В 1933 году, в разгар строительства Рокфеллер-центра в Нью-Йорке, Нельсон Рокфеллер, сын Джона Рокфеллера-младшего, поручил известному мексиканскому художнику Диего Ривере создание монументальной фрески для вестибюля здания RCA Building (ныне GE Building). Тема работы была определена как "Новые границы", и Ривера, известный своими левыми взглядами и симпатиями к коммунизму, предложил масштабную композицию под названием "Человек на распутье".
Однако, в процессе работы, в фреске появилось изображение Владимира Ленина, что вызвало крайне негативную реакцию у Нельсона Рокфеллера. Ленин был изображен среди других исторических фигур, символизирующих различные этапы развития человечества. Для Рокфеллера, представителя одной из самых богатых и влиятельных семей Америки, это было неприемлемо. Он потребовал от Риверы удалить изображение Ленина.
Художник, чьи политические убеждения были глубоко укоренены в его творчестве, отказался. Для него фреска была не просто произведением искусства, но и политическим заявлением, отражающим его взгляды на социальные и политические процессы. Он считал, что удаление Ленина исказит смысл и целостность всей композиции.
В результате, Нельсон Рокфеллер принял решение расторгнуть контракт с Риверой и полностью уничтожить незаконченную фреску. Известна его фраза, ставшая крылатой: "Это моя стена!". При этом, гонорар художнику был выплачен (по другим сведениям нет).
Этот инцидент получил широкий общественный резонанс, став символом столкновения капиталистической идеологии и левых взглядов, а также демонстрацией безграничной власти и авторитарного подхода со стороны влиятельных представителей американского истеблишмента. Действия Рокфеллера вызвали как осуждение, так и поддержку в разных слоях общества, что лишний раз подчеркивает неоднозначность данной ситуации. Фреска Риверы, и история её разрушения осталась в истории искусства как яркий пример цензуры и конфликта между искусством и политикой.
Сам Рокфеллер, помимо участия в данном скандале, был известным политическим деятелем и занимал пост 41-го вице-президента США. Его жизнь и деятельность включали в себя многие другие события, но инцидент с фреской Диего Риверы остался одним из самых запоминающихся эпизодов его биографии.
А фреску Ривера воссоздал в Мехико во Дворец изящных искусств. В отличие от аналогичной фрески в Нью-Йорке на ней появилось изображение Троцкого.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!