Найти в Дзене

Шахи-Зинда-"Живой царь"

А мы идем к некрополю Шахи Зинда. И прежде чем мы пойдем по улочке некрополя поинтересуемся почему комплекс носит название Шахи-Зинда. Что обозначает сие название... Некрополь был основан тюркской династией Караханидов и дальше на протяжении девяти веков здесь хоронили Караханидских и Тимуридских знатных особ. До XVI века назывался Мазар шаха в честь похороненного здесь двоюродного брата пророка Мухаммеда -Кусам ибн Аббаса. По легенде Кусам ибн Аббас пришел в Самарканд во главе небольшого войска утверждать ислам. В то время на данной территории был распространен зороастризм, и жители не были рады мусульманам. Во время одного из сражений Кусам ибн Аббаса ранили стрелой или даже отрубили голову-что тоже очень неприятно. Но ему помог святой Хазрат-Хызр. Хызр сам был бессмертным и даровал бессмертие Кусаму ибн Аббасу засунув его в колодец с живой водой. И открылся Кусаму портал в прошлое или будущее. И живет он там живее всех живых...Какие-то слова знакомые.... Где же он спрятан, загадочны

А мы идем к некрополю Шахи Зинда. И прежде чем мы пойдем по улочке некрополя поинтересуемся почему комплекс носит название Шахи-Зинда. Что обозначает сие название...

Некрополь был основан тюркской династией Караханидов и дальше на протяжении девяти веков здесь хоронили Караханидских и Тимуридских знатных особ. До XVI века назывался Мазар шаха в честь похороненного здесь двоюродного брата пророка Мухаммеда -Кусам ибн Аббаса. По легенде Кусам ибн Аббас пришел в Самарканд во главе небольшого войска утверждать ислам. В то время на данной территории был распространен зороастризм, и жители не были рады мусульманам. Во время одного из сражений Кусам ибн Аббаса ранили стрелой или даже отрубили голову-что тоже очень неприятно. Но ему помог святой Хазрат-Хызр. Хызр сам был бессмертным и даровал бессмертие Кусаму ибн Аббасу засунув его в колодец с живой водой. И открылся Кусаму портал в прошлое или будущее. И живет он там живее всех живых...Какие-то слова знакомые.... Где же он спрятан, загадочный портал, точка перехода в иной мир? В каком из уголков комплекса Шахи Зинда?

Портал закрылся и никто не знает где тот колодец... А комплекс получил название "Живой царь"- Шахи-Зинда. Но это для русских "царь" - на Востоке в основном шахи были... Так что для местных и тех, кто приезжает из Ирана, Ирака - он "Живой шах", кто из Китая, Японии - "Живой император", из Африки - "Живой вождь", из Европы - "Живой король", из Америки - "Живой президент". Ну,с названием разобрались и пойдем смотреть мемориальный комплекс.

Для того, чтобы попасть в некрополь, надо подняться по очень широким ступенькам. Они неслучайно широкие. Лестница была местом проведения зикра — суфийских молитвенных радений. Во время 40-дневного поста Рамадан дервиши и суфии располагались на ступенях и целый день молились, читали стихи из Корана. На следующий день поста они поднимались на ступень выше. Один день-одна ступень. К концу поста верующие, прошедшие тяжелое 40-дневное испытание, достигали входного портала в комплекс усыпальниц. По традиции, поднимаясь и спускаясь по лестнице, следует сосчитать ступени. Если число ступеней совпадет при движении вверх и вниз, то сбудется ваше сокровенное желание. Увлекшись подсчетом ступенек,я совсем забыла,что надо было загадать желание. Да и ступенек я насчитала только 36 или 37...

-2

Поднявшись по лестнице, практически сразу попадаешь в этакую улочку-коридор, по обеим сторонам которой и располагаются знаменитые мавзолеи. Пройдя через традиционный входной портик на территорию комплекса, мы реально погружаемся в атмосферу далёкого прошлого. И пойдем по узкой улочке, состоящей из примыкающих друг к другу усыпальниц.

Изящные, сверкающие голубыми красками усыпальницы. Они не всегда были такими... Многие старинные памятники Самарканда долгое время были в состоянии руин. При восстановлении они практически строились заново. Мы можем сравнить нынешнее состояние мавзолеев Шахи-Зинды с фотографиями Прокудина-Горского начала XX века. На фотографиях видно, в каком печальном состоянии находились постройки, частично обрушившиеся и обветшавшие.

Вот, с левой стороны, двухкупольный Мавзолей XV века. Предположительно это усыпальница кормилицы Тамерлана и ее дочери.

-3
А такой этот мавзолей на фотографии Прокудина-Горского.
А такой этот мавзолей на фотографии Прокудина-Горского.

А с правой стороны, мавзолей-восьмигранник. Он имеет очень своеобразную форму граненой ротонды со сквозными арками. Чья это усыпальница – установить не удалось…

-5
А так он выглядел в начале 20 века. Фотография Прокудина-Горского.
А так он выглядел в начале 20 века. Фотография Прокудина-Горского.

Все мавзолеи внешне имеют большое сходство. Различия можно заметить при внимательном рассмотрении изумительного узорчатого оформления фасадов, а любоваться ими можно очень долго. Каждый мавзолей ансамбля Шахи-Зинда своеобразен, ни один не повторяет другой.

Женские мавзолеи эпохи Тимуридов. Принадлежат сестре и племяннице Тимура
Женские мавзолеи эпохи Тимуридов. Принадлежат сестре и племяннице Тимура
Мавзолей Усто Али Несефи.
Мавзолей Усто Али Несефи.
Фотография Прокудина-Горского
Фотография Прокудина-Горского
Фотосравнение. Неизвестный Мавзолей с фотографии Прокудина-Горского и его современный вид.
Фотосравнение. Неизвестный Мавзолей с фотографии Прокудина-Горского и его современный вид.

Думаю,что становится понятной огромная работа реставраторов,которые просто вдохнули вторую жизнь в мавзолеи некрополя. Аллея мавзолеев стала самой красивой достопримечательностью Самарканда.

-11

Мы идем дальше рассматривая великолепные порталы и купола. Словно издалека доносятся сложные имена и даты ... запоминать уже не получается. Чем дальше вглубь - тем сложнее орнаменты и оттенки. В конце улочки-коридора находится небольшой дворик, куда выходят порталы наиболее старых из сохранившихся и самых красивых усыпальниц ансамбля Шахи-Зинда.

Справа-мавзолей жены Тимура
Справа-мавзолей жены Тимура
Прямо-мавзолей Ходжа-Ахмада. Слева-"неизвестный" мавзолей.
Прямо-мавзолей Ходжа-Ахмада. Слева-"неизвестный" мавзолей.
-14

Ну и,конечно, сама главная святыня- мавзолей Кусама ибн-Аббаса-"живого царя". Захоронен он еще в ХI в. при тюрках Караханидах. Собственно, это не захоронение, а мемориал, поскольку мусульмане верят, что Кусам жив. Мнимая могила перестраивалась многократно, вплоть до 19 века.

Вход в мавзолей Кусама ибн Аббаса находится в арке
Вход в мавзолей Кусама ибн Аббаса находится в арке

Вот и дверь в обитель Кусамы с датой 1404 - 1405 г., украшенная резьбой и первоначально инкрустированная слоновой костью.

-16

Дверь ведет в большую мечеть XVI века и далее — непосредственно к надгробию. Сохранился фрагмент стены XI века. Это единственный для домонгольского Самарканда сохранившийся резной деревянный фриз.

-17

Комната с мнимым погребением самого Кусама ибн ‘Аббаса очень красивая. Она называется зияратхона, и здесь нараспев читает молитвы имам.

-18
-19

Здесь же надгробие самого Кусама ибн Аббаса, сделанное в эпоху Тамерлана. Но его не видно-спрятано за деревянной решеткой.

Надгробие Кусама ибн Аббаса, Шахи-Зинда
Надгробие Кусама ибн Аббаса, Шахи-Зинда
-21

Мы увидели мавзолей,который положил начало современному некрополю. Мавзолеи комплекса Шахи-Зинда выстроились здесь целой улицей, и если не знать, что это мавзолеи, то можно подумать, что идешь по сказочному городу. Такие краски, такие орнаменты!!!

-22
К. С. Петров-Водкин. Шахи-Зинда. Самарканд. 1921.
К. С. Петров-Водкин. Шахи-Зинда. Самарканд. 1921.