Найти в Дзене

Другой в моей квартире: средство от одиночества. Психологический разбор фильма «Ирония судьбы или с легким паром!»

Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г. Режиссёр: Эльдар Рязанов О, одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, Как холодно ты замыкаешь круг, Не внемля увереньям бесполезным. Б. Ахмадуллина Каждому человеку нужен Другой, но Другой – особенный. Тот, который поймет, примет, поддержит… Тот, которому не страшно открыться, не страшно признаться, показаться во всем своем несовершенстве. Другой, с которым просто легко… Его, Другого, нельзя создать, сконструировать, спроектировать и даже вычислить его местонахождение. Его можно встретить и почувствовать. Но сначала важно встретиться с собой. Встретиться и не испугаться, не отвернуться от себя настоящего. «Ирония судьбы или с легким паром!» - это волшебная сказка для взрослых, произведение мастера, настоящее искусство. Этот фильм - художественная ткань, сотканная из образов, метафор, символов, которые соединяются и, растворяясь в нашем восприятии, заставляют нас задуматься. Давайте попробуем поразмышлять над об
Оглавление

Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г. Режиссёр: Эльдар Рязанов

Человеку нужен человек...

О, одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

Как холодно ты замыкаешь круг,

Не внемля увереньям бесполезным.

Б. Ахмадуллина

Каждому человеку нужен Другой, но Другой – особенный. Тот, который поймет, примет, поддержит… Тот, которому не страшно открыться, не страшно признаться, показаться во всем своем несовершенстве. Другой, с которым просто легко… Его, Другого, нельзя создать, сконструировать, спроектировать и даже вычислить его местонахождение. Его можно встретить и почувствовать. Но сначала важно встретиться с собой. Встретиться и не испугаться, не отвернуться от себя настоящего.

«Ирония судьбы или с легким паром!» - это волшебная сказка для взрослых, произведение мастера, настоящее искусство. Этот фильм - художественная ткань, сотканная из образов, метафор, символов, которые соединяются и, растворяясь в нашем восприятии, заставляют нас задуматься. Давайте попробуем поразмышлять над образами и сюжетом фильма, разгадать его тайны и смыслы.

Фильм начинается с мультфильма об одинаковых домах. Дом, квартира – это образы человека, его внутреннего мира. Одинаковые дома – мир одинаковых людей, одинаковых жизней, судеб, потеря уникальности, индивидуальности. А если мы теряем свою уникальность, живем как все, как положено, как принято, мы превращаемся в функции и чувствуем себя одиноко. Так хочется найти человека, который бы увидел и принял мою уникальность, и это было бы взаимно…

Жене Лукашину пора идти в баню!

Новая квартира и Новый год – прекрасная возможность начать новую жизнь, свою жизнь! Но квартиры одинаковые, а встреча Нового года уже определена и срежиссирована для главного героя, но без его участия. Наш главный герой – Женя Лукашин. И надо признать, главный герой с виду и негероический какой-то. Он живет в женском мире, где его жизненный сценарий уже определен. И что-то мужское в виде его друзей не впускается в его жизнь как опасность. И вроде все у Женечки хорошо (невеста, мама, новый год, неотвратимость делать предложение), но что-то все не так. Сказать не может, но ведь чувствует:

Со мною вот что происходит,

Совсем не та ко мне приходит,

Мне руки на плечи кладет

И у другой меня крадет.

(Е. Евтушенко)

И Лукашин принимает решение (судьбоносное) – пойти в баню! И ведь, что поразительно – его мать дает на это свое благословение, она отпускает его, символически дает согласие на отделение, отпускает его в мужской мир.

Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г.
Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г.

Баня - это мир мужчин, здесь нет влияния и давления материнской фигуры. У нашего героя нет отца. Как повзрослеть, как перестать быть сыночком, как отделиться от матери и начать жить свою жизнь? Ведь Галя – это тоже материнский образ, только более требовательный и напористый.

Эх, баня, баня! Здесь Женя погружается в свое бессознательное, свободное от всего навязанного. И друзья ему в помощь! Он последний свободный из их компании, на него вся надежда, может он сможет не как все… Потаенные желания уносят Женю на крыльях самолета от заготовленного и отформатированного сценария его жизни. Он попадает вроде бы в такую же квартиру, но в другом городе. В этой квартире живет Надя.

