Мы сидели на кухне, уютно расположившись за столом сидя на больших стульях с подлокотниками. На окне мерцала гирлянда. Я дожевывала последний кусок большого черничного пирога, приготовленного бабушкой. Кусок был не последний, но это было последнее, что я могла съесть, ведь пирогу предшествовал полноценный обед, состоящий из нескольких основных блюд и множества салатов и закусок.
— Кстати, — вдруг начала бабушка, — хотела поделиться с тобой.
— М? — спросила я с набитым ртом.
— Мне тут на днях звонил старший инспектор по кибер преступлениям.
— Что? — я закашлялась. Мне не терпелось проинформировать бабушку, что это аферисты, поэтому я поскорее запила пирог большим глотком чая. — Это мошенники! Боже, бабушка! Ты им сказала пароль?!
Она оскорбленно посмотрела на меня.
— За кого ты меня принимаешь, внучка? — спросила бабушка строго. — За наивную старушку?
Я активно замотала головой.
— Вот и хорошо, — одобрила она со снисхождением. — Вон там в коробочке шоколадные конфетки, попробуй.
— Я больше не могу, — запротестовала я. — Мой желудок набит до отказа и еще немного сверху. Ну, так что там, что от тебя хотели мошенники?
И бабушка пересказала мне разговор, дополняя небольшими комментариями.
«Паулина Андреевна?» — он мне позвонил вот примерно в это же время, после обеда.
«Да» — я ответила без задней мысли.
«Вас беспокоит старший инспектор по кибербезопасности Иванов Сергей Петрович» — голос у него был такой приятный, располагающий.
«Я вас слушаю».
«Паулина Андреевна, я сейчас занимаюсь расследованием по вашему делу. Мошенники пытаются вывести с ваших счетов некоторую сумму денег. Если вы мне посодействуете, то ваши сбережения останутся в безопасности».
«Ну… что у меня брать-то».
«Скажите, пожалуйста, Паулина Андреевна, есть ли у вас сбережения?»
«Да где у меня. Я пожилая женщина. Пенсию только получаю, вот и все мои сбережения».
«Вот видите. Было бы очень обидно потерять все, что у вас есть, из-за каких-то хитрых мошенников, которые беспощадно обворовывают людей, не гнушаясь отбирать последнее даже у самых незащищенных слоев населения».
На этом моменте бабушка прервалась, потому что не могла не заметить мою реакцию. Глаза мои раскрылись максимально широко и напоминали две половинки апельсина.
— Во дает! — сказала я. — И не подумаешь, что это мошенник.
— Я тоже оценила его литературную речь и даже засомневалась, что разговариваю не с настоящим инспектором.
— Хочется верить, что настоящие полицейские — добрые, но справедливые, а также начитанные, интеллигентные, — проговорила я.
— В твои почти тридцать звучит довольно наивно, — отметила бабушка. — А преступники по-твоему выглядят страшными, с перекошенным от злобы лицом и обязательно со шрамом?
Я только хмыкнула. Да, именно так я считаю.
Бабушка продолжила.
«Очень не хотелось бы, чтобы я оказалась в подобной ситуации, инспектор. Я, наверно, прямо сейчас и пойду в отделение банка». Лже-инспектор замолчал. Он не ожидал, что я окажусь такой активной бабкой. Представляю, как его извилины напряглись в этот момент.
«Нет-нет, что вы. Никуда ходить не надо, — поспешно сказал он. — Для того и существует наше подразделение, чтобы все кибер преступления раскрывать удаленно».
«А чем же я могу помочь вам в таком случае?»
«О, это очень просто, — оживился он. — Сейчас вам придет код на телефон. Продиктуйте его мне, будьте так любезны». Насколько же вежливо он говорил, прямо душа радовалась.
«Ну что вы, я же совсем пожилой человек. Мне же эти циферки на небольшом экранчике совсем плохо видно. У меня старый кнопочный телефон, экран еле светит». Бабушка заговорщически подмигнула мне. У нее был совершенно рабочий прекрасный смартфон с большим экраном. В очках она отлично видела все, что написано в сообщениях.
