Найти в Дзене

«Истинные» церкви и «Ересь сергианства». Была ли вообще благодать в Московской Патриархии?

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

Для многих этот вопрос покажеться странным. Но есть множество так называемых «истинных» церквей (например, истинных зарубежных русских церквей), построенных именно на фундаменте «безблагодатности МП». И каждая из них претендует на роль единственно-правильной. А в качестве основной причины безблагодатности выступает так называемая «ересь сергианства».

В 2006 году после смерти митр. Виталия, (ушедшего на покой в 2001 году, но потом формально ставшего главою РПЦЗ(В)) Русская православная церковь заграницей под его омофором быстро разделилась на ряд мелких «истинных» церквей. Сначала на три группы: РосПЦ(А) — сторонники Антония (Орлова), РосПЦ(Д) — сторонники Дамаскина (Балабанова) и РосПЦ(В) — сторонники Витора (Пивоварова). А после смерти Дамаскина (Балабанова) его «осколок» поделился ещё на две части. Также существуют еще различные «истинные церкви», декларирующие апостольское преемство от русской Катакомбной церкви. Все они не признают друг друга, но имеют одно нечто общее: уверенность в безблагодатности МП.

Чтобы подробно ознакомиться с этой точкой зрения «истинных» церквей, можно прочитать например статью Протопресвитера Виктора Мелехова «Есть ли благодать в Московской патриархии? И другие запутанные вопросы, порожденные советской пропагандой». Где В.Мелехов задается «логичными» вопросами:

«Митрополит Сергий (Страгородский) под натиском гонений на Церковь пошел на соглашение с богоборческим режимом. Основание на компромиссе и сотрудничестве с беззаконным, богоборческим режимом (что официально получило название сергианство), и учреждение от кровавых рук сумасшедшего - палача, возглавляющего этот режим, закономерно вызывало вопрос о благодати в Московской патриархии.

Но если Митрополит Сергий этим своим деянием он спас Церковь, то что тогда представляет Катакомбная Церковь? Кроме того, в чем тогда была миссия Русской Зарубежной Церкви? Если митрополит Сергий сохранил Церковь, то за что, тогда страдали российские новомученики? Если митрополит Сергий сохранил Церковь, не следует ли считать, что новомученики умирали напрасно? Ведь это такие прямо противоположные, полярные явления: так что не может быть двух путей. Ленин и Сталин хотели уничтожить Церковь. Катакомбная Церковь и РПЦЗ подвизались и боролись за сохранение Церкви. Митрополит Сергий хотел действовать соглашательский, чтобы спасти жизни, в том числе и свою. За исключением своей временной жизни, ему явно ничего другого спасти не удалось. Факт остается непреложным: в вопросах Веры не может быть компромиссов. Очевидный вопрос должен был бы звучать: «Является ли Московская патриархия Церковью?» Или это скорее анти-Церковь?»

Для В. Мелехова совершенно очевидно второе.

Но особенно часто от представителей «истинных церквей» я слышала (в вольном пересказе) высказывание проф. Ивана Андреева (РПЦЗ), который писал: «То, что зависит от самого человека, от силы его молитвы и искренности его покаяния, он получает как дома, так и в безблагодатной церкви. А вот того, что зависит от благодати св. таинств благодатной Церкви и ее иерархии – он в советской церкви, если она безблагодатна, получить не может.
Советская церковь сохранила не только ОДЕЖДЫ Русской Православной Церкви (внешний вид храма, внешнюю сторону богослужения), но и ТЕЛО ЕЕ (обрядовая сторона и формальная церковная организация) и даже ДУШУ ЕЕ (душевные переживания молящихся), но не ДУХ Православия, ДУХ ХРИСТОВОЙ ПРАВДЫ, который животворит и душу и тело. А ведь сказано: "Духа не угашайте" (1 Фес. 5,19).
Безблагодатная церковь страшна не для ДУШЕВНЫХ ЛЮДЕЙ (ибо они получают то душевное утешение и удовлетворение, которого они ТОЛЬКО и ищут), а для ДУХОВНЫХ, которые ищут чисто ДУХОВНОГО благодатного утешения в св. таинствах – и не находят. Душевные слезы приносят и душевные утешения в сов. храмах. Эстетические восприятия благолепия храма и прекрасного церковного пения – приносят и эстетическое услаждение в этих храмах, но ДУХОВНЫЕ слезы, жаждущие таинственной благодатной помощи свыше – утерты в советской церкви быть не могут. Вот почему люди духовные, "живущие в церкви", а не заходящие в нее только – духовно задыхаются в советских храмах, потому что не могут не чувствовать ЛЖИ И ОБМАНА, ФАЛЬШИ и других мерзостей духовного "запустения" на святом месте.»

