Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

15 драматических образов в искусстве, определяющие барокко. Часть 1

После того, как Возрождение и Маньеризм начали угасать, XVII век принёс новое художественное движение, пропитанное драматизмом и величием, названное в честь португальского термина, обозначающего жемчужину неправильной формы — барокко. Художники эпохи барокко, такие как Караваджо и Рембрандт, создавали поразительные композиции, подчеркивая контраст между светом и тенью. Другие художники добивались театральных эффектов используя Библейские и мифологические сюжеты. В этой статье расскажу о знаковых шедеврах, которые в совокупности иллюстрируют драматизм этого периода и различные подходы, которые использовали художники для его достижения. КАРАВАДЖО, "ПРИЗВАНИЕ СВЯТОГО МАТФЕЯ", 1599–1600 ГОДЫ "Призвание святого Матфея", которое можно воочию увидеть в часовне Контарелли в Риме, остается одной из самых известных картин Караваджо. Неформальное, естественное изображение фигур было огромным сдвигом против идеалов маньеризма. Одетые в современную одежду персонажи кажутся взятыми из жанровой

После того, как Возрождение и Маньеризм начали угасать, XVII век принёс новое художественное движение, пропитанное драматизмом и величием, названное в честь португальского термина, обозначающего жемчужину неправильной формы — барокко.

Художники эпохи барокко, такие как Караваджо и Рембрандт, создавали поразительные композиции, подчеркивая контраст между светом и тенью. Другие художники добивались театральных эффектов используя Библейские и мифологические сюжеты.

В этой статье расскажу о знаковых шедеврах, которые в совокупности иллюстрируют драматизм этого периода и различные подходы, которые использовали художники для его достижения.

КАРАВАДЖО, "ПРИЗВАНИЕ СВЯТОГО МАТФЕЯ", 1599–1600 ГОДЫ

"Призвание святого Матфея", которое можно воочию увидеть в часовне Контарелли в Риме, остается одной из самых известных картин Караваджо. Неформальное, естественное изображение фигур было огромным сдвигом против идеалов маньеризма. Одетые в современную одежду персонажи кажутся взятыми из жанровой сцены, а не из традиционной религиозной картины.

Но настоящий гений картины заключается в использовании Караваджо света и тени — отличительной черте его стиля. Следуя фактической архитектуре часовни, солнечный свет проникает внутрь и следует за рукой Христа, который указывает на Матфея. Свет не только создает повышенную драматичность, но и действует как метафора руки Бога, призывая Матфея присоединиться к нему.

АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ, "ГОСПОДИ, КУДА ТЫ ИДЁШЬ?", 1602 ГОД

-2

Хотя искусство этого художника не затмило искусство Караваджо, Аннибале Карраччи считался одним из ведущих художников эпохи барокко в XVII веке. Его стиль напоминает совокупность Возрождения и Маньеризма, а драматизм создан посредством изображения монументальных фигур и динамичных композиций. Данное произведение иллюстрирует подход Карраччи - две крупные фигуры в ярких одеждах рассказывают историю с помощью эмоциональных жестов.

АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ, "ОПЛАКИВАНИЕ ХРИСТА" , ОК. 1604 ГОДА

-3

"Оплакивание Христа" — еще один пример мастерских композиций Карраччи. Здесь он изображает оплакивание мертвого тела Христа Девой Марией, Марией Магдалиной и двумя другими женщинами, которые могут быть Марией Клеопой и Марией Саломеей. Три фигуры лежат друг на друге, а две другие, присевшие справа, вытянули руки в эмоциональных жестах, передавая ужас происходящего.

КАРАВАДЖО, "ДАВИД С ГОЛОВОЙ ГОЛИАФА", 1609–1610 ГОДЫ

-4

"Давид с головой Голиафа" — шедевр, написанный в период изгнания Караваджо из Рима из-за совершенного им убийства. Здесь Караваджо использует свою фирменную технику тенебризма для создания композиции, где молодой Давид задумчиво смотрит на отрубленную голову Голиафа.

АРТЕМИЗИЯ ДЖЕНТИЛЕСКИ, "ЮДИФЬ, УБИВАЮЩАЯ ОЛОФЕРНА", ОК. 1613 ГОДА

-5

В мире искусства, где главенствуют мужчины, Артемизия Джентилески заняла место доминирующей женщины-художницы. Её искусство демонстрирует подход художницы к живописи, где прослеживается акцент на сюжеты с женщинами в главных ролях, самым известным из которых является ее шедевр "Юдифь, убивающая Олоферна". Это произведение рассказывает историю из Ветхого Завета, в которой вдова и ее служанка побеждают — и в конечном итоге обезглавливают — похотливого, угрожающего мужчину. Артемизия выстраивает композицию таким образом, что насилие находится на переднем плане сцены, чтобы произвести ещё большее впечатление.

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС, "ПОХИЩЕНИЕ ДОЧЕРЕЙ ЛЕВКИППА", 1618 ГОД

-6

Питер Пауль Рубенс был ключевой фигурой эпохи барокко. В отличие от Караваджо и Джентилески, он не полагался на свет и тень для создания драмы, а вместо этого использовал яркую цветовую палитру и динамику. "Похищение дочерей Левкиппа" демонстрирует его культовый стиль с чувственными фигурами, извивающимися телами, вызывающими ощущение хаоса и насилия в композиции.

ФРАНЦИСКО ДЕ СУРБАРАН, "МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО СЕРАПИОНА", 1628 ГОД

-7

Франсиско де Сурбаран был ведущим художником эпохи барокко, известным как "испанский Караваджо". "Мученичество Святого Серапиона" является символом его стиля, изображая мужскую фигуру, одетую в белое, на черном фоне. Использование светотени и простая, но мощная композиция напоминают работы Караваджо, которые, вероятно, оказали большое влияние на Сурбарана.

Вторая часть доступна по ссылке: