Песню «Сладкая N» Майк Науменко впервые записал в студии звукозаписи Ленинградского Большого театра кукол в 1980-м году.
Он уже проработал там около года, причём коллеги даже и не догадывались, кто этот скромный молодой человек.
Алла Соловей, старший техник-радист и звукорежиссёр театра, говорила:
- После первых записанных песен стало очевидно, что передо мной не просто талантливый музыкант. Это было как порыв ветра в душную ночь. Никогда больше в жизни я не испытывала такого наслаждения от творчества!
В то время в ленинградских театрах было модно записывать бардов.
Инициатором записи был Игорь «Птеродактиль» Свердлов, второй звукорежиссёр театра кукол, который и предложил Майку Науменко сделать сессию.
Предварительно Игорь получил специальное разрешение от главного режиссёра Виктора Сударушкина, в котором говорилось, что запись «экспериментальная»!
— Сударушкин был демократичным и понимающим человеком, — говорил в одном из интервью Игорь Свердлов, — Как-то во время сессии он вошел в студию. На пульте стояли стаканы с портвейном. Он запросто опрокинул один вместе с нами, как ни в чем не бывало!
Сначала Майк немного смущался в студии, но потом освоился, и работа закипела. Песни записывались практически с одного-двух, реже трёх-четырёх дублей.
В записи ему помогал Вячеслав Зорин - на тот момент гитарист специфической группы «Капитальный ремонт», с которой Майк Науменко как-то ездил на гастроли.
— Майк хотел как лучше и боялся портить варианты, — вспоминал Зорин. — Он предполагал, что некоторые песни будут переделываться в другой раз.
Что же касается одной из главных песен альбома «Сладкая N», Майк говорил так:
— «Сладкая N» — потрясающая женщина, которую я безумно люблю, но при этом я совершенно не уверен, что она существует.
Большинство поклонников это объяснение, конечно же, не устраивало, и стали появляться различные варианты происхождения песни.
Александр Кушнир писал, что прообразом «Сладкой N» могла быть ленинградская художница Татьяна Апраксина. С ней Майк познакомился еще в 1974 году, и между ними возник бурный, но скоротечный роман.
По словам виолончелиста и рок-музыканта Севы Гаккеля, также прообразом могла быть и другая Татьяна, по фамилии Дадонова. Это был 1978 год.
«У Майка появилась подруга Татьяна, которая впоследствии стала прообразом легендарной „Сладкой N“, – утверждал в интервью Сева Гаккель. – У них быстро образовался союз, и мы проводили много времени вместе – с Людмилой, Майком и Татьяной.
Есть ещё версия, что «Сладкой N» могла быть жена Майка Наталья Науменко, на которой он женился в 1981-м году.
Наталья:
Кстати, вот меня тоже спрашивают, не я ли это сладкая N. Да нет, конечно. Мы познакомились, когда был записан уже этот альбом, и как раз он думал, как бы его оформить. Увидел, что я что-то иногда рисую, попросил. Вот я так точками это всё сделала.
Майк также говорил:
Сладкая N — это ни какая не Анна англоязычная, это — N — такая прекрасная незнакомка имени товарища Блока!
Вот такие интересные события и факты предшествовали и были во время записи в студии Ленинградского Большого театра кукол в 1980-м году.
Вячеслав Зорин вспоминал:
После первой сессии, когда мы вышли на улицу, Майк сказал удивительно торжественным голосом:
Сокращение фиои - фото из открытых источников.
Читайте другие наши публикации о Майке Науменко и группе «Зоопарк»: