Саган (Сагаан) Убгэн (Белый Старец – бур.) – собирательный образ сабдаков, внимательно отслеживает за жизнью того или иного рода. И те из сабдаков, которые имеют посвящение в Учение Будды, помогают всем на их жизненном пути, в особенности тем, кто правильно движется в жизни, наращивает благодеяния путём оказания помощи другим людям, укрепляя связь с ними и божествами, вышедшими за пределы сансары – круговорота перерождений.
Информация к размышлению:
В основе буддийского культа Белого Старца лежат культы природы древних народов Монголии и Китая; в частности, у бурят — культ старца Беки, исторически восходящего к культу огня.
Сообразуясь с широчайшей популярностью культа в монгольской среде, буддийская школа гелуг включила Белого Старца в собственный пантеон так называемых божеств местности (монг. газрын эзэн; савдаг). Была составлена сутра, в которой описывается встреча Белого Старца и Будды Шакьямуни. В ней Белый Старец так описывает свои функции:
"Я в точности знаю грехи и добродетели людей, населяющих вселенную; долгота и краткость человеческой жизни в моём ведении… Кто по жестокости убил кого, не был почтителен к родителям, злоумышленно не оказал почтения Трём драгоценностям… таковых греховных существ предаю чертям,… навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии, как дождь. Обманы, невыгоду, порчу в вещах, убытки, смерть и мучение — всё это даю я". (Сутра Белого Старца)
Культ обоо
В Бурятии широко также распространены придорожные обоо, возле которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу». Многие жители Бурятии независимо от вероисповедания проезжая мимо святых мест бросают монетки, подносят «сэржэм» в виде напитков или, проще говоря, брызгают духам. Эти действия, согласно поверьям, дают им возможность благополучно доехать до пункта назначения, так как охранители местности сопровождают их на всём пути следования за то, что люди оказали им своё внимание и уважение. Как говорится, каков привет, таков и ответ…
Обоо располагаются на дорогах, горных перевалах, у озёр, аршанов, берегах рек. Говорят, что каждая местность, возвышенность, село, район, регион, страна, планета имеют своего потустороннего покровителя, который имеет своё происхождение из других измерений – из сферы богов (дэвов) и завистливых богов (асуров), а также прета (голодных существ). Численность сабдаков, именно так называют хозяев местности, просто огромно и значительно превосходит число людей.
Считается, что хозяева обоо создают погоду, отвечают за урожаи, так как имеют возможность оказывать своё влияние на стихии. Помимо этого они могут оказывать помощь своим, так сказать, подданным в самых разных делах, содействовать в улучшении здоровья, благополучии в жизни, оберегать их от различных напастей. Срок их жизни велик, у сабдаков, имеющих своё происхождение из мира тэнгриев (небожителей – бур.) – дэвов и асуров – длительность жизни может достигать нескольких десятков тысяч, а то и сотен тысяч лет. Потому буряты и называют их уважительно «Баабай» - отец, дедушка, так как люди, проживающие в эпоху калиюги – эпохи упадка, и имеющие недолгий срок жизни, ныне он составляет менее ста лет, проходят в их жизни, словно тени. Также называют и Ханом – царём, правителем данной местности.
Табан Хан – пять святых мест
Среди множества сабдаков выделяются наиболее могущественные хозяева местности, которые имеют влияние на определённые площади земли. Каждый бурятский район имеет своего наиболее сильного покровителя. Так, в Курумкане и Баргузине люди поклоняются Бархан уула, в Кижинге – Челсана Буурал Баабай и hэбхеэн Буурал Баабай, в Тунке – Бурхан Баабай в Ниловой пустыне и Бухэ нойон. Особо почитается Табан Хан – пять святых мест, расположенные на Бархан ууле (Курумкан), Бурин Хане (Джидинский район), Хумун Хане и Хугтэ Хане (оба находятся в Кяхтинском районе), Шагтэ Хане (Монголия).