Вкратце же аргументы «по безблагодатности» можно сформулировать так:

«В 1943 году Сталин МП - Московскую Патриархию, но конечно по сути она создана ещё в 1927 году, когда митр. Сергий Страгородский ПРЕДАЛ Христа и церковь и написал позорную декларацию , в которой ключевые слова были - НАШИ РАДОСТИ - ВАШИ РАДОСТИ - то есть церковь стала В УНИСОН с безбожной властью и так происходит и ДО НЫНЕ

Так что же собственно такого еретического написал в своей Декларации митр. Сергий?

А НИЧЕГО!

По канонам Св. Церкви (1 правило Свт. Василия Великого) сущность ереси – «явная разность в самой вере в Бога». Но прочитав декларацию, можно увидеть, что она к вере в Бога никакого отношения не имеет вообще, но относится только лишь к Церкви!

Стоить также отметить, что митр. Сергий в своей декларации много раз ссылается на то, что он только продолжает дело начатое патр. Тихоном.

Давайте посмотрим:

Декларация митрополита Сергия, 1927 (привожу не полностью, полная версия есть в свободном доступе в интернете)

Православным Архипастырям, Пастырям и пасомым Московского Патриархата Божиею милостию!

Одною из забот почившего Святейшего отца нашего Патриарха Тихона перед его кончиной было поставить нашу Православную Русскую Церковь в правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования. Умирая, Святейший говорил: «Нужно бы пожить еще годика три». И, конечно, если бы неожиданная кончина не прекратила его святительских трудов, он довел бы дело до конца. К сожалению, разные обстоятельства, а главным образом выступления зарубежных врагов Советского государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей Церкви, но и водители их, возбуждая справедливое недоверие Правительства к церковным деятелям вообще, мешали усилия Святейшего, и ему не суждено было при жизни видеть своих усилий увенчанными успехами.

Ныне жребий быть временным заместителем Первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, недостойного Митрополита Сергия, а вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел. Усилия мои в этом направлении, разделяемые со мною и православными архипастырями, как будто не остаются бесплодными: с учреждением при мне временного патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона. Теперь, когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления наших зарубежных врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас у всех на глазах. Все это нарушает мирное течение жизни, созидая атмосферу взаимного недоверия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей Церкви и тем обязательнее для нас всех, кому дороги ее интересы, кто желает вывести ее на путь легального и мирного существования, тем обязательнее для нас теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством.

Приступив, с благословения Божия, к нашей синодальной работе, мы ясно осознаем всю величину задачи, предстоящей как нам, так и всем вообще представителям Церкви. Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха, но и по совести», как учил нас апостол (Рим. 13, 5). И мы надеемся, что с помощью Божиею, при нашем общем содействии и поддержке, эта задача будет нами разрешена.

Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы советской власти устроению церковной жизни на началах лояльности. Это — недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Учреждение советской власти многим представлялось недоразумением, случайным и поэтому недолговечным.

Забывали люди, что случайности для христианина нет, и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять «знамений времени», и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах и в делах и навлекавшее подозрение советской власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отношения Церкви с Советским правительством. Недаром ведь апостол внушает нам, что «тихо и безмятежно жить» по своему благочестию мы можем, лишь повинуясь законной власти (I Тим. 2, 2), или должны уйти из общества. Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь, со всей ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти. Теперь, когда наша Патриархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя, и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в церковь только веру и работать с нами только во имя веры, или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере не мешать нам, устранившись временно от дела. Мы уверены, что они опять и очень скоро возвратятся работать с нами, убедившись, что изменилось лишь отношение к власти, а вера и православная жизнь остаются незыблемы.

