Найти в Дзене
Владимир Двинских

1977 май, река Кубань. Рассказ Гурова А.С.

Отправляемся в поход 29 апреля из Дмитрова. Сплавляться по Кубани собираемся на самодельных резиновых лодках типа ЛАС-5. В самый последний момент у нас в группе замена. К сожалению, не смог пойти в поход Паша Баршев. Нас 6 человек, в том числе, две женщины. Руководитель Добряков Лёня. Из Запрудни Гуров Саша и Родич Саша. 30 апреля поездом прибываем на станцию Невинномысск. Весь вокзал забит туристами. Водники, которые мечтают попасть на Кубань и её притоки, горняки. Найти попутную машину или автобус до верховий Кубани нам не удалось. Ночуем на вокзале, разложившись прямо на полу на свободном пятачке. 1 мая. Рано утром нам удалось доехать до города Черкесск. Здесь на автостанции опять ожидание. В кассе билетов не продают, будут ли автобусы в сторону гор, не знают. Ждите объявления по громкой связи, так отвечает кассирша. Пытаемся получить информацию у водителей автобусов, приходящих на автостанцию. Подходит пустой Икарус без опознавательных знаков о маршруте, в него начинают грузиться ц

Отправляемся в поход 29 апреля из Дмитрова. Сплавляться по Кубани собираемся на самодельных резиновых лодках типа ЛАС-5. В самый последний момент у нас в группе замена. К сожалению, не смог пойти в поход Паша Баршев. Нас 6 человек, в том числе, две женщины. Руководитель Добряков Лёня. Из Запрудни Гуров Саша и Родич Саша.

30 апреля поездом прибываем на станцию Невинномысск. Весь вокзал забит туристами. Водники, которые мечтают попасть на Кубань и её притоки, горняки. Найти попутную машину или автобус до верховий Кубани нам не удалось. Ночуем на вокзале, разложившись прямо на полу на свободном пятачке.

1 мая. Рано утром нам удалось доехать до города Черкесск. Здесь на автостанции опять ожидание. В кассе билетов не продают, будут ли автобусы в сторону гор, не знают. Ждите объявления по громкой связи, так отвечает кассирша. Пытаемся получить информацию у водителей автобусов, приходящих на автостанцию.

Подходит пустой Икарус без опознавательных знаков о маршруте, в него начинают грузиться цивильные пассажиры. Мы бегом к водителю, спрашиваем, куда идёт автобус. А куда вам надо, вопросом на вопрос отвечает водитель. Узнав, что мы стремимся попасть в верховья реки Кубань, водитель командует нам ждать, а сам идёт к диспетчеру. Буквально через пять минут он возвращается и ставит на ветровое стекло табличку с надписью Карачаевск. Нам водитель командует загружаться, а на вопрос о билетах говорит, что обилетит сам. По громкой связи слышим, что автобус на Карачаевск отправляется через пять минут. Часть пассажиров, которые уже залезли в автобус, безропотно выходит, но много и заходит.

Выше Карачаевска Икарусы, к сожалению, не ходят – плохая дорога. Поэтому пересаживаемся на ПАЗик, который следует в селение Учкулан. С километр не доезжая селения, водитель высаживает нас на берегу реки Кубань, где среди колючих зарослей облепихи просматривается широкая ровная поляна. Здесь разбиваем свой первый походный лагерь, надуваем свои лодки. Совсем рядом над нами снежные вершины Кавказа.

Вечером верхом на ишаке к нам заглянул абориген. Тепло пообщались с ними обоими, ведь сегодня праздник.

2 мая. Утром до звона подкачали лодки, увязали вещи и начали сплав. Река представляет собой одну длинную сплошную шиверу. Очень скоро мы были мокрые с ног до головы. Часто останавливаемся на берегу отогреться. Светит солнце, даже жарко, но вода ледяная.

Сложная шивера и порог у Красного моста. Пройдя его после тщательного просмотра, ставим лагерь на ночь на левом берегу в устье левого притока реки Даут. Устраиваем большой костёр, готовим ужин, сушимся.

3 мая. Сразу же после выхода один за другим идут серьёзные пороги. Перед прохождением осматриваем их и подкачиваем лодки, ведь жёсткость нашим судам создаёт высокое избыточное давление воздуха в камерах. Иначе лодки может просто сложить на 1,5 метровых валах.

После обеда подходим к самому серьёзному препятствию Кубани – каньону Аман-Хит. Долго осматриваем его, проходим частями, с взаимной страховкой. В конце каньона, отыскав небольшую площадку наверху у дороги, ночуем.

4 мая. Хотя каньон уже позади, но грозные шиверы и пороги не прекращаются. Наиболее серьёзные препятствия в районе селения Каменный Мост.

Пройдя после долгого осмотра порог Верхний Каменномостский, останавливаемся на правом берегу у селения на обед. Костёр разводим из сухого плавника, которого очень много на каменной отмели. Часть плавника сложено в аккуратные кучки, его мы не трогаем, и правильно. Скоро к нам подходит местный житель и заявляет о своих правах на весь плавник на берегу.

Через 1 км сплава ещё один серьёзный и красивый порог – Жёлоб. Узкий каньон длиной 70 метров и общим падение воды 6 метров. В конце каньона мост через реку, а далее долина реки расширяется. На левом берегу за мостом широкая поляна, где мы ставим лагерь.

Ещё не успели и ужин сварить, не говоря уже о сушке вещей, как начался ливень, продолжавшийся несколько часов подряд. Успели поставить лишь одну двухместную палатку, в ней и ужинали, и вшестером улеглись спать, свалив мокрую одежду в кучу под тентом.

5 мая. Утро пасмурное, туманное, но дождя нет. Часто водники здесь оканчивают сплав, но мы решили идти дальше, время нам позволяет. Долина Кубани дальше широкая, река мощная, особенно, приняв слева реку Теберда ниже Карачаевска. На реке острова, протоки.

Естественные препятствия на реке здесь несложные, мелкие протоки, иногда слабые прижимы к скалам из песчаника. Мы расслабились, пару часов идем, не подкачивая лодки. Но здесь на Кубани есть и искусственные препятствия, так называемые взрывные пороги, образовавшиеся при прокладке дороги по берегу реки. На одном из них наши лодки одну за другой складывает, по два человека с каждой вылетают в воду. К счастью, обошлось без жертв. Одно весло сломано, второе уплыло. Унесло рекой и сапоги у Саши Родича.

Ночуем на замечательной поляне под красивыми обрывами из песчаника.

6 мая. Где нам кончать свой сплав, мы ещё не решили, но надеялись до города Черкесск мы дойдём в любом случае. Однако перед посёлком Усть-Джегута водохранилище, а ниже плотины река в прямом смысле кончается. Всю воду из Кубани забирает Большой Ставропольский канал. «Течёт вода Кубань-реки, куда велят большевики» - такой транспарант вывешен в начале канала.

На берегу водохранилища разбиваем свой последний походный лагерь. Сушим снаряжение, личные вещи.

7 мая. Выбираться с маршрута было так же сложно, как и забрасываться сюда. Сначала на перекладных через Черкесск добираемся до Невинномысска, где опять долго сидим.

8 мая. На поезда до Москвы билетов нет. С большим трудом достали билеты до Ростова. Дальше попытались ехать зайцами, но нас с позором выкинули из поезда ещё в Донбассе, на станции Харцызск.

Весь день 9 мая провели на станции, пока вечером не купили билеты до Москвы. Единственная отрада – это неплохое пиво в кафе рядом с вокзалом. Особенно сильно нервничает Саша Родич, ему отсюда полчаса езды на рейсовом автобусе до дома родителей, но, с другой стороны, надо скорей в Москву, мы и так уже опаздываем на работу.

На следующий день мы были дома, завершив этот незабываемый поход.

Некоторые топонимы района путешествия, встречающиеся в рассказе

Невинномысск город, ранее крепость, построенная на мысу речки Невинка. Происхождение гидронима легенда связывает с убийством горцами на этой реке невинных женщин и детей.

