Найти в Дзене

Исследование. Твердо и четко: как улучшить систему утилизации бытовых отходов

К 2030 году в России будет введена система сбора и переработки всех бытовых отходов. Из них будут извлекать перерабатываемые материалы, такие как пластик, бумага и металл. Цель состоит в том, чтобы к 2030 году перерабатывать и использовать повторно не менее 25% всех бытовых отходов в стране. Как работает эта система сейчас — выяснил эксперт Института прикладных экономических исследований Президентской академии Содном Будатаров. В России на 2024 г. ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) для обыкновенных малоопасных отходов составляет 95 рублей за 1 тонну. «Повышение ставки НВОС является экономическим инструментом, способствующим перенаправлению потоков отходов с полигонов на перерабатывающие предприятия. Без ее повышения строительные отходы, отходы животноводства и птицеводства, твердые коммунальные отходы, отработанное моторное масло, автомобильные покрышки и др. будут заполнять полигоны, а не подвергаться переработке», — отметил автор работы. Мусорные полиго

К 2030 году в России будет введена система сбора и переработки всех бытовых отходов. Из них будут извлекать перерабатываемые материалы, такие как пластик, бумага и металл. Цель состоит в том, чтобы к 2030 году перерабатывать и использовать повторно не менее 25% всех бытовых отходов в стране. Как работает эта система сейчас — выяснил эксперт Института прикладных экономических исследований Президентской академии Содном Будатаров.

В России на 2024 г. ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) для обыкновенных малоопасных отходов составляет 95 рублей за 1 тонну.

«Повышение ставки НВОС является экономическим инструментом, способствующим перенаправлению потоков отходов с полигонов на перерабатывающие предприятия. Без ее повышения строительные отходы, отходы животноводства и птицеводства, твердые коммунальные отходы, отработанное моторное масло, автомобильные покрышки и др. будут заполнять полигоны, а не подвергаться переработке», — отметил автор работы.

Мусорные полигоны, по мнению эксперта, до сих пор остаются главным способом санитарной очистки территорий. «В ряде субъектов Федерации, например, в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях строительство новых полигонов невозможно или существенно затруднено в связи с нехваткой земельных участков, соответствующих требованиям полигонного захоронения. В других регионах действующие полигоны и санкционированные свалки переполнены или находятся на грани закрытия. Строительство новых полигонов и сопутствующей инфраструктуры обойдется государству не менее чем в 500 млрд руб. до 2030 г., что в текущих реалиях непозволительно дорого».

По мнению эксперта, одного только повышения ставок НВОС недостаточно. Проблему утилизации отходов нужно решать комплексно, включая следующие меры:

  • рост рециклинговых (перерабатывающих) мощностей;
  • введение правовых норм, обязывающих не выбрасывать отходы, а передавать их на предприятия, осуществляющие переработку;
  • внедрение цифровой системы учета и контроля движения отходов;
  • кратное увеличение закупок товаров, производимых из вторичного сырья.
«По предварительным расчетам, комплексный подход, включающий повышение ставки НВОС, снизит расходы государства на отрезке 20 - 30 лет в 1000 раз, или на сумму не менее 3 трлн рублей», — заключил эксперт.