Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Самое сложное – не спалиться»: что скрывают поварихи, работающие на вахте

Оглавление

Нина Савкина – повар с 35-летним стажем, треть которого пришлась на Север. В 46 лет она нашла объявление в газете и решила попробовать работу вахтовым методом. Сначала женщина отправилась в Республику Коми на Гагарацкую газовую компрессорную станцию, где кормила 2 тысячи человек, а после её пригласили на буровую установку под Ноябрьском. О том, что представляет из себя заполярное меню и какие истории скрывают повара под рабочей одеждой, Нина рассказала интернет-изданию «Люди Севера».

Изображение сгенерировано при помощи ИИ
Изображение сгенерировано при помощи ИИ

«Меня дома держать ничего не стало»

«Шанс [поехать на вахту] появился, когда дети выросли: дочь вышла замуж, сын сам начал работать вахтовиком – уехал в Красноярский край на добычу золота. И, собственно, меня дома держать ничего не стало, вот я и поехала», - начинает свой рассказ Нина.

Север поразил её своими парадоксами – мурашки по телу пробегали не только от его неописуемой красоты, но и от суровых морозов. Иногда температура достигала -60 градусов, и в таких условиях приходилось преодолевать по 160 километров с прицепами, гружёнными продуктами, ГСМ и вещами на полгода вперёд.

Помимо холода, вспомнила она и полчища гнуса, от которого не было спасения. Наряду с этим была ещё одна серьёзная трудность – рабочий график. Его вряд ли можно назвать нормированным, так как нередко приходилось задерживаться после смены по разным причинам.

«Полярный день – солнце не садится, мозг не отключается, говорит, что работать надо. Да и как повар уйдёт с кухни, если люди сидят в столовой? Им больше негде отдыхать».

«Умудряемся как-то скрываться»

Тема здоровья здесь – одна из самых важных. Подменить сотрудников некому, так что приходилось крайне внимательно относиться к состоянию своего организма. Однако кухня – это место, где всегда существует вероятность порезаться или обжечься. В таких случаях приходилось идти на различные ухищрения, чтобы попасть на работу.

«На кухне всегда бывают большие или маленькие ожоги: кипяток, оборудование, плиты, пароконвектоматы. На буровых за этим строго следит медик-тэбэшник (ответственный за соблюдение техники безопасности. – прим. ред.) и не пускает с ожогами. А заменить-то нас некому. Поэтому мы умудряемся как-то скрываться: в жару прячем под кителя обожжённые руки, чтобы, не дай бог, он не увидел. Самое сложное – не обжечься и не спалиться», - смеётся женщина.

Но иногда возникают ситуации, когда скрыть проблему невозможно. Однажды на Алтае, когда Нина пекла блины детям из кадетского корпуса, она случайно опрокинула на себя ведро с кипятком. От этого сильно пострадали ноги. К счастью, рядом с детьми находился сопровождающий отряд медик, который бросился на помощь.

«Не видимся с сыном по 8-9 месяцев»

На протяжении полутора месяцев женщина носила бинты и ходила босиком, так как совершенно не могла обуться. Но даже в таком состоянии она справлялась со всеми задачами. Иначе тут никак. График «месяц через месяц» тоже порой претерпевал изменения. Как-то раз пришлось задержаться на буровой на 3 месяца из-за сменщицы, которая приехала на КПП в нетрезвом виде. Её отправили домой, а Нина осталась работать дальше.

Учитывая, что её сын тоже вахтовик, она может не видеться с ним очень долгое время:

«28 дней на вахте, 28 дней отдыхаешь – с учётом поездов туда-обратно дома максимум 3 недели. Разве что выспаться и отъесться. <...> Сын на вахте в Красноярском крае, я на вахту тоже. Не пересекались с ним по 8-9 месяцев [в году] – не совпадали у нас графики».

Чем кормят вахтовиков

Работа на Севере – всегда тяжёлый труд, поэтому всех работников кормят очень хорошо:

«У нас праздники шикарные. День нефтяника отмечали, наверное, почти как в Кремле. Готовили всё, что могли. А праздником в кулинарном плане для вахтовика чаще всего становится что-то из домашнего: пельмени, манты стряпали, иногда что-то ещё. И шашлыки – они раз в неделю у нас были стабильно».

Крупы, заморозку, мясо и молочные продукты на буровые завозят по зимнику на 10 месяцев сразу. Раз в неделю доставляют кисломолочку, колбасы и местные деликатесы. Сложнее всего поставлять скоропортящиеся товары – для этого используют авиацию. На туристических базах рацион периодически дополнялся олениной и свежей рыбой.

«Голец, нельма – шикарнейшая рыба. Её выловили, и через 30–40 минут ты уже подаёшь туристам сугудай именно из свежей рыбы – капец как вкусно!» - заключила Нина.

Читайте также:

«Сколько стоит ночь с тобой?»: дальнобойщица рассказала, что творится во время вахт
ЯМАЛ-МЕДИА
18 декабря 2024

Подписывайтесь на канал – здесь очень интересно!