Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

«Кабинет редкостей» Петра I. Для чего он создал Кунсткамеру?

Оглавление

Выходившие из широких дверей люди воодушевлённо переговаривались, делясь впечатлениями. «Уж всякое видеть приходилось, – заявил человек в мундире своей супруге и приятелю. – Но такого…».

Очень скоро по новой столице пошла молва – дескать, царь Пётр устроил «собранье всевозможных мутаций», куда может прийти всякий желающий. Конечно, многие были заинтригованы этим известием.

На деле посмотреть в первом русском музее можно было не только те самые «мутации». Пётр приказал собрать коллекцию, которая затмила бы «кабинеты редкостей» европейских правителей. Постепенно знаменитая Кунсткамера превращалась в уникальное хранилище. Но как и для чего её создавал Пётр Великий? Что его воодушевило? И какие функции должна была исполнять Кунсткамера?

Картинка просто для обложки, по теме статьи
Картинка просто для обложки, по теме статьи

Европейские «кабинеты»

Отправляясь в Европу, молодой Пётр I был воодушевлён – он ожидал, что увидит в новых странах нечто невиданное. Его ожидания оправдались в полной мере. Более того, в крупных европейских городах ему довелось повидать такое, о чём царь и предполагать не мог. Одной из таких диковинок стали «кабинеты редкостей».

Такие музеи были популярны в Европе уже в середине XVI столетия. Как правило, создателями их выступали аристократы, писатели или учёные. Имелись «комнаты редкостей» и у правителей.

Так, например, подобный кабинет был у австрийского эрцгерцога Фердинанда II, а также датского короля Фредерика III. Правда, побывать в таком месте могли далеко не все. Для этого требовалось купить билет, что едва ли могли себе позволить бедняки, или же получить письменное разрешение от владельца комнаты.

Э.Б. Бернштейн «Кунсткамера» / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Э.Б. Бернштейн «Кунсткамера» / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Музей в России

Петру затея с созданием музея очень понравилась, однако русский царь считал, что кабинет этот должен просвещать народ, а потому не стоит запрещать всякому желающему повидать хранящиеся в нём диковинки. Но для начала его требовалось создать в России.

Едва вернувшись на родину, молодой энергичный правитель приказал подданным по всей стране отыскивать редкости и необычные предметы. Особенно ценились образцы древних рисунков и письменности, экземпляры животных или растений необыкновенных размеров. Как отмечалось в царском приказе:

«(Искать) каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди».
Н. Грузенберг «Вид Кунсткамеры» / Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Н. Грузенберг «Вид Кунсткамеры» / Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Хранилища ценностей и редкостей

Ещё до Кунсткамеры появились особенные хранилища в Москве и Петербурге. В старой столице по приказу Петра был создан Цейхгауз, где можно было увидеть редкие образцы оружия. А в Санкт-Петербурге при Адмиралтействе была учреждена Модель-камора, где хранились чертежи и модели кораблей.

Но всё же главная коллекция Петра Алексеевича была в Кунсткамере (название её в переводе значит «кабинет редкостей»). Открытая в 1714 году, она стала первым русским музеем. Посетители могли оценить собрание старинных монет, коллекции книг и рукописей, гербарии, чучела животных, уникальные образцы редких видов растений. Спустя два года Кунсткамера пополнилась различными видами раковин и минералами.

Осип Беляев «Кабинетъ Петра Великаго» / Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Осип Беляев «Кабинетъ Петра Великаго» / Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Поначалу музей был размещён в Летнем дворце Петра I, но затем постоянное расширение коллекций вынудило перенести его в отдельное здание. При Кунсткамере работало немало учёных, которые занимались изучением этих самых диковинок, проводили химические опыты и создавали научные труды. Она стала центром науки страны, причём её коллекции постоянно пополнялись новыми экспонатами.

Кунсткамера для всех

Интересно, что русская Кунсткамера заметно отличалась от аналогичных европейских «кабинетов». Во-первых, у Петра достаточно быстро появилось по-настоящему крупное собрание всевозможных диковинок, старинных предметов и редкостей. По количеству экспонатов русский музей легко мог «заткнуть за пояс» подобные ему хранилища европейских монархов. Но главное даже не это.

По приказу Петра Великого посетить Кунсткамеру мог всякий желающий. Вход был абсолютно бесплатным, а посетителям предлагали закуски, кофе или вино. Экскурсии здесь проводили специально подготовленные сотрудники, а иногда в качестве гида выступал и сам Пётр Алексеевич.

Авдиенко Полина, 13 лет / Рисунок "Кунсткамера" / Волгоградская областная детская художественная галерея / goskatalog.ru
Авдиенко Полина, 13 лет / Рисунок "Кунсткамера" / Волгоградская областная детская художественная галерея / goskatalog.ru

Создавая Кунсткамеру, Пётр I стремился не только собрать свою коллекцию «уродцев», как говорили обыватели, но привить русскому человеку интерес к науке, показать, каким диковинным может быть окружающий мир. В своей затее царь достиг больших успехов. Уже при жизни Петра Алексеевича стали создаваться и другие музеи в России.

А вот петровское детище, Кунсткамера, работает и сегодня, принимая ежегодно многие тысячи посетителей. Это поистине уникальный музей, которой ясно даёт понять: дело Петра Великого живёт и поныне, вызывая интерес к науке и будоража воображение людей.