Культ Обоо возник у ранних кочевников и был тесно связан с шаманизмом. Во время распространения буддизма Обоо постепенно были включены в буддийскую обрядность, получили широкое распространение в виде каменных сооружений белого цвета – Ступ – Субурганов – символам просветлённого ума всех Будд.
В традиционной форме Обоо представляют собой груды из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками, и является местом поклонения родовым или территориальным хозяевам данной местности. Подробно культ, а также взаимосвязь местораположения крупнейших обоо в Бурятии рассмотрено в книге "Древние тайны Бурятии и Байкала: от артефактов до мегалитов".
На Обоо совершаются обряды поклонения хозяину местности. Наиболее распространённый обряд — подношение «сэржэм» (золотого напитка – тиб.) водкой, чаем или молоком. В обряд «Обоо тахилга» также входит «даллага» (подношение в виде пищи). Во время «Обо тахилга» или просто в момент посещения святого места в Бурятии принято обходить вокруг культового места не менее трёх раз. «Чтобы был мир и покой, чтоб тучнели стада, шли дожди, росла трава, а болезни и беды обходили нас стороной», - просят люди хозяев местности, прося мимолётное, как зарница в небе, преходящее людское счастье. «Ахурээ!», - поднося чашки с подношениями, возносят свои мольбы люди сабдакам. И они, конечно же, отвечают им своей помощью…
Есть много увлекательных историй о чудесном спасении людей, когда пред их взором в тяжёлые минуты жизни представал хозяин местности, зачастую в облике Сагаан Убгэн. Многие ветераны Великой Отечественной войны, участники чеченской войны, жертвы катастроф и других чрезвычайных происшествий с благодарностью вспоминают об их помощи, непременно передавая своим потомкам наказы о том, чтобы те не забывали об их милости. «Почитая хозяев местности, оказывая им знаки внимания и благодарности, ведя добропорядочную жизнь, бережно относясь к живым существам и своему родному краю, у тебя всегда будет добрая дорога», - говорят дедушки и бабушки своим детям и внукам. Из этой огромной массы историй выделяется легенда о чудесном спасении великого кижингинского мудреца, Дороомбо ламы Эрдэни Хайбзун Галшиева, которого решили казнить в далёком и суровом Тибете. Говорится, что ради его спасения к нему прибыл хозяин местности – Челсана Буурал Баабай, который остановил казнь, явившись на коне и держа в руке лук с восемью горящими стрелами из далёкой Кижинги. С тех пор на месте несостоявшейся казни Галшиева остался на камне след коня Челсана Буурал Баабай.
Небожители находятся в мире страданий
«Вместе с тем, люди не должны забывать о том, что хозяева местности, пусть они даже и имеют невероятные способности, также находятся в мире страданий – сансаре (цикл реинкарнаций)», - в один голос говорят великие буддийские ламы. Потому опираясь только на них - сабдаков невозможно найти выход из круговорота перерождений. В «Ламриме» - труде великого буддийского мастера Дже Цзонхавы говорится, что когда срок жизни одного из небожителей приходит к концу, то другие небожители ему говорят свои пожелания о рождении в мире людей, ибо только человек способен достичь нирваны – освобождения из мира страданий.
Исходя из этого, нужно научиться создавать правильную мотивацию в отношениях с хозяевами местности, уважать и почитать их за заботу и другие благодеяния, устанавливать дружеские отношения. Чем многие из нас и занимаются в эти дни.
В Бурятии многие влиятельные хозяева местности уже посвящены в Учение Будды и связаны обетами, согласно которым они не могут причинить вреда другим существам. Великие мастера: Бадмасамбава, Богдо Гэгэн, Пандито Хамбо ламы и другие известные йогины стали для них в своё время Учителями и наставили на путь истинный. Тем не менее, зная о том, что они идут по тому же пути, что и многие из нас, мы должны укреплять свои связи с ними, помня, что добрые друзья никогда не оставляют своих в беде.