«Тогда поступим так. Сейчас вам позвонит робот и продиктует шесть цифр. Вы их, пожалуйста, запишите. Я перезвоню ровно через 5 минут, и вы мне их продиктуете. Паулина Андреевна, вы все поняли? Это крайне важно для поимки настоящего преступника. Представьте себе, что у вас он украдет пять тысяч».
«О, это довольно большая сумма для пенсионера», — перебила его я.
«Вот именно. А если он спишет их со счетов пятисот человек? Это уже будет колоссальная сумма. Ваше содействие чрезвычайно поможет мне».
«Я все поняла, инспектор».
Действительно, через минуту мне позвонил робот и продиктовал код. Я записала последовательность цифр. А когда перезвонил лже-инспектор, я сообщила ему код, только цифры продиктовала в обратном порядке.
«Итак, давайте уточним. Я записал: пять, один, два, семь, восемь, ноль. Верно?»
«Да»
«Странно. Код не срабатывает. Вы уверены, что верно расслышали цифры, которые называл робот?»
«Ну, конечно. Я же записала на бумажку».
«Весьма чуднО. Я еще не сталкивался с подобной ситуацией. Давайте попробуем еще раз. Паулина Андреевна, вам сейчас снова позвонит робот и продиктует цифры. Пожалуйста, запишите».
Я обещала записать. Снова позвонил робот, я записала цифры и повторила мошеннику тот же фокус — продиктовала в другом порядке. Он во второй раз выразил сомнения по поводу моей возможности правильно записать цифры под диктовку робота.
«Послушайте, я все правильно записала. У вас, наверно, что-то с компьютерной системой, я в этом ничего не понимаю, но, похоже, что она дала сбой. Полагаю, лучшим вариантом для меня сейчас будет прогуляться».
«Вы хотите гулять в то время, как мошенники пытаются снять с вашей карты значительную сумму?» — похоже, он всерьез принял меня за сумасшедшую старушку.
«Ну, инспектор, я же не буду бесцельно шататься по городу. Я пойду сразу в отделение банка и постараюсь выяснить всю информацию».
«Не стоит вам идти в банк. Сейчас такая погода…» — было слышно, что он не знает, как меня отговорить.
«По-моему, не бывает плохой погоды, бывает скверная одежда. Да и что там плохого на улице? Дороги после снегопада давно расчищены, а температура вполне комфортная, всего минус пять градусов»
«Ваше обращение в банк может спугнуть кибер вора», — наконец нашелся что сказать лже-инспектор.
«Да? Ну, это уж ваша работа, инспектор, чтобы найти вора как можно быстрее. Я опаздываю в банк. Отделения работают до шести, а сейчас уже почти пять вечера. Всего доброго, желаю удачи в раскрытии преступления». Я повесила трубку. Он звонил мне еще несколько раз, но я не отвечала.
Я с улыбкой выслушала бабушку. Мое восхищение и уважение были написаны на лице. Сколько раз я слышала истории о том, как молодые люди попадались на аналогичные мошеннические разводы. Да и я сама как-то один раз почти попалась. Все дело в том, что аферисты звонят не вовремя, когда человеку некогда вникать, он по инерции что-то сообщает по телефону, а потом задним числом все осознает, но уже может быть поздно.
— Как ты догадалась, что это обманщики?
— Ну, я же сижу в интернете, слушаю новости, телевизор смотрю. Все эти мошеннические схемы давно известны.
— Какая ты продвинутая бабушка, я тобой горжусь.
— Спасибо на добром слове, — бабушка улыбнулась. Она обвела стол глазами и тут же деловито спросила: — Может еще чайку подогреть? И пирог остался, будешь? А в морозилке есть мороженое. Хочешь?
Если вам понравился рассказ, ставьте лайк, пишите комментарий. Мне как автору очень приятна ваша реакция.
Присоединяйтесь ко мне в Телеграм-канале, где я делюсь тем, как мне приходит в голову идея той или иной зарисовки: Мария Миронос рассказы