Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Неожиданный лёгкий танк VFM 5, 1985

Оглавление

VFM 5 – это совместный британо-американский проект по созданию довольно нестандартной для 1985 года боевой машины. Дело в том, что объединённое конструкторское бюро получило заказ на разработку лёгкого коммерческого танка!

"Международный" танк VFM 5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
"Международный" танк VFM 5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Корни данной разработки восходят к концу 70-х годов, когда американские инженеры из FMC начали разработки лёгкого авиадесантного танка для стран «третьего мира» - то есть, недорогой боевой машины, способной выполнять некоторые задачи на современных полях сражений. Однако в 1985 году американский конкурс внезапно «кончился», а наработки по танку, на которых можно заработать – остались. Тогда, в поисках возможностей для заработка, руководство FMC обратилось к руководству компании Vickers – у британцев опыт продажи военной техники глупым зусулам странам «третьего мира» был огромный. Собственно, это был единственный вариант американцев заработать, коим они и не преминули воспользоваться.

Американская версия танка, с которой всё началось. Фотография в свободном доступе.
Американская версия танка, с которой всё началось. Фотография в свободном доступе.

Итак, в 1985 году было создано объединённое конструкторское бюро, в задачи которого входила оптимизация танка под возможности британской промышленности. При этом, чтобы не отдавать всё под контроль британских инженеров, американцы предложили разделить труды – британским инженерам было поручена модернизация башни и орудия, в то время как американским требовалось поработать над корпусом и всей начинкой. Все работы касались облегчения и удешевления конструкции, но без заметного ослабления боевых характеристик.

По итогу работ конструкторы получили довольно неплохую боевую машину, которую в начале 90-х годов представили потенциальным покупателям. Однако желающих приобрести новый танк не нашлось – было ли тому виной нежелание приобретать машину подобного класса, либо начавшийся после завершения Холодной войны экономический или политический кризис, сегодня уже не узнать. Но давайте перейдём к обзору технической части прототипа.

Описание конструкции

VFM 5 получился более чем традиционной британской машиной, которая могла бы неплохо послужить своим владельцам. Однако при детальном рассмотрении, некоторые огрехи в конструкции всё же встречаются.

Корпус и башня

Корпус был выстроен по классической схеме – в передней его части находился отсек механика водителя (по бокам которого располагалась вторичная боеукладка), в середине находилось боевое отделение, а в корме – моторно-трансмиссионное отделение. Производился корпус из листов сварной алюминиевой брони «Чобхэм», усиленной накладными плитами из гетерогенной стальной брони. Таким образом конструкторы достигли уровня бронирования ОБТ первого поколения при сохранении боевой массы на уровне 20 тонн.

Точных данных о толщине применяемых бронеплит мне, к сожалению, найти не удалось.

Интересной была конструкция башни – она собиралась по тому же методу, что и корпус, однако она была наклонена вперёд на три градуса. Таким образом, башня в профиль получала форму неправильного усечённого многоугольника, что в целом, положительно сказывается на общей высоте боевой машины. И сделано это было, в первую очередь, для размещения парашютной системы, необходимой для десантирования с транспортного самолёта. Также это позволило увеличить угол склонения орудия – он достигал -10°! Неизвестно, могло ли это помочь в условиях реального боя, но показатель «зачётный».

Экипаж боевой машины изначально включал в себя трёх человек – механика-водителя, командира машины и наводчика. Однако в ходе «модернизации» из конструкции был удалён автомат заряжания, который заменили четвёртым членом экипажа – заряжающим. Механик-водитель располагался в передней части машины, но в случае с данной машиной, «царскими» его условия не назовёшь – во-первых, по бокам от него размещались боеукладки со снарядами, во-вторых, нужно взять во внимание размеры корпуса (ширина танка по внешним точкам составляла 2,69 м). Да, некоторый простор у механика-водителя был, однако его «убивала» боеукладка.

Командир и наводчик традиционно сидели справа от орудия, заряжающий – слева от него. Башня не отличалась крупными размерами, но за счёт исключения автомата заряжания и отсутствия боеукладки, в ней было несколько просторнее. Вся оперативная укладка снарядов располагалась на дне боевого отделения, что существенно повышало шансы танка на выживание при попаданиях (напомню – дополнительных экранов, противокумулятивных решёток и динамической брони на VFM 5 даже не планировали устанавливать).