Надя и ее фантазии

У нее все замечательно… было. Она дождалась свое невиданное счастье в виде Ипполита (положительного и готового к брачному союзу). И вдруг она находит в своем доме что-то ужасное, пьяное и совсем несимпатичное! Но вот что интересно: своего великолепного жениха она опасается больше, чем ужасного и пьяного незнакомца. Как так?! Чего боится Надя? Она боится разрушить иллюзию, свою мечту и фантазию. В этой фантазии есть совершенно идеальная Надя и великолепный Ипполит! Ипполит – это ее идеализация, ее фантазийный образ мужчины. Он прекрасен, потому что она чиста, безупречна, послушна и готова подстроиться под него. И за этим всем страх чего-то настоящего, чего-то чувственно-живого:

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

(М. Цветаева)

Девочка, которая живет без отца, придумывает образ и надевает его на мужчину, а потом всячески подпитывает его своим поведением. Десять лет она идеализировала женатого мужчину, а теперь нашла Ипполита. Возможно Надя ищет отца, поэтому ей важно быть слабой, послушной и зависимой, чтобы пережить, почувствовать то, что не случилось в реальной жизни далекого детства. И вот в эту идеальную предновогоднюю фантазийную иллюзию врывается что-то безобразное и ужасное…., но настоящее и живое.

Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г.
Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г.

Ипполит и Женя: разум и чувства

И мы наблюдаем, как хрустальный образ прекрасного принца начинает рассыпаться. Вместо надежного Ипполита, мы видим обиженного маленького мальчика, который не в состоянии справится со своими ревностными импульсами. В то время как Женя постепенно из ребенка начинает превращаться во взрослого, Ипполит регрессирует в детское состояние. Он говорит Жене: «.. Для таких, как вы главное не разум, а чувства…» Но ведь именно чувства (глубинные и настоящие) дают нам устойчивость в жизни. Любовь, доверие, нежность связывают нас с разумом, формируют доверие к миру. Если нет чувств, как устойчивых и длительных процессов, мы находимся во власти сиюминутных эмоциональных импульсов, что и демонстрирует Ипполит. Он когда-то принял решение (возможно очень рано и совсем неосознанно), что жить надо только рассудком, потому что чувствовать больно, опасно, страшно. Он живёт, как положено, как предписано, он не способен на безумство, но жизнь нельзя подогнать под выверенную схему…Он не выдерживает эмоциональных переживаний, как ребенок убегает из них, обижается, злиться…

Сложные эмоциональные переживания затопляют его, не зря он отправляется в душ и весь мокрый выходит из этих отношений. Мокрый Ипполит прекрасен, он теперь способен на безумство! «Как скучно мы живём! В нас пропал дух авантюризма, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости» - говорит Ипполит, подводя итог этой для него безумной ночи.

Женя и Надя. Рискнуть быть настоящими

Жене и Наде тоже нелегко, но они не уходят от переживаний, они помогают друг другу их проживать. Но это так опасно и страшно, но ведь иногда стоит иногда рискнуть:

Оркестр гремит басами,

Трубач выдувает медь.

Думайте сами, решайте сами,

Иметь или не иметь.

(А. Аронов)

Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г.
Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г.

Общаясь друг с другом, они позволяют себе быть собой. Надя перестает быть идеальной принцессой, позволяет себе быть живой, хотя и несчастной. Женя перестает быть послушным мальчиком, а превращается в почти хулигана. Они снимают маски, обнажают свои травмы, но и свои таланты…

Здесь кончается одиночество и начинается единение. Одиночество растворяется, когда мы можем выдерживать другого человека с его ужасным несовершенством, видеть его уникальность и не требовать от него идеальности. Одиночество исчезает, когда мы теряем желание близкого человека переделывать, перевоспитывать, контролировать, сравнивать с идеальным образом. Наши герои получили опыт общения на равных. После этого нет желания искать в жены маму, а в мужья – отца.

Они искренне интересуются друг другом. А ведь с этого начинается любовь. Важно не то, какого человека я хочу, а то, какой он есть сейчас рядом со мной.

Наша жизнь - наши выборы

В мире, где есть одинаковые дома, проторенные пути, гарантированные клише, проверенные кем-то алгоритмы жизни, сложно поддаться чему-то смутному, непонятному, неопределенному… Лукашин идет по заснеженным улицам, ветер врывается в его тело и душу. Это жизнь! В ней не только уют ленинградской квартиры, но и бури сомнений, боль неудач и разочарований. И еще страх ответственности за свои выборы. Все так хрупко и так ненадежно…, поэтому стоит ценить каждую встречу, где нам удалось встретиться с человеком и разойтись с одиночеством хотя на некоторое время:

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них, -

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

(А. Кочетков)

Новогодняя ночь - это сказка. И утро отрезвляет, расставляет все по своим местам. Утро к чувствам добавляет рассудок. Утро – время принимать решения. И Надя больше не хочет ждать 10 лет и приезжает к Жене, ведь у нее есть важная причина – он забыл у нее веник (эх, баня, баня!). Адрес она знает, и ключ ее подойдет к его квартире…(Мы ведь помним: квартира – это образ внутреннего мира человека).

Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г.
Фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» 1975г.

Как вы думаете, будут ли они счастливы?

Давайте пообщаемся…