Найти в Дзене
Учёный КотоПëс

"Пара из дома √9" Клэр Дуглас - история о доме мечты, ставшим домом кошмара.

Всем привет! В рамках стартовавшего на канале "Библио Графия" традиционного зимнего детективного марафона, который в этом читательском сезоне продлится целый месяц, читаем и обсуждаем роман британской писательницы Клэр Дуглас "Пара из дома № 9". Роман называют настоящей визитной карточкой писательницы - только в Британии его тираж составил более полумиллиона экземпляров, позволив книге стать бестселлером №1 на Amazon (на сегодняшний день книга прочно удерживает 128 позицию) и войти в Топ-3 бестселлеров «Sunday Times».

Писательница родилась в британском Бристоле. Прежде чем прийти в писательство, пятнадцать лет отработала в смежной ему журналистике, писала для женских газет и журналов. При этом не оставляла детской мечты стать писателем. Как выяснилось, не зря - первый же роман Дуглас, "Сёстры", получил премию журнала Marie Claire и заручился хвалебными отзывами критиков. Все они отмечали, что у Дуглас есть собственный авторский стиль, присущий всём её романам, с блестящим умением нагнетать мрачную атмосферу и тайной, разгадку которой надо искать в далёком прошлом. Подобные истории люблю, поэтому одной из книг Дуглас рано или поздно суждено было оказаться в моих руках. Давайте будем вместе проверять, стоит ли роман Клэр всех выданных автору авансов.

Клэр Дуглас - успешный британский автор мрачных детективов о тëмных тайнах прошлого.
Клэр Дуглас - успешный британский автор мрачных детективов о тëмных тайнах прошлого.
Сегодня книгу в мягкой обложке из Фикс Прайса представляет Дженька на фоне Никиного и Максиного рождественского адвент календаря.
Сегодня книгу в мягкой обложке из Фикс Прайса представляет Дженька на фоне Никиного и Максиного рождественского адвент календаря.

Молодая чета Каттлер получили в наследство от бабушки дом. Уютный и идеальный, точно с открытки, коттедж с видом на лес вдали от городской суеты - об этом Саффи и Том могли только мечтать. Иллюзия рушится в тот момент, когда Саффи случайно обнаруживает на заднем дворе закопанные в землю человеческие останки. Судебно - медицинская экспертиза устанавливает, что останки принадлежат двум разным людям, мужчине и женщине, погибшим более тридцати лет насильственной смертью. Свет на это дело может пролить только бабушка Саффи, доживающая дни в доме престарелых. Проблема в том, что Роуз страдает от старческой деменции, и ясность ума возвращается к ней лишь фрагментарно. Помогут ли клочки её воспоминаний пролить свет на эту мрачную историю? И безопасно ли Тому и Саффи жить в их новом доме?

Ах, как я люблю истории, подобные этой... Без маньяков, без натуралистичных описаний расчленёнки, без порядком поднадоевших профайлеров... Вместо этого нам предлагают старомодный, или как я, люблю говорить, олдскульный, детектив (хотя действие и происходит в современности), расследование в котором ведут констебли, а действие происходит в глухой английской деревушке Беггарс Нук. С единственным на всю округу бутиком, гостиницей "Олень и фазан", в пабе которой до сих пор подают традиционный континентальный завтрак, старушками в платочках с клетчатыми сумками на колëсиках, судачащими с подругами о последних новостях в бакалейном магазине и соседями, недовольными тем, что "понаехавшие" затеяли глобальную реновацию коттеджа . Естественно, происшествие на Скелтон Плейс лишит покоя не только это идиллическое место, но и всю округу...

Повествование, как модно ныне для детективного жанра, ведётся в двух временных плоскостях: современность и прошлое. В современности мы знакомимся сразу с тремя поколениями семьи Грей: младшим, в лице симпатичных Саффи и её мужа Тома, ошеломленных внезапно свалившимся на них наследством в виде коттеджа в деревенской глуши, о существовании которого в семье никто не подозревал, и вкладывающими все свои средства в его переустройство, средним, представленным матерью Саффи, Лорной, ставшей матерью в шестнадцать лет, и после, словно бы пытаясь наверстать упущенное, пустившейся во все тяжкие с бойфрендами, годящимися ей в сыновья, и, наконец, старшим, в лице Роуз Грей, коротающей старость в доме престарелых, признающей внучку, но упорно отказывающейся признавать родную дочь.

Параллельно нам представляют некого Тео и его престарелого отца Виктора, известного светила медицины, на первый взгляд не имеющих к семейству Грей никакого отношения. Но почему тогда отец Тео на полях газеты, в которой рассказывается о происшествии на Скелтон Плейс и упоминаются имена Роуз и Саффи, делает пометку: "Найти еë!" Кого из двух поколений семейства Грей он разыскивает? И почему так тщательно скрывает это от собственного сына?

Прошлое представлено письмами Роуз, адресованными Лорне, обнаруженными Саффи в тайнике за камином. Из них мы знакомимся с молодой женщиной, ищущей в Беггарс Нук не покоя и уединения, а анонимности, с её квартиранткой, ставшей подругой, Дафной Харталл, которая похоже преследует те же цели, что и Роуз, и постепенно узнаем, как багаж прошлого одной из них подвергнет их всех смертельной опасности. А на чердаке дома, посреди немногочисленных семейных фотографий Саффи и Лорна обнаружат газетную вырезку сорокалетней давности о трагической смерти в море некой Шейлы... Не та ли это Шейла, которую Роуз постоянно поминает как "злую маленькую девочку"?

Как видите, детективных загадок для любителей их поразгадывать, будет достаточно в обеих временных плоскостях. От чего бежали Роуз и Дафна? Кто эта загадочная Шейла? Какую роль в истории сыграл доктор Виктор Кармайкл? Что на самом деле случилось с матерью Тео, действительно ли её смерть была несчастным случаем? Почему среди семейных фото Греев нет ни одного изображения отца Лорны? Почему, хоть она и утверждает, что никогда не жила в Беггарс Нук, к ней фрагментарно возвращаются воспоминания о проведённом здесь раннем детстве? Какие улики так настойчиво ищет в доме человек, представляющийся частным детективом? И, наконец, кому всё -таки принадлежат останки, обнаруженные рядом с домом?

Как детективщик со стажем, основную загадку я разгадал уже ближе к середине истории, но это не значит, что чтение книги стало от этого менее увлекательным - Дуглас постоянно подбрасывает в топку саспенса несколько новых поленьев в виде сюжетных финтов, да и личность, и мотивы преступника остаются прозрачными практически до самого конца. Поскольку загадка была уже разгадана, концовка не была каким - то шоком, но общего впечатления о книге это не испортило. Это добротный детектив о манипулировании, домашнем насилии, оставляющем неизгладимый след на психике, особенно детской, газлайтинге, мрачном наследии прошлого, которое несут на себе потомки за грехи собственных предков, профессиональной этике, раскаянии, пусть и позднем, прощении и преступлениях без срока давности. А ещё о безграничности материнской любви - последние страницы, на которых Лорна дочитывает финальные строки письма Роуз - это просто разрыв аорты.

Подкупило то, что несмотря на то, что история несёт в себе явный феминистский посыл, автор не задаётся задачей доказать, что "все мужики сво..." - в книге есть несколько откровенно симпатичных мужских персонажей: те же Том и Тео, например. А не понравилось, что автор поставила знак равенства между эмансипацией конца 70 - ых и свободной любовью - притянутая за уши тема нетрадиционных меньшинств показалась откровенной данью сегодняшней европейской повестке. Слава Богу, Дуглас проходится по этой повестке вскользь, без всяких этих "розовых соплей", что не может не импонировать. И если вас эта тема не смущает, смело читайте - книга рискует вам понравиться.

Подрастает книговик, которого я строю уже на протяжении почти трёх месяцев: остался последний комочек.
Подрастает книговик, которого я строю уже на протяжении почти трёх месяцев: остался последний комочек.

На этом прощаюсь с вами, дорогие друзья! А вы читали "Пару из дома № 9"? Тогда я предлагаю вам обсудить книгу в комментариях, объяснить, понравилась или не понравилась, подискутировать. А может быть, вам захотелось прочитать? Тогда объясните, что привлекло вас в данном отзыве. Вторая книга, запланированная на чтение в рамках этого марафона, роман "Ярость" Алекса Михаэлилиса, почти дочитан, и завтра я постараюсь опубликовать отзыв и на него. Вне марафона начинаю читать роман Джонатана Сафрана Фойера "Жутко, громко & запредельно близко", который и станет последним комочком Книговика. Так что не пропустите новые рецензии на канале. Ну, а пока -👋! Всём только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на канале "Учёный кот"!