Полвека назад в Уфе сотрудники милиции нашли и задержали опасного преступника, державшего в страхе едва ли не всех женщин города. Вероятно, что в нынешние времена Рината Валеева отправили бы на принудительное лечение, но в 1976 году его признали виновным в нескольких десятках убийств, а потом расстреляли.
Начал Валеев серию жестоких преступлений (в основном, это были изнасилования и ограбления) еще в 1974 году. Разоблачить его могли и раньше, но несколько свидетелей и халатность судебно-медицинского эксперта не позволили найти зацепки к личности маньяка.
«КП-Уфа» вспоминает историю одного из самых страшных убийц в истории башкирской столицы. Задержать его помогла смекалка сотрудников правоохранительных органов, а в дальнейшем он сам рассказал о жертвах своих действий. О многих милиционеры даже и не знали.
ПЕРВЫЙ ПОДТВЕРЖДЕННЫЙ СЛУЧАЙ
В один из мартовских дней Ольга Никишова стала жертвой нападения неизвестного мужчины прямо на кладбище. Маньяк оглушил ее и уволок подальше от дороги, после чего изнасиловал. Как оказалось позже – у этого преступления были свидетели. Проходящая мимо молодая пара, а также еще один мужчина издалека все видели и слышали крики о помощи. Но почему-то решили не вмешиваться и не сообщили о происходящем в милицию.
По словам сотрудников милиции Роберта Садыкова и Ирека Муктасарова, которые работали в те годы оперативником и следователем, вероятно, именно после этого случая преступник поверил в свою безнаказанность.
В итоге Ольгу оставили на кладбище умирать. Тело женщины нашли на следующий день, вот только при вскрытии судмедэксперт проявил халатность и написал, что она умерла от переохлаждения.
ОГЛУШИЛ И ПРИТАЩИЛ В БАНЮ
Следующей жертвой преступника стала Наталья Морозова. Ее он оглушил и притащил в общественную баню, где изнасиловал и попытался убить. Однако Наталье удалось вырваться. Домой она прибежала буквально в одном чулке.
Чудом спасшаяся женщина сразу же написала заявление в милицию. Тогда по горячим следам задержать преступника не удалось, однако спустя полгода, когда Наталья вернулась на работу в бухгалтерию на заводе, к ней в кабинет зашел мужчина, которого она приняла за своего мучителя. Конечно, перепуганная уфимка сразу же позвонила в милицию и сообщила, что опознала маньяка. В итоге под суд отправили 25-летнего передовика производства, кандидата в члены КПСС Рустама Шарипова.
В ходе следствия Рустаму не удалось подтвердить свое алиби, да и Наталья утверждала, что это он – тот самый насильник. Суд признал Шарипова виновным и отправил в колонию на 13 лет. Но он, как выяснится позже, был совершенно невиновен.
ЕДИНСТВЕННОЙ ЗАЦЕПКОЙ СТАЛИ САПОГИ
На этом история преступлений уфимского маньяка не завершилась. Весной 1975 года случаи насилия и убийства возобновились.
В один из вечеров через Сергиевское кладбище проходили две подруги, которые возвращались домой после киносеанса. Молодые девушки Рима и Надежда весело обсуждали фильм, как неожиданно сзади на Надежду набросился незнакомый мужчина и оглушил ударом по голове. Рима попыталась убежать, но изверг догнал ее и тоже ударил палкой по голове, после чего она потеряла сознание. Но трогать девушку он не стал - счел некрасивой. Очнувшись, Рима увидела, как неизвестный тащит подругу в кусты, но вместо того чтобы позвать на помощь, она просто тихо сбежала и никому ничего не рассказала. Даже в полицию не пошла. На следующий день девушка преспокойно отправилась на работу.
Надежде повезло куда меньше: маньяк изнасиловал ее и снял сапоги. Женщина все же выжила, ее нашли случайные прохожие. В бессознательном состоянии несчастную привезли в больницу, где она провела две недели, а когда все же очнулась, то ничего уже не помнила. Ни нападения, ни свою подругу. Надя пожизненно стала инвалидом.
Как потом рассказывал следователь Ирек Муктасаров, единственной зацепкой в раскрытии преступления могли стать сапоги: «Он мало того, что был изувер, так еще и жадный. С каждой жертвы он снимал драгоценности и вещи и забирал «на память».
ЗАДЕРЖАНИЕ
Весной 1975 года маньяк снова напал на девушку, оглушил, изнасиловал и оставил на морозе. В этот раз жертве не удалось выжить. Это была Тоня Бессарабова, приехавшая в башкирскую столицу из Украины. У жертвы, как и у предыдущей, пропали сапоги.
Тогда следователи решились на опасный следственный эксперимент. Погулять по ночным улицам отправилась сотрудница милиции Виктория (только одна она и согласилась). Ещё двое оперативников на расстоянии сопровождали потенциальную жертву. В их числе оказался и инспектор уголовного розыска Ринат Мухаметшин.
– Она [Виктория] пошла. Мы по бокам в тени притаились. Центральная улица освещается, мы прижимаемся к заборам [частных домов], – рассказал ветеран службы. – Внезапно появился человек, словно ниоткуда: шарфом лицо закрыто, как у детей бывает, – глаз даже не видно. Не знаю, где он прятался – но за ней [Викторией] пошел. Мы бросились к ней, и тут из калитки одного из домов вышел мужичок с пустыми ведрами и давай громко отчитывать Викторию: «Девушка, что вы тут ходите?! Тут девушку нашли мертвую! Вы что?!»
«Ловля на живца» почти сработала, но маньяк, услышав постороннего, ускользнул. Разочарованные милиционеры уже было решили вернуться в отдел, но тут Мухаметшин вдруг предложил: «А давайте проверим место убийства Тони Бессарабовой? Он может прийти туда». Коллега его не понял и спросил: «Дурак, что ли? Зачем ему там быть?»
Но сотрудники все-таки пошли проверить. И увидели у забора какого-то парня. Тот справлял малую нужду. Мухаметшин потребовал доставить его в отделение.
– Они [сослуживцы] смеются надо мной! «Ну, человек пришел оправиться. Что ты пристал к нему?», – вспоминает Мухаметшин. – Они меня бросили и ушли. Ну, я сам его и доставил в отдел. Красивый парень. Среднего роста, чуть выше меня. Слащавый. Правильные черты лица.
РИНАТ ВАЛЕЕВ. 26 ЛЕТ. ОТЕЦ ДВОИХ ДЕТЕЙ. МУЖ. НАСИЛЬНИК. УБИЙЦА
Итак, задержанным оказался 26-летний Ринат Валеев. Отец двоих детей. Работал водителем в автоколонне коммунальной техники. Жил в частном доме. На допросе он без особых признаков волнения сказал, что так поздно был на улице, потому что задержался в гараже. Ремонтировал машину. Алиби проверили. На автобазе вечером его никто не видел. Сомнения сменились подозрением. Валеева задержали на трое суток и продолжили допрашивать. Этой работой занимался начальник Кировского отдела милиции Михаил Барыкин. Что-то говорило ему, тут не все чисто. Подозреваемый был спокоен, но чувствовалось его внутреннее напряжение.
Майор милиции после одного из допросов встретился с подругой Тони Бессарабовой и спросил, как выглядели сапоги убитой. Подруга вытянула ногу: «На Тоне были точно такие, вместе купили в одном том же магазине». От этой новости у Барыкина перехватило дух. Это был подарок, не воспользоваться которым он не имел права.
Перед очередным допросом сапоги подруги Барыкин положил на письменный стол и закрыл сверху газетой. Когда Валеева привели, начальник следствия будто случайно задел газету. Обыкновенные женские сапоги, каких тысячи, однако, увидев их, Валеев побледнел. Дело в том, что снятые с девушки сапоги он дал жене, и та преспокойно их носила. Решив, что в доме был обыск, и у милиции убийственная улика, он начал давать признательные показания. К слову, еще одна пара сапог была обнаружена под днищем машины, на которой работал Валеев.