Особенную остроту при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления некоторых наших архипастырей и пастырей за границей, сильно вредившие отношениям между Правительством и Церковью, как известно, заставили почившего Патриарха упразднить заграничный Синод (5 мая — 23 апреля 1922 года). Но Синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь, а в последнее время своими притязаниями на власть даже расколов заграничное церковное общество на два лагеря. Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к Советскому правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Думаем, что, размежевавшись, так, мы будем обеспечены от всяких неожиданностей из-за границы. С другой стороны, наше постановление, может быть, заставит многих задуматься, не пора ли и им пересмотреть вопрос о своих отношениях к советской власти, чтобы не порывать со своей родной Церковью и Родиной.»

Ну и где здесь у митр. Сергия «явная разность в самой вере в Бога»? Где ересь-то?

А вот как высказывался в разное время о советской власти сам патр. Тихон, чье дело митр. Сергий и продолжил.

В 1918 году, предавая анафеме безбожных гонителей Церкви и веря, что большевики у власти долго не продержатся, он написал (привожу не полностью, полная версия есть в свободном доступе в интернете):

«Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: »измите злаго от вас самех" (1Кор.5:13)….

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей…..

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч" (Рим. 8:35).

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18).

Тихон, Патриарх Московский и всея России. Января 19-го 1918 г. »

Но уже в 1919 году патриарх Тихон писал совершенно иное:

«Помятуйте же, отцы и братия, и канонические правила, и завет святого апостола: «блюдитесь от творящих распри и раздоры» (Рим.16:17), уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, «повинуйтесь всякому человеческому начальству в делах мирских» (1Пет.2:13), не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию, «ибо Богу», по апостольскому же наставлению, «должно повиноваться более чем людям» (Деян.4:19; Гал.1:10)».

А в 1923 году Тихон пошел еще дальше, сняв свою анафему безбожникам от 1919 года:

«При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».

«Получив ныне возможность возобновить свою прерванную деятельность служению Святой Православной Церкви и сознавая свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде наших пассивных и активных антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного суда, то есть в сопротивлении Декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафематствовании Советской власти, воззвания против Брестского мира и так далее, мы по долгу христианина и архипастыря, в сем каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики. По существу виноваты в том не только мы, а и та среда, которая нас воспитала, и те злоумные люди, которые толкали нас на эти действия с самого начала существования Советской власти. Как враги ее, они стремились свергнуть ее через Церковь нашу, для чего и меня, как Главу последней, старались использовать. Будучи бессильными побороть Советскую власть открыто и прямо, они хотели добиться ее уничтожения окольными путями, прибегая к Церкви и ее пастырям.

Сознав свою провинность перед народом и Советской властью, я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные содействия с врагами трудового народа – монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий».

Далее, с другими иерархами патриарх Тихон обнародовал и этот документ:

«Ныне Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция. Возврат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они не жили – дома или за границей, которые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы Ею (Церковью) воспользоваться для своих личных политических целей. Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти. Православные епископы убеждены, что смута церковная прекратится только тогда, когда будет восстановлен канонический строй церковного управления и когда верующими в точности будут соблюдаться касающиеся Церкви законы государства.

Православное Церковное Управление прежде всего не должно вмешиваться в жизнь тех общин, которые не выразят свободного и добровольного согласия подчиниться его руководству. Православные общины, сознающие необходимость для них иметь законно-преемственную иерархию, сами вступят в духовный союз с Православным Церковным Управлением. Православное Церковное Управление должно считать для себя обязательным соблюдение церковных канонов и законов Российской Республики. Государственный строй Российской Республики должен быть основой для внешнего строительства церковной жизни. Церковь переживает важный исторический момент. Поэтому от всего церковного общества требуется проявить возможно больше церковной сознательности. Этой сознательностью должны, прежде всего, обладать руководители церковной жизни. Священники обязаны подробно выяснять себе и своим пасомым, что Русская Православная Церковь ничего общего не имеет с контрреволюцией. Долг пастыря довести до сознания широких масс верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти ».

(Подписали: Патриарх ТИХОН; Серафим Александров, архиепископ Тверской и Ржевский; ТИХОН Оболенский, архиепископ Уральский и Покровский; Иларион Троицкий, архиепископ бывший Верейский)». – русский народ снова поверил, не заметив расхождения с документом об анафематствовании.

Как видим, у патр. Тихона всё уж куда более однозначнее, чем постоянно цитируемое, как ересь, высказывание митр. Сергия «радости и успехи СССР — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи». Но Патриарх Тихон был канонизирован Архиерейским собором в лике исповедников (со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских) 1 ноября 1981 года. То есть то, что «можно было» прославленному РПЦЗ, патр. Тихону (а именно, проявлять лояльность к советской власти), вменяется теперь как ересь митр. Сергию.