Вооружение

Основным вооружением лёгкого танка была уже знакомая читателям пушка Royal Ordnance L7 калибра 105 мм, аналогичная по конструкции тем, что устанавливались на танки «Центурион» поздних модификаций. Она комплектовалась 42 снарядами различных типов, размещённых на полу боевого отделения и частично по бокам отделения управления. При удачном стечении обстоятельств, эта пушка кое-что могла и в начале-середине 90-х годов ХХ века, а если брать легкобронированные цели, то и цены ей не было. Но будем реалистами – в случае реального противостояния страны-обладателя с более развитым государством, шансы на выживание таких машин стремительно сокращались.

Танковая пушка Royal Ordnance L7 с термозащитным чехлом. Фотография в свободном доступе.
Танковая пушка Royal Ordnance L7 с термозащитным чехлом. Фотография в свободном доступе.

В спаренной с пушкой установке монтировался стандартный для британской армии 7,62-мм пулемёт L8A1 (он же FN MAG), питавшийся от лент, вмещавших до 200 патронов. Ещё дюжина лент входила в штатный боекомплект танка. Пулемёт поддерживал ведение огня как вручную, так и при помощи электроспуска. Вручную им управлял заряжающий, в случае с электроспуском – командир машины. Также на крыше боевого отделения устанавливался зенитный пулемёт M2HB калибра 12,7 мм. Управлять им полагалось командиру машины, причём вручную (дистанционного управления на этот пулемёт не подвезли). Боекомплект к нему составлял 600 выстрелов, уложенных в короба по 100 выстрелов.

Управлять всем этим вооружением должна была система управления Marconi DFCS, представлявшая собой программно-аппаратную установку, интегрированную во все узлы боевой машины. Например, система стабилизации орудия, компьютеризированная система управления огнём, электромеханическая система по контролю за утечкой масла и предотвращения возгорания, цифровую систему прицеливания NanoQuest и многое другое. Для экипажа было установлено несколько приборов наблюдения:

  • Командир получил прицел Pilkington PE Raven II с регулируемой кратностью и интегрированным прибором ночного видения с интенсификацией картинки. Помимо этого, в его распоряжении был пятиокулярный перископический прибор наблюдения, выведенный на крышу боевой машины. Этот прибор давал практически полный обзор в передней и боковых проекциях;
  • Наводчик мог обозревать ситуацию на поле боя через оптический прицел NanoQuest, совмещённый с тепловизионным прицелом GS10;
  • Заряжающий получил свой перископический прибор наблюдения No.30 Mk.I, вращающийся на все 360°;
  • Механик-водитель имел свои перископы наблюдения, совмещённые с прибором ночного видения пассивного типа с функцией интенсификации картинки;

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

«Сердцем» танка был выбран американский двигатель от General Motors – шестицилиндровый V-образный турбодизель 6V92TA, объёмом в 9 литров. Двигатель выдавал 560 лошадиных сил, чего хватало на достижение скорости в 70 км/ч по шоссе. Питался он от топливных баков, размещённых по бокам от МТО, общей ёмкостью в 570 литров. Охлаждение двигателя жидкостное, контактное.

Работал двигатель в паре с автоматической трансмиссией General Electric HMPT-500-3, новейшей на тот момент разработки в области военной техники. Сегодня её можно увидеть на американских бронемашинах M2 и M3. Эта гидромеханическая трансмиссия обеспечивает бесступенчатую регулировку передаточных чисел в трёх диапазонах скоростей переднего и одной скорости заднего хода. Также в корпус коробки передач встроены ходовой и стояночный тормоз.

VFM 5 во время движения. Фотография в свободном доступе.
VFM 5 во время движения. Фотография в свободном доступе.

Подвеска боевой машины – индивидуальная торсионная, обеспечивающая каждому катку («обутому» в резиновый бандаж) ход от 25,4 см вверх и до 10,2 см вниз. Это позволяет машине преодолевать броды глубиной до 1,3 метра, карабкаться в горку под углом до 40 градусов и преодолевать различные препятствия на пересечённой местности. Приводное колесо, по традиции, находится в кормовой части машины, ленивец – в передней. Гусеницы – крупнозвенчатые, имеют ширину в 38 сантиметров.

Заключение

VFM 5 в целом получился бы неплохой боевой машиной, которую можно было не только продавать в страны «третьего мира», но и использовать в качестве разведывательной или диверсионной техники. Однако сложившаяся в начале 90-х ситуация не позволила амбициозным планам FMC сбыться.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!