Поиграли в самую хайповую игру декабря и разбираемся, действительно ли это шедевр
В игровой индустрии иногда выходят проекты-феномены, которые появились в нужное время и взорвали медийное пространство. Among Us в период пандемии, Doki Doki Literature Club с мрачным неожиданным твистом в обертке дешевой визуальной новеллы, а из недавнего можно вспомнить Buckshot Roulette, Liar's Bar и Lethal Company.
Эти игры не выделяются выдающимся геймплеем. В них не вкладывали миллионы долларов и не раскручивали с помощью кучи трейлеров и рекламы. Но в подобных проектах есть изюминка, которая настолько запоминается геймерам, что с виду простенькие игры начинают считать шедеврами.
Вот и сегодняшняя MiSide стала одним из таких феноменов. Вроде бы ничего сверхъестественного в хорроре нет, но почему-то после прохождения сюжета (дважды!) возникает желание еще раз окунуться в волшебный мир миленькой девочки Миты. Разбираемся, действительно ли MiSide от двух российских энтузиастов является шедевром или это очередной проходняк, а фанаты по всему миру зря восторгаются игрой?
Пробуждение в квартире
MiSide начинается в духе обычной визуальной новеллы для подростков, но в обертке 3D. Снова какой-то замкнутый в себе парень, опять сидим дома, никуда не выходим и играем в любимую игрушку. Главный герой безвылазно проводит целые дни в мобильной тамагочи, где нужно ухаживать за миленькой девушкой Митой. Но аниме-вайфу у нас необычная и резво телепортирует игрока прямиком в свой мир, где начинают происходить странные вещи.
По началу все складывается прекрасно: общаемся с Митой, которая не отрывает от нас глаз, завтракаем, играем в PlayStation 4 (это не шутка, кстати) и наслаждаемся приятной компанией. Но время от времени подмечаем, что с этим миром что-то не так: загадочные звуки из шкафа, да и сама девушка крайне подозрительная. В один из моментов Мита просит нас просто остаться с ней, ведь наш герой ей нужен. Согласиться при первом прохождении нельзя, поэтому игрок отказывается. Вот тут мы из милого друга превращаемся не во врага, вовсе нет. Мы становимся загнанной в капкан жертвой для Миты. Теперь главной задачей игрока становится желание выжить и перезапустить игру.
Путешествие сквозь различные версии MiSide и самой Миты
MiSide разбита на несколько глав, которые обозначают разные версии виртуального мира. Что в игре радует, так это разнообразие в геймплее. Криповые моменты хоррора постоянно сменяются ламповыми и временами забавными ситуациями. Вот мы в панике убегаем от местных агрессивных обитателей MiSide, а уже через мгновение в спокойной обстановке исследуем окружение и веселимся в мини-играх. Развлечений тут достаточно, но о них расскажем чуть позже.
В мире MiSide встречаются и другие версии Миты со своим характером: эмоциальная и жизнерадостная Кепочка, книжная зубрила Мила, недоделанная и в прямом смысле порезанная Мита и многие другие. Хоть встречи с ними, к сожалению, занимают мало времени, но каждый геймер найдет что-то близкое по духу в какой-то из версий героини. Слушая переживания и волнения одной из Мит, так и хочется ненадолго остаться с ними и успокоить. Персонажи вполне умеют цеплять игрока своим выдуманным внутренним миром.
По своей сути MiSide чем-то напоминает Layers of Fear или Observer. Путешествуем по уровням и временами выполняем различные поручения. Сами мини-задачки достаточно креативно сделаны и не заставляют пыхтеть от духоты геймплея. Квесты органично вплетены в мир игры и уникальны: одна и та же активность никогда не встречается дважды за прохождение.
Пасхалки и разрушение «четвертой стены»
В MiSide есть множество мини-развлечений, отсылающих на классику и превращающий хоррор в игру в нескольких жанрах: местный шутер в стиле Quake или Doom, симулятор проверки исправности роботов по типу Papers, Please или отстрел инопланетян, вдохновленный Space Invaders на Dendy. Звуки интерфейса сильно похожи на такие же из Atom RPG. Это не удивляет: MiSide и отечественный ответ Fallout сделаны на одном движке. Разработчики активно играют на ностальгии геймеров по знакомым франшизам, а один из уровней превращает хоррор в эпизод из визуальной новеллы в духе «Бесконечного лета», высмеивающий графоманию авторов отечественной аниме-игры.
По теме:
Не стесняется MiSide и разрушать «четвертую стену». В хорроре есть целый стенд поклонников Миты, где можно вписать и свое имя. Список фанатов регулярно обновляется в реальном времени и показывает, что другие геймеры тоже дошли до этого момента. Ну и сама Мита не прочь намекнуть, что общается не с персонажем внутри игры, а с самим геймером, как это делала Моника из Doki Doki Literature Club.
По мере прохождения разработчики активно подшучивают над разными современными тенденциями в индустрии. Загрузочный экран сопровождается фразой «Пожалуйста, подождите, мы компилируем шейдеры. Процесс займет пару часов». Или, например, вечные проблемы с багами в играх. В MiSide действительно есть критические ошибки в коде, но они созданы специально, чтобы подчеркнуть несовершенство виртуального мира Миты.
Даже заглавное меню MiSide выполнено таким образом, что сходу погружает игрока в местный антураж. Мита активно реагирует на перемещения курсора мыши, а если попытаться закрыть хоррор, то героиня надует губы в грустной гримасе, а сама кнопка выхода из игры начнет «убегать» в противоположную сторону от геймера.
Почему так мало или какие у игры есть минусы
Стоит сразу предупредить: игра очень короткая и проходится за пару часов. Забег по всем эпизодам с закрытием большинства мини-игр и поиском коллекционных предметов у нас занял не больше 5 часов. И это не так страшно, учитывая, что MiSide продается за 550 рублей. Но дьявол, как обычно, кроится в деталях.
У хоррора на данный момент совершенно нет потенциала в реиграбельности. В MiSide одна полноценная концовка, вторая открывается за пару минут после прохождения, а третья вовсе недоделана. Пробежали и забыли, что называется. А ведь так хотелось увидеть что-то новое в повторных прохождениях!
В диалогах с Митой есть возможность выбрать разные варианты ответов, но на финале игры это никак не отразится. Ностальгируете по нескольким полноценным концовкам из «Бесконечного лета» или диалогам с Моникой в Doki Doki Literature Club после прохождения игры? Забудьте, в MiSide этого нет.
И самое обидное, что в начале игры есть выбор: остаться с Митой в ее виртуальном мире или нет. Кнопка с потенциальными посиделками за консолью и совместным просмотром аниме под пледом доступна только при повторном прохождении. И вот мы прошли MiSide, запускаем новую игру, показываем Мите, что она душка и все в таком духе.
Что происходит дальше? Да ничего! Разработчики хвалят геймера за найденный способ пройти игру другим путем и сообщают, что дальнейший контент в таком выборе пока недоступен, но позже авторы обязательно все допилят. Ну, спасибо! Нам кажется, что можно было просто вырезать эту функцию, чтобы не играть на чувствах ожидания, а то альтернативные концовки в играх серии Far Cry дольше получать, чем в MiSide. Ну, хотя бы дали возможность присесть вместе с Митой на диван перед лицезрением главного меню и пообещали, что бесплатный режим в финальном виде наполнят массой нового контента.
Ну и отдельно стоит затронуть саму личность героини, ее маниакальность и прочие прекрасные черты женской души. Ближе к концу прохождения выясняются истинные мотивы Миты и становится понятно, что все по-детскому просто. Спойлерить не будем, но подобные переживания могут зацепить подростков, а что касается людей постарше, то, скорее всего, нет. Мотивы той же Моники из Doki Doki Literature Club, ее философские и экзистенциальные рассуждения вызывали больше интереса.
Почему же MiSide такая популярная?
Рецепт успеха MiSide кроется в той самой изюминке. Игра предлагает уникальный опыт смешивания нескольких жанров в одной обертке с простой и понятной всем подачей сюжета и колоритными героями. Геймеры строят теории о вселенной MiSide, хотят получить еще больше контента по хоррору и ждут дальнейшего развития франшизы. Игра дарит возможность хоть и ненадолго, но погрузиться в свой волшебный и уникальный мир и позабыть о всех проблемах. Игру так не хочется закрывать и выходить на рабочий стол. Видно, что авторы действительно старались и создавали MiSide со всей душой и с вниманием к мельчайшим деталям.
И если разработчики действительно доделают бонусный режим игры с альтернативным прохождением, добавят больше возможностей для реиграбельности в основной сюжет и не забросят хоррор, то MiSide имеет все шансы стать отличной франшизой с большой фанбазой. Игра про девочку Миту продалась крупным тиражом, поэтому будущее этого виртуального мира в руках авторов. Шедевр ли MiSide? Скорее всего, нет. Отличная ли эта игра на пару неспешных вечеров и ее стоит попробовать? Определенно, стоит.
Оценка: 8/10