Хотя, конечно, если уже придумывать «ересь сергианства», то логичнее было бы начать с «ереси тихоновцев». Но так можно же пойти и еще дальше, а именно вспомнить, как русские иерархи сделались клятвоприступниками, предали Царя, ведь он еще «с престола не встал», а церковь уже стала возносить моления о «благоверном Временном правительстве»! Почему бы тогда не создать ересь «царепредательства»? Но дело в том, что в этой «ереси» будет тогда повинна уже и вся русская церковь, бежавшая за границу, т.е. и зарубежники.

Дело же в том, что, чтобы обвинить Церковь в безблагодатности, просто необходимо было придумать именно какую-то ЕРЕСЬ, так как она одна есть факт бесспорного отпадения и церковь тогда уже не есть церковь. И почему-то выбор на эту роль «злостного еретика» пал именно на мирт. Сергия, создавшего «сергианскую лжепатриархию, эту еврейско-большевицкую подделку под Церковь, кощунственно именующая себя «Русской Православной Церковью» (РПЦ), главная функция которой – служить ловушкой для тех, кто хочет принадлежать к Русскому Православию. Высшая церковная иерархия погрешила, войдя в компромисс с сов. Государством!» (цитата некоего А. Правдолюбова из ИПЦ)

Вот как!

И почему-то совершенно игнорируются слова святого Иоанна Шанхайского о благодатности и духовном единстве обеих церквей: «Зарубежная Церковь стремилась сохранить те духовные, а по возможности и вещественные, ценности, которые составляли богатство Русской Церкви, ответвлением коей она является и с коей продолжает быть единой»

Или «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Ней, когда исчезнут причины разъединявшие их».

В мае 1963 года знавшие св. Иоанна эмигранты, составили даже декларацию (под присягой), заявляющую, что «Владыка Иоанн никогда не подчинялся Московскому Патриарху, ни в какие сношения с Московской Патриархией не вступал и с таковой ни в какой связи никогда не состоял», но подтверждающую, что Владыка также и не отвергал их таинств, так как сослужил со священниками МП. Это дело было в 1946 году в Шанхае, и вот что в декларации говорится:

«16 июня 1946 год. Наступил момент открытой борьбы за физическое владение Собором, за право совершать в нем богослужения. Архиепископ Виктор запретил нашему духовенству (о. иеромонаху Модесту, о. Медведеву, о. К. Заневскому) служить в соборе, в то время как Владыка Иоанн служил сам ежедневно и приказывал им служить с ним, запрещая советским священникам ГОВОРИТЬ ПРОПОВЕДИ и говорил их сам за них, объясняя богомольцам, почему Зарубежная Православная Церковь не признает Московского Патриарха. К августу 1946 года советское духовенство и советские граждане перестали посещать кафедральный собор, и Китайское Национальное Правительство и городские власти признали Архиепископа Иоанна главой Шанхайской Епархии Зарубежной Православной Церкви».

Т.е. святой Иоанн Шанхайский благополучно служил вместе с «советским духовенством», но проповеди им говорить запрещал, и так вплоть до августа 1946 года, когда «советское духовенство» покинуло собор.

Вообще Владыка очень любил Россию, глубоко переживал её порабощение безбожниками и был совершенно непримирим к безбожной власти, но верил, что если будет покаяние на Руси, то она восстанет: «Неужели нет и не будет больше Святой Руси?.. – писал святитель в 1938 году, – Не только на небе, а и здесь, на грешной земле продолжает быть Святая Русь. Власть богоборцев лишь поработила, но не уничтожила ее. Совет нечестивый, овладевший русским народом, чужд ему, ибо не имеет ничего общего с сущностью России... Отряхните сон уныния и лености сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших!...»

В слове перед панихидой по Царю-мученику Владыка говорит: «Перед нами, перед русским народом, путь восстания – есть путь сознания греха и покаяние. Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление русского народа».

Владыке Иоанну не было свойственно делать резкие суждения в отношении духовенства под гнетом безбожников-атеистов. О митрополите Сергии святитель Иоанн почти не упоминал, кроме как в своей известной брошюре под заглавием: «Русская Зарубежная Церковь». У самого святителя Иоанна нет резких слов в адрес м. Сергия. Он далее в своей статье подчеркивал: «Как не признавшие декларации митрополита Сергия иерархи и паства внутри России, так и зарубежная ее часть не выходили из состава Русской Церкви.», т.е. они ни в коем случае не были раскольниками, а продолжали составлять части Русской Церкви.

Стала ли, в глазах угодника Божия, Церковь в Советском Союзе после Декларации «безблагодатной»?

Нет! 1963. Святитель пишет:

«..когда при митрополите Антонии начинали говорить о “неправильных действиях Церкви”, он останавливал, указывая, что действия иерархии нельзя приписывать Церкви, т.к. иерархия не является всею церковью, хотя и говорит от ея имени. На Каф. Константинопольской Павел Исповедник, Македоний, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Несторий, Прокл, Флавиан, Герман – одни сияли святостью, православием, другие были ересеначальники, но Церковь оставалась православной. Во время иконоборчества после изгнания Севернина, Никифора и др. не только их кафедры, но и большинство епископских замещалось арианами, другие Церкви даже не общались с нею, по свидетельству оставившего ересь и престол св. Павла, не желая общаться через иконоборцев, но все же Церковь Константинопольская оставалась православной, хотя часть народа и особенно гвардия и чиновники увлекались в иконоборчество.

Так и теперь понятно, когда употребляют выражение “советская церковь” обыватели, плохо знакомые с церковным языком, но оно неподходяще для ответственных и богословских разговоров. Когда вся иерархия Юго-западной Руси перешла в Униатство, то Церковь продолжала существовать в лице верующего православного народа, после многих страданий восстановившего свою иерархию.

Посему правильнее говорить не о “советской церкви”, каковой в правильном понимании слова “Церковь” не может быть, а о иерархии, находящейся в услужении советской власти» (машинопись, архив «Русского пастыря», Л. 58А.)

Но что провозглашается «истинными» церквями сейчас? Вот характерная «официальная позиции Синода РИПЦ (Тихон Пасечник, 2016 год)»: "...сергиане “отступники от веры” и потому безблагодатны. Кроме того, все наиболее авторитетные иерархи Русской Церкви, и в России и за рубежом, были с этим согласны..."
Вот так и разрешается окончательно и безповоротно вопрос о наличии или отсутствии благодати в МП. Причем уверенно утверждается, что "ВСЕ авторитетные иерархи Русской Церкви и в России, и зарубежом" были согласны с утверждением, что благодати в МП нет. Хотя многие «авторитетные иерархи» писали совершенно противоположное:

"Суда над сергианами никто не произносил, хотя мы и почитаем их тяжко прегрешившими перед Церковью, - следовательно, нет основания говорить о безблагодатности их Тайнодействий..." (Из 3-его письма сщмч. Дамаскина (Цедрика) к священнику Иоанну (Смоличеву), 1929 г.; цит. по О.В. Косик. Истинный воин Христов. М.: Издательство ПСТГУ, 2009. С. 301);

"Хватит ли у нас дерзновения объявить ее (МП) всю безблагодатной? ...Только ересь, принятая всей Церковью, порочит всю Церковь. В данном случае народ не отвечает за линию поведения руководителей и вся Церковь, как таковая, остается неопороченной. Никто не дерзнет сказать, что вся Церковь безблагодатна..." (митр. Анастасий (Грибановский) (Архиерейский Собор 1953 г., Протокол №5, 3/16 окт., с. 16)

"Если вся Церковь, во всем составе ея, в СССР есть лже-Церковь (конечно, за исключением катакомбной), то в ней нет ни таинств, ни благодати и никакой церковной жизни. Я лично никак не решусь сделать такое страшное утверждение. Неужели искренно верующие, с глубокой верой подходящие к Чаше Жизни, вместо Хлеба Небесного причащаются пищи демонов? ...Кто дерзнет утверждать это? ...Блаженнейший Митрополит Антоний указывал, что благодать Божия может проходить и через недостойные сосуды..." (Из письма свт. Филарета (Вознесенского) диак. Вениамину Жукову, 1971 г.) Надо сказать, что свт. Филарет поздже изменил свое мнение, но он всегда подчеркивал, что это есть мнение только его личное (1981 год. Прославление новомучеников и исповедников российских в РПЦЗ).