Черкесск город, название от этнонима черкес, происхождение которого в свою очередь от иранского чаркас «орел»

Карачаевск город, название от этнонима карачаевцы и места проживания их Карачай, что в переводе с тюркского означает «Чёрная река», где кара «чёрный», чай «река». Сами карачаевцы считают свое название идущим от имени их родоначальника, некого Карча, отличавшегося храбростью и умом, и руководившего переселением в верховья Кубани. Существует у них и другая версия: будто бы название их племени произошло от употребления ими в прежние времена одного растения, дававшего черный чай и ныне в изобилии произрастающего в горах Карачая — «кавказская черника». Однако, последняя версия сильно смахивает на «народную этимологию».

Учкулан селение, названо по реке Учкулан, левого истока реки Кубань. Исследователи допускают, что Учкулан – это тюркское Юч къулакъ «три ущелья».

Уллу-Кам речка, правый исток реки Кубань. Название от ледника и вершины, где уллу «большой»; кам (ком) «ущелье».

Кубань река. Только в письменных исторических источниках сохранилось более 300 названий этой реки, правда, большая часть их фонетически близка. Учёные пытаются от древних названий реки составить целые цепочки перехода к современному названию. Наиболее популярной является гипотеза из карачаево-балкарского языка от слова къобан (къобхан) «поднимающаяся, разливающаяся река». Название в веках видоизменялось так: Къобхан — Кобан — Кубан — Губань — Кубань. Другие учёные в начало этимологической цепочки предполагают древнегреческое название реки Гипанис от слова гипп (иппос) «лошадь». Есть попытки объединить обе эти гипотезы. С одной стороны, что древнегреческое название является всего лишь переосмыслением существовавшего на Кавказе названия по внешне сходному греческому слову, но здесь явная временная неувязка, греческому названию более 2-х тысяч лет, а названию Кубань лишь несколько веков. Если созвучие Гипанис = Губань ещё можно принять, то Гипанис = Къобхан в данную гипотезу никак не вписывается. Слишком натянутым выглядит и возможный дополнительный перевод тюркского слова къобан «резвый (как конь)». Ряд учёных предполагают арийское происхождение гидронима Кубань, сравнивая его с названием реки Кабул, притока Инда ведийское Kubhā, в основе *kuba «извилистая». Наконец, есть учёное мнение, что современное название реки представляет собой заключительное звено топонимической цепи, восходящей к древним булгарам 1-го тысячелетия до н.э. Кофен (6 в.) – Куфис (7 в.) – Купис (7-10 вв.) – Купи (13 в.) – Купа (15 в.) – Куба (17 в.) – Кубан (17 в.) – Губань (18 в.) – Кубань. Наиболее ранние формы, возможно, восходят к общеэгейскому kofu «вода», река». В таком случае, река Кубань есть не что иное, как «Река».

Даут левый приток реки Кубань, название от имени первопоселенца или предка жителей этой долины – Дауута.

Аман-Хит каньон на реке Кубань – «Плохое место» (карач).

Теберда река, левый приток реки Кубань. Топонимический словарь Кавказа Твёрдый Александр Васильевич: «Имеется несколько вариантов перевода данного топонима. Согласно одной из них, Теберда (Теберди) по-карачаевски означает «выселок» (дословно «вытолкнули»). Отдельные хутора-выселки в долине, видимо, существовали еще в 16 – 17 веках, откуда и появилось это название. Не исключено, что слово Теберда могло произойти от таб – джерди, что в переводе с карачаевского означает «удобное место». Есть еще одно толкование: происхождение названия находят в словах тейри берди, что означает «дар божий» (дословно, - «бог дал»).

Имеется ещё несколько версий происхождения данного топонима:

- от карачаевского названия Те(й)берди по записи от первой половины XIX в. Возможным кажется исходное Тёбе-арты «возвышенности зад, тыл», «за возвышенностью» (по отношению к Старому Карачаю);

- Теб-ерда переводится с ингушского, как «святилище для поклонения», где теба «поклонятся», ерд «храм, святилище».

- Теберда = Тыпарта от абазинского атыпарта «место откочёвки».

Вероятно, следует продолжить более глубокий поиск корней гидронима Теберда в арийских или древнетюркских языках.

Усть-Джегута селение, Джегута ручей, правый приток реки Кубань. Отымённое название, в основе гидронима фамильное имя Джегутановых.

Харцызск ж/д станция, город на Донбассе. Название отымённое, прозвище Харцыз означает у Даля «проедала, шатун, воришка». Слово заимствовано у турок.