Свое поведение и выбор жертв Валеев объяснял пережитыми в детстве воспоминаниями. Якобы мать была домашним тираном, издевалась над отцом и завораживала его своей силой – ему тоже хотелось так доминировать. И выбрал он для этого беззащитных женщин. Свое первое изнасилование он едва не совершил еще в школьном возрасте. Ему нравилась одноклассница Рита, насчет которой он много фантазировал. Как-то она оказалась у него дома в гостях. И тот решил воплотить свои фантазии в реальность. Девушка отказалась, и тогда юный Валеев стал пугать ее ножом. Она вскрикнула – и в комнату ворвалась мама Рината. Рита стала ей жаловаться. Женщина вышвырнула сына из комнаты и стала внушать девушке, что та, мол, сама виновата. Своим видом искушает сыночка.
– Ты никому не расскажешь, – говорила женщина. – Ты бесстыдно кривлялась перед моим сыном. Мне все поверят. Не вздумай жаловаться.
Этот диалог слышал и сам Ринат, притаившийся за дверью. Вероятно, уже во взрослом возрасте он так себе и объяснял свои зверства: сами напросились – нечего искушать.
В Советском Союзе не выявляли взаимосвязи между душевными детскими переживаниями и преступлениями во взрослом возрасте, так что Валееву сулило только одно наказание – смертная казнь.
Всего, по данным МВД БАССР, Ринат Валеев признался в более чем ста нападениях на женщин в Уфе. Подтвержденных случаев было в несколько раз меньше – скорее всего, изверг преувеличивал свои «достижения», войдя во вкус на допросах. В одних случаях он совершал насилие и оставлял жертв в живых, но было немало убитых.
Тогда следователи и оперативники проверили списки пропавших без вести молодых женщин. Всего около 20 человек подходили под описания, которые давал на допросах Валеев. Все они жили в одном районе и ходили примерно по одному маршруту.
ПРИГОВОР
Со временем Валеев рассказал в мельчайших подробностях о своих действиях следователям прокуратуры БАССР. Как оказалось, абсолютное большинство его жертв, которых он не стал убивать, не обратились с заявлением о нападении. Даже когда он оказался на скамье подсудимых, многие из них отказывались выступать на суде.
– Многие, в основном, отказывались писать заявление. И говорили мне: «Вы что? Вот он из тюрьмы выйдет, и что потом будет?», - вспоминал инспектор МВД БАССР Роберт Садыков. Некоторые неофициальные жертвы, выжившие, но брошенные на морозе, стали инвалидами. Но молчали.
28 марта 1977 год Верховный суд БАССР приговорил Валеева к высшей мере наказания – расстрелу. Не помог и самый именитый адвокат, которого ему нашла мама. Валеев протестовал, но безуспешно. Пришел отказ на прошении о помиловании. По воспоминаниям начальника следственного изолятора Александра Максимова, у арестованного резко начались проблемы со здоровьем – по симптомам его словно облучило радиацией.
26-летний серийный убийца Валеев любил жизнь и не хотел умирать. От страха он почти рехнулся. Писал жалобы во все инстанции. А чтобы оттянуть время, признавался в других убийствах и изнасилованиях. Но ничего не помогло.
5 июля 1977 года Валеева вывели из камеры для ознакомления с ответом на его очередную жалобу. Впереди идущий конвоир переступил порог и резко отступил в сторону, второй произвел выстрел. Так закончился путь самого кровожадного убийцы Уфы.
НЕВИНОВНЫЙ
Еще помните Рустама Шарипова? Того самого, которого осудили на 13 лет? Его приговор был признан ложным. За преступление Валеева он успел отсидеть 3 года. Свой срок он мог отрубить от звонка до звонка, если бы не начальник следственной бригады, прокурор Николай Калиничев. Всю свою энергию и возможности старшего советника юстиции он направил на освобождение безвинного человека. После клятвенного заверения Шарипова, что три года за решеткой и клеймо насильника он забудет, как дурной сон, его выпустили на свободу.