"Мы видим необходимость в том, чтобы определить разумную умеренную позицию... не впадая в такие крайности, как определение отсутствия или присутствия благодати или перекрещевание уже принявших Православие..." (из письма архиеп. Аверкия (Таушева) о. Алексисию Янгу, 1976 г.);
- "Катакомбная Церковь в России до сего дня (насколько нам известно), вместе со свободной Русской Заграничной Церковью
не отрицает таинства Московской Патриархии..." - свидетельствует о. Серафим (Роуз) (цит. по - «Святые Русских катакомб» – Стр.257–259. – (RUSSIA’S CATACOMB SAINTS, St. Herman of Alaska Press, Platina, California, 1982))

Почему же это всё «забыли»? А если на подобные факты обращаешь внимание, то это странным образом полностью игнорируется. А слышно только, что все эти десятилетия и до ныни все прихожане «советской церкви», а сейчас РПЦ МП дружно идут во ад! И антихрист, между прочем, тоже из Росии-то явится! Но зато ересь-ересей экуменизм хоть и упоминается, но только где-то там...за скобками, вскользь, вообще без вникания в суть вопроса. Главное же что? СЕРГИАНСТВО!!!

Так откуда же все эти надуманные «ереси», «истинные церкви» и демонизация России? Вот как рассуждает на эту тему, и я с этим полностью согласна, сайт «Правдонбасс»:

У многих ли верующих возникал в уме вопрос, почему мы видим постоянное дробление и умножение Истинных Церквей (как они обычно именуются теми, кто находится в этих многочисленных юрисдикциях)? Многие ли задавались вопросом, в чём суть их истинности и почему истинные постоянно враждуют и разделяются? Кто-то задавался вопросом, откуда появляются для этих проектов финансы и в чём может быть их различие и сходство с РПЦ МП, и другими Церквями Мирового Православия? Возникали ли у многих недоумения о цели появления многочисленных церковных юрисдикций: для просвещения истинным учением или же для того, чтобы верующие постоянно, до конца своей жизни, путешествовали из одной церковной юрисдикции в другую, зажигались надеждой и меркли разочарованием, двигаясь бесцельно по кругу зазеркалья Истинных Церквей? Думал ли кто, зачем сейчас такое изобилие истинного духовенства: чтобы с ними верующие стояли на камне веры или же бродили по топям церковных юрисдикций и тонули в заблуждении до самой смерти?

То есть идея такова, что все эти «истинные церкви» православие как таковое и спасение людских душ, абсолютно не интересуют. Это расколы, отошедшие от Матери Церкви и яро хулящие последнюю. Благодати там нет, каноничности там нет, но есть сильная ненависть и политизация всего. В этих «церквях» имеет место грубое попрание Канонов, но Каноны им и не важны, это всё можно «гибко разрешить в рамках церковной икономии», зато «правильное отношение к Путину и войне на Украине» - вот это НАШЕ ВСЁ! Иначе недолго и сана лишиться.

Все эти суть проекты «альтернативного православия» - тупики с ямой погибели в конце, но финансируемые кем-то под красивыми лозунгами: «только мы готовы продолжать служение Истине, только мы продолжаем оставаться чадами Тела Христова - Его Церкви, чем была РПЦЗ в течение своего 80-тилетнего исповедания Веры Православной. И не важно, сколько верных понесут этот крест - "наша церковь маленькая, но чистая, как кристал!"».

Так получилось, что выйдя в 2022 году из МП, я во всем этом абсолютно не разбиралась и два с половиной года провела в двух «истинных» церквях. Русской и сербской. Так что теперь я могу с полным правом сказать: да, это так!

Истинные Церкви.... Их много, и какая из них истинная, а какая нет, разобраться несведущему человеку очень трудно. Порой, человек бросается навстречу тому, что считал истинным кораблём спасения, а в итоге получает такой удар, что впоследствии может потерять веру.Бросается к источнику воды, а в итоге понимает, что это был очередной мираж и вокруг него лишь безжизненный горячий песок. И часто в поисках проходит вся жизнь и человек до смерти так и не может найти путь церковной Истины. (Сайт Правдонбасс)

Я бы посчитала вышесказанное большим преувеличением, если бы не попавшаяся мне на глаза история одного ревностного священника, не теплохладного, а действительно пастыря овец словестных, вышедшего из МП, перешедшего в «истинную» церковь...и ставшего в конце-концов вообще неверующим человеком. Это трагедия! Вот вкратце:

