращение незанятых штатных единиц, как средство решения проблемы кадрового дефицита. Естественно, в этих условиях средние города в отличие от малых городов и крупных столичных городов оказались в менее выгодном положении в плане финансового обеспечения.

Я считаю, что проблема должна решаться на государственном уровне, прежде всего это взаимоотношение частной и государственной медицины.

Но почему бы, допустим, если фонды ОМС не могут софинансировать оказание медицинской помощи, почему сами граждане не могут нести деньги в государственную медицину?

Ведь при недоступности медицинской помощи в государственную медицину, они несут деньги в частную медицину. То есть они оседают там. Это все проблемы, которые требуют решения уже в следующем году.

А от себя хочу поздравить вас с наступающим Новым Годом, чтобы врачи и пациенты были партнерами и от общения друг с другом они получали взаимное удовлетворение. С наступающим Новым Годом, здоровья, счастья, удачи вам в Новом Году.

Спасибо!

И. Печерей: На мой взгляд, в уходящем 2024 году следует считать главными два события и одну устоявшуюся тенденцию. Начнем с тенденции.

На мой взгляд, именно в 2024 году устоялась и четко утвердилась тенденция того факта, что клинические рекомендации в правоприменении носят обязательный характер. Несмотря на множество споров, которые сейчас есть и в профессионально-медицинском сообществе, и в профессионально-медицинском сообществе, например, относительно того, являются ли клинические рекомендации обязательными или нет, правоприменение четко гнет свою линию, и 2024 год наглядно показал, что клинические рекомендации действительно в правоприменении носят обязательный характер.

Именно по ним происходит оценка правильности или неправильности действий медицинских работников, именно то, насколько они выполняются в полном объеме, зависит и окончательная оценка того, правильно или неправильно была оказана медицинская помощь. Это показали многие уголовные дела и гражданские процессы.

Вторым событием я бы назвал вступление в силу приказа Министерства здравоохранения о порядке проведения судебно-медицинских экспертиз и вступление также в силу методических рекомендаций по проведению судебно-медицинских экспертиз по врачебным делам.

На мой взгляд, эти два документа достаточно серьёзно повлияют на практику правоприменения в сфере оценки правильности и неправильности оказания медицинской помощи.

Мы практически будем их использовать в нашей работе. Эти документы действительно содержат определённые нюансы их применения, новые определённые нормы.

Поэтому я полагаю, что принятие данных документов, вступление в силу, является тоже достаточно значимым событием 2024 года.

Ну и главным эпохальным событием, на мой взгляд, является, конечно же, отмена 238 статьи Уголовного кодекса для случаев оказания медицинской помощи. Эта статья никогда не была применима к медицинским работникам, и достаточно верным решением является её отмена в данном случае по отношению к оказанию медицинской помощи. Это достаточно важное, эпохальное событие.

Оно, конечно, очень спорно, вызывает бурю обсуждений, неоднозначную реакцию стороны, в том числе пациентского сообщества. Очень много споров о ней и, что самое главное, очень интересно, какая будет правоприменительная практика дальше. Но это мы увидим уже в 2025 году и будем смотреть вместе с вами. В любом случае, событие знаковое и давно уже назревавшее.

Поэтому я его считаю самым главным в 2024 году.

Н. Чернышук: Подводя итоги уходящего года, принято говорить об успехах и неудачах, ставить задачи на предстоящий год. 2024 был плодотворным, насыщенным и разнообразным как для нашей организации, так и для медицинского права в целом.

За год усилиями наших юристов завершено 68 гражданских, 2 уголовных и 57 административных дел, связанных с нарушениями при оказании медицинской помощи.

Принято в работу 74 новых гражданских дела. По нашим делам состоялось более 1000 судебных заседаний в 23 регионах по всей России.

По объективным причинам сократилось количество дел, связанных с лечением коронавирусной инфекции. Не было обращений по выплатам компенсаций в связи с заражением медицинских работников при выполнении профессиональных обязанностей по лечению коронавирусной инфекции.

При этом появились новые дела, связанные с выплатами компенсаций из-за травм, полученных во время участия в специальной военной операции.

Стало намного меньше обращений по поводу мошенничества в медицине, навязанными кредитами для лечения несуществующих болезней или приобретением дорогостоящих препаратов с эффектом плацебо.

Медицинское право развивается, совершенствуясь с каждым годом. Конец 2024 года ознаменовался, наверное, наиболее знаковым событием — декриминализацией 238-й статьи Уголовного кодекса в отношении медицинских работников. В этом году еще раз поднимался вопрос об обязательности клинических рекомендаций. Минздрав также предпринимал попытки актуализировать устаревшие стандарты.

И, что мне кажется важным, мы все чаще стали слышать о цифровизации здравоохранения. Единая государственная информационная система здравоохранения хоть и медленно, но при этом все шире внедряется в работу лечебных учреждений.

Осенью юристы всей нашей необъятной страны на себе ощутили преимущества цифровой системы Газ-правосудия, когда на месяц был отключен доступ к электронным базам данных всех судов. Лишившись привычного инструмента работы, нас словно откинуло в каменный век бумаг и аналоговой почты. Мы снова были вынуждены тратить время на личное присутствие при подаче и получении документов, стояние в очередях. Мы были лишены практически возможности оперативного получения и предоставления информации в суд.

Но хочется отметить в целом положительную динамику развития.

Принятые в 2024 году нормативные акты и изменения способствуют обеспечению качества и доступности медицинской помощи. Общая тенденция практики правоприменения показывает готовность государства защищать нарушенные права граждан в сфере здравоохранения.

Уверен, что положительные изменения продолжатся и в следующем году.

М. Галюкова: Значимым правовым событием 2024 года можно отнести изменение порядка оплаты при назначении судебной экспертизы.

Данная тенденция наметилась еще в 2023 году и была полностью реализована в 2024 году путем внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс.

На сегодняшний день, чтобы назначить экспертизу по любому гражданскому делу, в том числе по медицинскому делу, необходимо предварительно внести оплату на депозит суда. Это гарантирует, что эксперт получит свою заработную плату при производстве экспертизы.

Соответственно, после поступления заключения эксперта в суд, в первом судебном заседании суд решает вопрос о перечислении денежных средств с депозита суда непосредственно на счет эксперта.

Эксперту не требуется теперь ждать вступления решения суда в законную силу, но, разумеется, бывают ситуации, когда стоимость экспертизы увеличивается в ходе её производства. В таких случаях оставшуюся часть стоимости экспертизы суд распределяет при вынесении итогового судебного акта. Чаще всего это бывает, конечно же, при вынесении решения суда.

Еще одной тенденцией 2024 года стало урегулирование медицинских споров в досудебном порядке, либо же заключение мирового соглашения непосредственно при рассмотрении дела по существу.

Мне кажется, данная тенденция очень положительная и позволяет минимизировать не только процессуальные издержки и расходы на юристов, но и позволяет с меньшим эмоциональным вкладом разрешать конфликт.

Поэтому я желаю вам в наступающем году без конфликтного пространства, а если они и будут, то пусть каждый ваш конфликт заканчивается мировым соглашением.

А. Панов:А сейчас сам отвечу на поставленный вопрос. Для меня таких событий два.

Первое: размер специальной социальной выплаты для врачей и медсестер, выполняющих профессиональную деятельность на территориях малонаселенных пунктов, как правило, это периферия региона, существенно повышен, что позволило сократить нарастание кадрового дефицита.

И второе: Владимир Путин признал, что работа врача везде одинаково сложная и крайне ответственная. Такой большой разброс зарплат от региона к региону несправедлив, безусловно. Поэтому в указе о национальных целях развития России на период до 2030 года закреплены действия государства по становлению новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений здравоохранения.

Мы с вами знаем, что проведение пилотного проекта в 2025 году начнется сразу в трех регионах. Минздрав и Минтруд этими вопросами занимаются.

С наступающим Новым Годом! Полагаю, что 2025 год будет также насыщен событиями и нормативными актами, которые потребуют экспертного комментария сообщества Право-мед.ру, что мы будем также делать на регулярной основе. До встречи в 2025 году!

Задать вопрос по теме публикации медицинскому юристу Алексею Панову можно 😊! Для этого надо оформить заявку.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

О ценах на юридические услуги можно узнать, нажав на эту ссылку: Хочу получить грамотную юридическую консультацию по медицинскому праву!

Дополнительная информация от А.В. Панова
Дополнительная информация от А.В. Панова

© Алексей Панов, 2024