Полкан дремал после сытного обеда, даже не сразу отреагировал на стук в окно. Это была Летучая мышь.
- Все окна, форточки закрыты. До тебя не достучишься, - заявила летунья.
- На улице погода промозглая, а я только что отобедал и решил вздремнуть. Никак не ожидал твоего появления, - ответил Полкан.
- Я думала, что ты меня всегда ждешь, - уже в шутку сказала мышь, - хотя после последнего полета к грызунам, я давно тебя не навещала. Что-то не хотелось туда лететь, даже ради общения с мудрым крысом.
Полкан согласился и заметил, что Арния, похоже, уже успокоилась и всё-таки решилась слетать к грызунам, проверить, насколько сбылось ее прошлогоднее гадание.
- Давай слетаем, по быстрому, туда и обратно, - предложила Арния.
Полкан кивнул. Вот они и у знакомого торгового центра, украшенного к Новому году.
Обернушись белками, пошли к крысам. Ехать на автобусе мышь отказалась. Путь был не близкий. Прошли по мосту на другую сторону города, замерзли, но все-таки дошли до крыс.
Друзей встретил крыс Савис. Полкану показалось, что Савис был чем-то озабочен.
- Как дела? - спросил Полкан.
- Пока нормально, но в ожидании чего-то плохого, - ответил крыс. - Присаживайтесь, поболтаем, я сейчас поставлю чайник. Попьем чайку. У нас много печенья, баранок.
Савис пошел на кухню, а Летучая мышь и Полкан расположились на диване. Когда крыс вернулся, Летучая мышь сразу заявила, что ждет от Сависа глубокого анализа политико-экономической ситуации и возможных прогнозов на будущее.
- Что тут скажешь. Война, инфляция, раздутая правительством. От нового года не ждем ничего хорошего, - уныло ответил Савис, потом взглянул на прокисшую Арнию и добавил, - но мы можем порассуждать. Слышали про цифровые деньги?
- Да, кое-что слышала, но думаю это еще не скоро, - ответила мышь.
- Зря так думаешь. Наши правители говорили, что от плана отстают. Но в этом году решили наверстать. Сообщили, что начнут сначала оцифровывать все денежные переводы, связанные с государственными финансами, соответственно, все бюджетные организации. Следом пойдет оцифровка всех переводов любым организациям, выполняющим госзаказы и по всем госзакупкам. Потом «рекомендательно» перейдут к частным фирмам и обычным грызунам. Оцифруют каждый хвост. Как у нас умеют рекомендовать, думаю, знаете не хуже других, - начал повествование Савис.
- Ну, будут организации друг другу в цифре переводы делать, а простым грызунам вроде никто не навязывает, - ответила Арния.
- Вот ты подумай. Работает грызун – допустим учителем, - продолжил свое рассуждение крыс, - Финансирование всех бюджетных организаций переведут на цифру. Как будут зарплату учителю выплачивать? Сначала будут с цифрового счета на обычный безналичный счет переводить, а с него на зарплату преподавателям. Какое-то время так и будет. В итоге появятся сложности. В бухгалтерии школы скажут учителям, чтобы они заводили электронные кошельки. И заведут. Поначалу некоторые будут сопротивляться, но не долго. Тоже будет и с фирмами, которые госзаказы выполняют.
Как у грызунов появятся цифровые счета, так вскоре и магазины начнут на цифре работать. Сверху потребуют, чтобы торгующие организации принимали и цифровые деньги. Тоже будет с кафе и ресторанами. Мелкие частные магазинчики будут еще долго сопротивляться, но и их в итоге доконают. Сначала расчеты будут в двух системах, а потом всё сведут к одной.
- До частников как доберутся? – поинтересовалась Летучая мышь.
- Да, очень просто. Заказчики у тех же ремонтных и монтажных фирм, кто? Те же школы, магазины, рестораны, склады. У заказчиков появятся цифровые счета. Конечно, они будут стараться с цифровых счетов оплачивать работы подрядчиков. Обычные деньги будут для себя приберегать. Что делать подрядчику, жить то на что-то надо. Будут принимать оплату в цифре. Меня волнует, как пенсии выплачивать будут. Я ведь уже на пенсии, опасаюсь, что с нас, стариков и начнут, - закончил свой прогноз Савис.
- Я слышал, что цифровые деньги очень опасны, но так и не понял чем именно, - поинтересовался Полкан.
- Как тебе объяснить. По сути это и не деньги вовсе. Допустим, у тебя на счете находятся цифровые деньги. Эти деньги имеют свой индекс, можно отследить - куда ты их перевел, кому и далее весь круг их обращения. Можно указывать тебе: сколько и на что ты можешь их потратить. Условно: можешь купить 3 кг орехов и 4 крупы, а не наоборот. Если есть машина, то ты можешь приобрести допустим 20 л бензина в месяц, а 25 л уже нельзя. Можно ограничить круг магазинов, где ты можешь использовать эти цифровые деньги, в своем округе можешь отовариться, а в соседнем – нет. Тем более, в другом городе.
Потом предполагается, что эти псевдо-деньги будут иметь срок годности. Не потратил, допустим, в течении полугода, они исчезают с твоего счета. Накопить уже ни на что не получится. Можно ввести еще оценку твоего поведения, и через эту оценку штрафовать тебя, запрещая какие-то траты. Например, ты случайно пукнул в общественном месте, с кем не бывает. Обычные прохожие этого и не заметят, но датчик уловит молекулы твоего кишечника и получишь штраф с понижением рейтинга. Провинностью можно считать - нелестный комментарий во всех-связи. А ведь нужно давать не просто хвалебные отзывы, но и с вылизыванием всех промежностей. Фигурально, разумеется.
Или вот вспомните: не так давно у нас в стране проводился дурдом, когда, сами знаете что, заставляли делать. Многие справочки купили. Как говорил один мой знакомый суслик, он сейчас купил купон и в следующий раз тоже купит. Всех и всё купит, он не жадный! Теперь отпокупался. С цифровыми деньгами он себе лавку в изоляторе купит лет на пять. Мне нравится выражение одного знакомого хомяка: «Это не деньги, это карточки на еду». Ни одолжить их нельзя, ни взятку дать, ни подаяние в церкви. Разве это жизнь? Чем же от того же инспектора на дороге откупаться?
- Кашмар, - констатировал Полкан.
- Я тебя успокою. Ввести по всей нашей стране цифровые расчеты не так просто, не везде всех-связь работает. Вдобавок цифровые деньги ударят, в первую очередь, по коммерческим банкам, им они не нужны. Уже ряд банков начали подковерную войну с Центробанком. То, что задумано, быстро не получится. Так что неизвестно, кто раньше «сдохнет шах или ишак». Пока поживем, - успокоил Савис.
Друзья еще немного посидели, поговорили о погоде и природе. Потом Летучая мышь и Полкан ушли, отправились к торговому центру, а оттуда к себе домой.
Летунья обещала до Нового года еще навестить Полкана.