Иеромонах Никанор Лепешев. 24 сентября 2009 года принят в общение с "Российской православной автономной церковью" (РПАЦ) епископом Григорием (Лурье) через хиротесию. Был запрещён в МП в священнослужении. Несмотря на громкий уход, отец Никанор пробыл в расколе всего полгода: "Это был пик моего религиозного ревнительства. И когда я ощутил там какую-то пустоту, ролевую игру… Как ролевик со стажем, я, попав туда, понял, что это ролевая игра. Тогда начался откат". 4 апреля 2010 года был воссоединён с Церковью МП, принеся публичное покаяние в уклонении в раскол и досаждении священноначалию. Вскоре Лепешев понял, что он вообще никаким священником быть не хочет. Что он перестал быть не только православным, но и христианино. Христос стал для него только одним из родоначальников мировых религий. Работает психологом.

В «истинных» церквях нет истины, а пребывающие в них лишаются Благодати Божией и впадают в помрачение!

Поэтому так НЕ приветствуется силами зла движение «непоминающих»! Именно потому, что они, «непоминающие» в истинной Матери церкви и остаются, никакую параллельную церковную структуру не создают. А поминающие еретика от Церкви этим же и отпадают. И именно это спасительное исповедание, благодатное стояние - все что нам еще осталось, стараются и будут стараться столкнуть всеми силами в какую-то «одну из юрисдикций», т.е. в раскол, в безблагодать на погибель.

Вот как например возмущается канал «Православный Взгляд»:

«Непоминающие это клирики оставившие РПЦ и не принятые в иные юрисдикции. Непоминающие создали раскол РПЦ уже тем, что перестав поминать патр. Кирилла они НЕ ХОТЯТ переходить ни в одну юрисдикцию, включая ветви РПЦЗ. Именно желание власти и полной свободы от правящих архиереев в церкви и называется расколом. Гораздо честнее было бы перейти под чей-то омофор, но им нужен не Христос, а свобода от Него. Именно это и ведёт доверивших им души в ад. То есть, самочинное оставление правящего архиерея без отпустительной грамоты, нежелание переходить под омофор реального ( а не виртуального архиерея) и самочинное служение без благословения по церковным канонам называется расколом или по-народному, самочинным сборищем. Не нравится в РПЦ? Будь честен - уйди открыто, никто же силком не держит, но сделай всё правильно и примкни к православному архиерею и правильность поступка будет судить Бог, а уходить в никуда, уносить чужие антиминсы, и губить человеческие души ими прельщённых - это церковное преступление, подлежащее церковному суду за учинение раскола».

Сильно как сказано, да? Вот так и будут сталкивать с истинного пути остатки еще стоящих! А что? Выбор «истинных» церквей большой – иди, выбирай где лучше, где «истиннее», да делай вообще что хочешь, но только не оставайся «непоминающим» в благодатной Матери церкви! Которая вообще-то давно уже безблагодатна из-за «ереси сергианства». Всё это, вся их «идеалогия» кем-то кое-как «притянута за уши» и потом сшита белыми нитками, то есть не выдерживает вообще никакой критики и к православию имеет лишь очень косвенное отношение. Но тем не менее это работает, «проект альтернативного православия» приносит какие-то свои плоды...

Вот, например, что приводит в полное недоумение, так этакое «гибкое» отношение в «истинных» церквях к крещению в «сатанинской» МП. Т.е. то, что МП НЕ ЦЕРКОВЬ – с этим «истинные» единодушно и совершенно согласны, и не смотря на это, крещение в МП – многими неожиданно принимается!

Священник СИПЦ, А.Л. написал мне в свое время следующее:

Мы не ставим так вопрос: есть благодать, нет благодати. Благодатометра не изобрели. Но мы говорим, что МП с момента своего возникновения вне Церкви Христовой. МП нецерковная организация. Люди, которые приходят оттуда, может быть и получили благодатные дары веря во Христа, от чтения Евангелия, молитв к Богу и святым, но полноту церковных таинств они получают только при присоединении к Церкви.

Т.е крещение в «безблагодатной анти-церкви МП» становиться вдруг действительным при переходе в «истинную» церковь. Оно само по себе как-то там при этом восполняется! И как это возможно для меня всё-еще остается загадкой!

Но Епископ Нектарий (СИПЦ) подтвердил, что да, если человек переходит (например из МП) в истинную церковь и исповедуется и причащается - то ВСЕ ВОСПОЛНЯЕТСЯ . Да, форма есть в МП, НО БЕЗ НАПОЛНЕНИЯ СВЯТЫМ ДУХОМ ( если можно так выразиться ) , поэтому и если человек приходит в истинную церковь святую Христову , то ВОСПОЛНЕНИЕ и происходит.

«Перекрещивать» никого не надо! И это при всей такой категоричной, воинственной, прямо огнедышащей риторике о неблагодатности «советской церкви, сергианской лжепатриархии, этой еврейско-большевицкой подделке под Церковь» (в которой большинство прихожан «истинных» церквей благополучно и были крещены)!

Так ведь если, по их мнению, благодати НЕТ, то никакие таинства невозможны, какая ФОРМА?! Куда, к ЧЕМУ восполняться? Если в МП нет благодати, то логично, что всех приходящих оттуда надо рассматривать как НЕ крещенных. Но этого почему-то не происходит... Или если заново крестить не надо, то стоит всё же признать, что благодать в МП была. Но этого тоже почему-то не происходит...А разговоры с владыками обеих «истинных» церквей на эту тему абсурдности каких-либо «восполнений» вообще ни к чему не привели.

Это достаточно интерсный феномен, как можно так гибко подстраивать под свои нужды «церковную реальность». Так чему же еще удивляться? Заявлениям, что старцев в МП нет и быть не может? Что и греческие новостильники, а среди них и святой Паисий Святогорец – безблагодатный лжестарец? Высказываниям, что, например, почитаемый всеми чудотворец Грузии - Гавриил (Ургебадзе) тоже не от Бога, «потому что сам сатана принимает вид Ангела света». И все дары Святого Духа батюшек из МП, также пострадавших, прошедших лагеря, суть «от духов бесовских»? Какая ХУЛА на Духа Святого! Прости меня, Господи, за причастие в самое что ни на есть осуждение с исповедующими такие страшные вещи!!!

Я благодарю Господа за этот опыт, который я получила, пребывая в расколах «истинных» церквей. Там много хороших, искренне верующих людей, которые к сожалению слепо доверяют своим пастырям и уверенны, что они ведут ко спасению. Я благодарю Господа за Его великое ко мне долготерпение, пока я грешила, барахталась во всем этом, пока я разбиралась и всё хотела верить, что вот она «моя истинная церковь». Я жила иллюзией. Прости меня, Отец!

Но что же теперь делать? Старец схиархимандрид Христофор Тульский говорил о последнем времени, когда произойдет смешение всех вер (это и произошло в 2022 с декларацией того, что у всех мировых религий один Бог, один Всевышний) так:

««Дети мои, меня Господь забирает от вас, а вы остаётесь на страшные мучения, на страдания. Но вы не отчаивайтесь». Его спрашивали: «Батюшка, а как нам спасаться в последнее время? Вас с нами не будет». Он говорил так: «Читайте Евангелие, Псалтирь, и пока ещё церкви открыты, нет смешения вер, ходите в церковь, причащайтесь, соборуйтесь, - батюшка всё благословлял. - А когда произойдёт смешение вер, тогда в церкви ходить нельзя будет».

Матушка Федотия задала вопрос: «А вот когда нельзя будет в храм ходить (ну, мол, «я просфоры пеку»)». Он говорит: «Да, матушка Федотия, вот ты печёшь просфоры… а вот придёт время, что нельзя в храм, а ты будешь печь просфоры?» Она так улыбнулась, засмеялась: «Не знаю, батюшка…» Батюшка: «Ты не улыбайся, это вопрос серьёзный. Это очень серьёзный вопрос.» Она говорит: «Да буду батюшка! Я ж люблю просфоры печь.»

А он и говорит: «А КОМУ ты будешь печь просфоры? Вера-то православная, она уже будет ВСЁ. Когда это произойдёт, и причастия в храме не будет».

«А когда смешение произойдёт, и в церковь ходить уже нельзя будет, тогда мы будем дома молиться, зажигать лампады, свечи и вкушать кусочек просфорочки, антидорчик, и крещенскую водичку – и тогда Господь сам будет нас причащать». Благословлял общинки, говорил, что надо бы, чтобы в истине священник был, хоть в редкую стёжку бы он мог прийти и причастить нас в общинке. Но священник, у которого будет антиминс.»

И да укрепит, да сохранит и да помилует нас всех Господь!