Вчера Президент Путин подписал закон, вводящий механизм исключения организаций из списка террористических. Этот шаг стал следствием прихода к власти «Талибана» * в Афганистане и «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ)* в Сирии.
Сегодня, в рамках нашего цикла о Сирии, попытаемся ответить на следующие вопросы: что из себя представляет ХТШ*? Почему они взяли власть? Что будет дальше?
«Хайат Тахрир аш-Шам» («Организация освобождения Леванта»)* – международная суннитская террористическая организация, возникшая во время гражданской войны в Сирии в результате слияния нескольких исламских группировок.
Левант (или Великая Сирия) – общее название территорий стран восточной части Средиземного моря: Сирия, Палестина, Израиль и Ливан (в узком смысле).
Главная цель – свержение режима президента Сирии Б.Асада, установление исламского правления в стране.
Особенности программы:
• Не пропагандируют идеи всемирного джихада (насильственное обращение в ислам);
• Утверждают, что не планируют строительство халифата (исламская империя, по примеру арабского государства VII-VIII вв., на всем Ближнем Востоке);
• Не согласны с идеями «Исламского государства» * (возможно для улучшения имиджа группировки);
• Не применяют (по крайней мере пока) радикальные исламистские методы борьбы;
• Выступают за проведение выборов;
• В свое время, лидер заявлял, что в Сирии не будет места христианам и алавитам (об алавитах см. «Колыбель христианства: религиозное многообразие в Сирии»).
Учтем, что пока это всё лишь слова, что называется, «вилами по воде писано». Отрицать террористическую природу организации невозможно.
Давайте взглянем на историю её создания. Это было ярко и неоднозначно.
По сути, она вышла из «Джабхат ан-Нусры» *. В 2011 году в Сирии появилась террористическая джихадистская организация «Фронт помощи людям Леванта» * (или «Фронт ан-Нусра» * или «Джабхат ан-Нусра»). В создании ее активно участвовала «Аль-Каида» *, в планы которой входило объединение сирийских исламистов в единую структура, типа «Исламское государство Ирак» * (позже ИГИЛ*).
Лидером ячейки «Джебхат ан-Нусра» * стал Абу Мухаммед Аль-Джулани, который еще в 2003 г. вступил в ряды «Аль-Каиды» *. Это был, что называется «мальчик из хорошей семьи». Отец – инженер, мать – учитель географии, их сын учился в привилегированном ВУЗе в Дамаске, кстати, там же учился и Б.Асад. Но недоучившись аль-Джулани пошел воевать против американцев в Ираке, в 2006г. был арестован ВС США и до 2011 находился в тюрьме. Там же познакомился с будущим лидером «Исламского государства» * Абу Бакром Аль-Багдади (ликвидирован в 2019г). Собственно, последний и приказал аль-Джулани ехать в Сирию, для создания филиала ИГ* - «Джабхат ан-Нусры» *. Группировка быстро обрела влияние в регионе, в частности в Идлибе.
После заявления сторонников аль-Багдади о слиянии двух группировок – ИГИ* и «Джабхат ан-Нусра» * (для создания ИГИЛ*), аль-Джулани отказал в поддержке лидера. Он не поддерживал жестокую тактику ИГИЛ* и присягнул на верность лидеру «Аль-Каиды» *. Это спровоцировало раскол между ИГИЛ и «Аль-Каидой»*.
С весны 2015 года в ячейку стали вливаться множество средних и мелких джихадистских группировок, таким образом, сделав «Джабхат ан-Нусру» * известной наравне с ИГ*.
В 2016 г. аль-Джулани, снова нарушает свою «присягу» и отходит от «Аль-Киады» *, сменив название на «Джебхат Фатх аш-Шам» («Фронт завоевания Леванта») *, при этом, не отказываясь от идеологии своего бывшего «сюзерена». Почему удалось аль-Джулани создать свою группировку? Скорее всего это связано с тем, что он земляк сирийцев (выходец из Голанских высот), если «Аль-Каида» * «иностранная», то эта – «своя» + джихадистская группировка пользуется поддержкой суннитского населения (сирийское большинство).
В 2017 г. продолжился численный рост «Джабхат фатх аш-Шам» * за счет примкнувших военизированных группировок.
В Идлибе появилась известная ныне группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» *.
На самом деле, эта организация не монолитна, в нее входит множество игиловцев, джихадистов и пр. «солдат удачи», которые были вместе из-за главной цели – свержение режима Асада. Сейчас общий враг пал, и каким образом будут «приручены» лидеры этих всех ячеек – хороший вопрос.
В настоящее время, в Сирии началась серия судов в отношении военных, связанных с режимом Б.Асада, обвиняемых в военных преступлениях. Целью этого процесса стали офицеры, местные ополченцы и информаторы, работавшие на бывшее сирийское правительство. Начинаются «чистки», а с такими формулировками риск попасть под суд есть у любого.
Абу Мухаммед Аль-Джулани не считает себя террористом. На подконтрольных территориях, в частности, разрешает мужчинам курить, а женщинам – не закрывать лица.
Группировка ставит задачу «отмыть» имидж для начала переговоров с мировыми державами, пытается превратиться в аналог «Талибана» *.
Например, в одном из интервью в 2021 г. для PBS Frontline, Джулани назвал признание группировки террористической «политическим ярлыком, не имеющим ничего общего с правдой или достоверностью»:
"За 10 лет нашей революции мы не представляли никакой угрозы для западного или европейского общества: ни угрозы безопасности, ни экономической угрозы, ничего. Вот почему это определение политизировано", — сказал он.
Стратегия «дружелюбия» начинает работать, так как мировые державы, такие как Россия и США, рассматривают возможность снять ярлык «террористической» с этой организации. Но не будем забывать, что у каждого игрока есть для этого более весомые причины, чем «мир во всём мире».
Упомянутые выше группировки, отмеченные символом «*», признаны в России террористическими и запрещены.
Спасибо за внимание, подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии!