Найти в Дзене
Все ПРОавто

Как работает полный привод с системой Torque Vectoring

Еще в начале XX века инженеры поняли, что автомобилю нужен привод на все четыре колеса. Но массово использовать трансмиссию 4х4 начали только в 40-х годах

Полный привод появился почти одновременно с рождением автомобиля — уже в 1903 году голландская компания Spyker представила модель с трансмиссией 4х4. Более чем за 120 лет конструкция проделала огромный путь в развитии. На что сейчас способен полный привод в автомобилях — разбираемся на примере инновационной системы Torque Vectoring от Jaecoo.

Зачем нужен полный привод?

Еще в начале XX века инженеры поняли, что автомобилю нужен привод на все четыре колеса. Но массово использовать трансмиссию 4х4 начали только в 40-х годах. Первыми, кто понял все плюсы полноприводных машин, были военные. Такие автомобили были более универсальным, могли преодолевать сложные участки бездорожья.

Но проходимость — это далеко не все, что может дать полный привод. Благодаря тому, что трансмиссия 4х4 распределяет крутящий момент между четырьмя колесами, автомобиль более устойчив на дороге в условиях плохого сцепления, например во время дождя, снега или гололедицы. Также улучшается поведение автомобиля при маневрировании или прохождении поворотов. Да и динамика лучше, особенно когда под капотом стоит мощный двигатель.

-2

Есть несколько распространенных схем полного привода. Например, система, Full Time, или постоянный полный привод. В этом случае все четыре колеса постоянно получают крутящий момент. Однако у Full-Time есть и минусы: повышенный расход топлива из-за постоянной работы всех четырех колес.

Есть подключаемый полный привод (Part Time), когда вторая ось вступает в действие только при необходимости, причем часто ее нужно включать вручную. Но такая система не всегда эффективна на высоких скоростях и в поворотах из-за особенностей конструкции. Поэтому зачастую Part Time можно включать только на бездорожье и при движении на невысокой скорости.

Компромиссный вариант — система с автоматическим подключением полного привода. Такие схемы имеют сейчас наибольшее распространение благодаря своей универсальности. В этом случае для подключения второй оси обычно используются электронно-управляемые многодисковые муфты

Интеллект и муфты

Ну а самой современной схемой является так называемый интеллектуальный электронно-управляемый полный привод, среди которой выделяется продвинутая система полного привода Torque Vectoring, которая сейчас устанавливается, например, на кроссоверы Jaecoo J7 и Jaecoo J8.

-3

Torque Vectoring не имеет традиционного дифференциала на второй оси. Вместо него стоят мокрые фрикционы на каждой из полуосей (когда они сжимаются, то каждое колесо получает меньше энергии), которые по отдельности и регулируют подачу крутящего момента. В результате система Torque Vectoring может без электронной имитации блокировок дифференциалов тормозными механизмами распределять тягу между колесами.

-4

Благодаря своему быстродействию полноприводная трансмиссия с технологией Torque Vectoring дает моментальный отклик на нажатие педали газа, причем вне зависимости от качества дорожного покрытия. Электроника за доли секунды реагирует на изменение дорожных условий и практически мгновенно распределяет крутящий момент между колесами: например, зимой благодаря быстродействию Torque Vectoring машина просто не успевает закопаться в снег. К тому же Torque Vectoring способна направлять до 100% тяги на одно колесо с наилучшим сцеплением.

Снег не страшен

Автомобиль с Torque Vectoring может независимо регулировать подачу крутящего момента для каждой из полуосей и двигаться вперед даже в тех ситуациях, когда зацепа за асфальт или твердый грунт практически не осталось. И поэтому создатели системы часто говорят, что Torque Vectoring напоминает им истребители с реактивными двигателями с управляемым вектором тяги. Последние тоже обладают так называемой сверхманевренностью.

-5

По проходимости система Torque Vectoring может спорить с классическими схемами Full-Time с блокировками дифференциалов. Но при этом она отличается топливной экономичностью: Torque Vectoring снижает расход бензина в среднем на 5% по сравнению со стандартными системами полного привода.

Кроме того, например, на моделях Jaecoo J7 и Jaecoo J8 водитель может вручную управлять системой полного привода из салона и включать специальные режимы вождения: эко, комфорт, спорт, снег, грязь, песок, бездорожье. Они также меняют настройку полноприводной трансмиссии. Так, при движении по снегу или песку электроника регулирует тягу так, чтобы исключить закапывание из-за пробуксовки колес. И в этом случае тяга дозируется автоматически так, чтобы колеса не буксовали, а автомобиль мог плавно двигаться на зыбучей или скользкой поверхности.

-6

Еще недавно полноприводные трансмиссии раскрывали весь свой потенциал лишь в автоспорта или когда нужно было часто ездить по тяжелому бездорожью. Однако в ходе эволюции конструкций современные интеллектуальные системы полного привода за последние годы сделали огромный шаг вперед. И теперь трансмиссия 4х4 делает кроссоверы по-настоящему универсальными автомобилями, которые прекрасно чувствуют себя как на скоростном шоссе и в городе, так и на бездорожье.