Найти в Дзене
Жорик – историк

30 декабря — казнь Саддама Хусейна

Когда суд приговорил Саддама Хусейна к казни, в Ираке прошла волна манифестаций. И вовсе не против приговора, шокировавшего своей жестокостью. Люди выходили на улицу и требовали от властей назначить их палачами. Особенно усердствовали родственники убитых Хусейном шиитов, хотевшие, чтобы Саддама повесили публично на площади, а казнь транслировали по телевизору в прямом эфире.

Власти Ирака действительно снимали весь процесс казни на камеру, чтобы показать потом ее отрывки без шокирующих подробностей. Однако первым свет увидел любительский ролик, снятый на чей-то телефон. Эти кадры облетели весь мир, ужаснув людей средневековым способом казни и удивив поразительным хладнокровием и мужеством, с которым встретил смерть бывший лидер Ирака.

Он взошел на эшафот 30 декабря 2006 года, спустя всего два десятка дней после объявления приговора. В черном строгом пальто, без головного убора, Хусейн с руками за спиной медленно поднялся по дощатым ступеням. Остановившись точно посередине люка, он склонил голову, позволяя надеть на себя петлю с неестественно гротескным узлом.

Протянул одному из палачей карманный экземпляр Корана с просьбой передать его дочери. В это время охранники, оцепившие кольцом эшафот и даже взобравшиеся на стены, ограждавшие тесный дворик, заулюлюкали и засвистели. Один из стоявших рядом с Хусейном палачей не выдержал:

— Ты уничтожил нас. Ты убил нас. Ты заставил нас жить в нищете, — выкрикнул он в лицо Саддаму.

— Я спас вас от нищеты и унижения и поверг ваших врагов, иранцев и американцев, — парировал Хусейн.

-2

«Будь ты проклят», — в сердцах выкрикнул военный. «Будь ты проклят», — эхом ответил ему Хусейн. Больше не обращая ни на кого внимания, он закрыл глаза и стал читать короткую шахаду (мусульманский символ веры, состоящий из одной-двух фраз). Закончив, Хусейн начал читать ее вновь, и тут палач резко нажал на рычаг, распахнув створки люка.

По мнению медиков, экс-президент умер мгновенно от перелома шейных позвонков. А мутная любительская съемка после экзекуции еще долго показывала восторженные лица зрителей и палачей, встретивших казнь Хусейна овациями и криком.