Давненько я не делал обзоров на откровенно плохие фильмы! Пора восполнить это досадное упущение, тем более что картина, о которой мы сегодня поговорим, и плоха и прекрасна одновременно
Отголоски былой славы
В 1960 году Григорий Александров задумал вернуть себе, а заодно и Любови Орловой былую славу. Так появилась картина «Русский сувенир». Надо сказать, зрители ждали ее с большим нетерпением, но в своих ожиданиях полностью обманулись. «Русский сувенир» — это, пожалуй, единственный фильм оттепельных времен, который положили на полку не из-за антисоветчины, не из-за тлетворного влияния Запада, а как раз наоборот, за его чрезмерную приверженность советской идеологии. Одним словом, Александров попытался вернуть себе славу с помощью музыкальной комедии в духе его известных картин 30-х годов, где все было ярко, громко и монументально. Но если в сталинскую эпоху такие фильмы смотрелись как гимн новой жизни, то в хрущевскую оттепель это выглядело... ну, скажем так, слегка нелепо. Представьте себе человека, который пришел на модный показ в валенках и телогрейке. Вот примерно так «Русский сувенир» и воспринимался зрителями.
Слегка не молодой инженер
По сюжету группа слегка глуповатых и карикатурных иностранцев терпит крушение в сибирской тайге. В их числе американский миллионер Эдлай Скотт (Андрей Попов), его ассистент Гомер Джонс (Павел Кадочников) и профессор теологии Джон Пиблс (Эраст Гарин). Вместе с ними оказывается «молодой» советский инженер с говорящим именем Варвара (в Сибири ведь живут одни варварские племена). Ее играет Любовь Орлова. Надо сказать, что на момент съемок советской кинодиве было уже почти 60 лет. И если в 1947 году Александров передумал снимать «Весну» в цвете, чтобы зрители не заметили возраста любимой актрисы, то в «Русском сувенире» он решил, видимо, что теперь это уже не важно. А зря. Орлова в картине проявляет чуть-ли не суперспособности. Например, не снимая туфель на шпильках, переносит одну из пассажирок самолета по тонкому бревнышку через пропасть. Однако никакой грим не в состоянии скрыть от зрителя тот факт, что инженер она уже весьма немолодой.
Во глубине сибирских руд
Но вернемся к сюжету. Иностранцы, как водится, настроены к Советскому Союзу враждебно и скептически. Ну еще бы! Все их знания о России исчерпываются путеводителем профессора Пиблса, изданным в 1913 году. Они ровно ничего не знают о величии нашей страны. Но тут появляется Варвара Комарова и начинает их перевоспитывать. Сначала ей это не слишком-то удается: выбравшись из тайги, иностранные гости, к ужасу своему, оказываются в тюрьме. И далеко не сразу им удается примириться с тем фактом, что они всего лишь в музее ужасов царизма, а не в лапах госбезопасности. Далеко не сразу им удается поверить, что реальная советская действительность чуточку отличается от описанной в путеводителе Пиблса. Ведь выйдя прогуляться и посмотреть на все своими глазами, мистер Скотт и профессор Пиблс первым делом натыкаются на настоящего сибирского шамана. Конечно же, в итоге шаман оказывается не совсем настоящим. На самом деле он — строитель, а в свободное от работы время, участник самодеятельности. Варвара показывает своим вынужденным гостям великие стройки коммунизма, свежепостроенные города в тайге, сверхзвуковые самолеты и даже запуск ракеты на Луну. И что вы думаете? Конечно же, иностранцы проникаются уважением к стране Советов и возвращаются домой совсем другими людьми. Американский миллионер произносит прочувствованную речь и собирается написать о России правдивую книгу, профессор Пиблс отдает свой знаменитый справочник в исторический музей, а ассистент миллионера Кадочников просто по уши влюблен в Комарову, которая даже отвечает ему взаимностью.
Худший фильм 1960 года
Все это подано в духе старых комедий Александрова: с песнями, плясками, юмором а-ля «Волга-Волга», с цитатами из «Капитала» и Библии и философскими спорами о том, какой строй победит, а какой обречен. Только вот беда: в конце 50-х — начале 60-х у нас так уже никто не снимал. Шаблонность и экспрессия 30-х давно ушли в прошлое. Зритель уже привык к более глубоким и психологически достоверным персонажам, а здесь они выглядят как картонные фигурки.
Критика не осталась в стороне. Журнал «Советский экран» назвал «Сувенир» худшим фильмом 1960 года. А уж что писали о нем другие издания — лучше и не вспоминать. Фильм ругали за бессюжетность, идейную слабость и пропаганду архитектурных излишеств сталинской эпохи. Да и сама Орлова осталась недовольна ролью: «Что ни кадр, то пустота... а у меня перепевы и перепевы самой себя», — говорила она. И ведь не поспоришь: действительно, всю картину она словно пытается повторить свои прежние успехи, но только получается это у нее не слишком убедительно.
Музыкальная комедия абсурда
Конечно, истории о перевоспитавшихся американских миллионерах в 60-е годы вызывали уже не смех, а скорее раздражение. Люди хотели видеть на экране настоящую жизнь, а не сказки про то, как иностранцы вдруг начинают любить Советский Союз после пары экскурсий по великим стройкам коммунизма. Неудивительно, что «Русский сувенир» провалился.
И все-таки... Если абстрагироваться от времени выхода фильма, если забыть о том, что молодому инженеру Варваре Комаровой здесь почти 60 лет, он получился весьма зрелищным и местами даже смешным. Да, порой чересчур прямолинейным и глуповатым, но не скучным. А этого уже немало. В конце концов, «Русский сувенир» — это памятник эпохе сталинских комедий. Только вот беда: эпоха ушла, а Александров и Орлова так и остались в ней. К более поздним реалиям они приспособиться не смогли.
Так что смотрите «Русский сувенир», друзья мои! Но относитесь к нему как к немым комедиям Чарли Чаплина, снятым в эпоху звукового кино.