ЦДА - аббревиатура Центрального дома архитектора - штаб-квартиры Союза московских архитекторов. В действительности - ЦДА - это не один дом, а комплекс зданий, предназначенных для проведения культурно-просветительских мероприятий. Расположен комплекс ЦДА в Москве по фактическому адресу: Гранатный переулок, дом 7, строение 1. Первые здания комплекса были построены в конце XIX века, а последний корпус был возведён уже в эпоху "развитого социализма" - в 1975 году.
Земельный участок, часть которого в настоящее время находится в ведомстве Центрального дома архитектора, в начале XIX века занимал обширную территорию, граничившую с Гранатным переулком. Первым владельцем участка был полковник Николай Сабуров из потомков древнего дворянского рода, представлявшего бояр и воевод, относящихся к столбовому дворянству. Деревянная усадьба, построенная полковником Сабуровым на Гранатном переулке, полностью сгорела во время пожара 1812 года. В 1823 году владельцем участка стал Павел Тучков - герой Отечественной войны 1812 года. Он заново отстроил дом из двух корпусов на участке у Гранатного переулка. В середине XIX века произошло фактическое разделение владения на западную и восточную части. Восточная часть в 1863 году перешла титулярному советнику Мейснеру. В 90-е годы XIX века владение находилось в собственности Ивана Николаевича Цветухина.
В январе 1896 года эту землю вместе с постройками приобрели Анна Леман и Анна Ферстер. Весной все постройки, возведённые при Павле Тучкове, были снесены. В течение лета по чертежам архитектора Адольфа Эрихсона на участке Анны Леман был построен двухэтажный особняк с подвалом, чердаком и террасой. В 1911 году особняк был продан Петру Базилевскому, ставшему в 1915 году московским губернским предводителем дворянства. Он пристроил к южному фасаду особняка Анны Леман каменный сход в полуподвал.
После революции 1917 года особняк был национализирован, а через два года здесь расположился главный штаб Революционного военного совета. В 20-е годы XX века в здании размещалось Центральное бюро по обслуживанию интуристов, в 1933—1937 годах — канцелярия французского посольства. В 1937 году дом был передан Союзу советских архитекторов. В период с 1938 по 1941 годы к зданию был пристроен корпус с концертным залом и рестораном по проекту архитекторов Андрея Бурова, Александра Власова и Мирона Мержанова при участии художника Владимира Фаворского, украсившего фасад с арочными порталами майоликовым картушем со схематическим генеральным планом столицы. Официальное открытие ЦДА состоялось 15 февраля 1941 года.
В 1970-е годы к комплексу ЦДА был присоединён соседний особняк, созданный по проекту архитектора и академика Императорской Академии художеств Василия Карнеева столетием ранее — в 1876 году. Здание было реконструировано, надстроено и обнесено фасадом из белого камня. В 1975 году ЦДА провёл конкурс на лучший проект новой пристройки комплекса, исполнителями работ стали архитекторы Ирина Щепетильникова, Борис Тхор, Роман Семерджиев и конструктор М. Ляховский. Планы реконструкции были разработаны в мастерской Бориса Виленского. В соответствии с проектом, новый корпус включал в себя конференц-зал на 150 мест и зал для проведения выставок. С 1979 года графическое изображение фасада центральной части ЦДА стало его эмблемой, а панно Фаворского — эмблемой Союза архитекторов СССР.
Эклектичное оформление интерьеров ЦДА выполнено в стилях готики и барокко. Все крупные помещения ЦДА используются для массовых мероприятий. В двухэтажный холл особняка с парадной деревянной лестницей, арочной обходной галереей вокруг неё на втором этаже и световым фонарём, можно попасть только в составе экскурсионной группы.
Мы вошли в центральную часть здания ЦДА через главный вход с арочными порталами из красного кирпича, над которыми расположено панно Фаворского. Центральную лестницу снять не смогли - она была задрапирована тяжёлыми гардинами. Удалось снять через стекло только интерьеры бокового помещения с атлантами, в котором размещается Клуб партнёров Союза московских архитекторов.
Оформлением интерьеров центральной части ЦДА занимался архитектор Александр Власов. На первом этаже центрального здания ЦДА расположено крупное фойе и торжественный зал с колоннами и белоснежными стенами, в котором проводятся выставки и другие мероприятия. Из торжественного зала ведут мраморные лестницы в Большой концертный зал на втором этаже,
Мы ходили в ЦДА на концерт, проходивший в Большом концертном зале 31 декабря 2024 года - в канун Нового года, к встрече которого в торжественном зале ЦДА с роскошной люстрой установили новогоднюю ёлку, а торцевую стену украсили цифровой инсталляцией с надписью "HAPPY NEW YEAR".
В ЦДА мы пришли за полчаса до концерта, чтобы успеть рассмотреть интерьеры торжественного зала и снять сам Большой концертный зал с орнаментальным потолком, разнообразными балконами и барельефами на стенах, которые изображают Кремль, генеральный план Москвы и Акрополь в Афинах.
Праздничный концерт был организован фондом "Бельканто" и назывался "Рок-баллады в Новый год". О том, что мы ходим каждый год 31 декабря в театр, на разные концерты или новогодние представления, я рассказывала в своей статье "Новогодняя Москва". В прошлом году мы ходили на концерт "Музыкальное "Новогоднее путешествие" в Театральном зале ММДМ".
Праздничные концерты с прекрасной музыкой идеально подходят для создания чудесного новогоднего настроения.
На концерте "Рок-баллады в Новый год" прозвучали произведения таких всемирно известных групп, как - Scorpions, Metallica, Queen, The Beatles. Концерт сопровождался видеопроекциями, отражавшимися на большом экране в виде "туманных" изображений.
Рок-баллады исполняли: на фортепиано - джазовый пианист и лауреат международных джазовых конкурсов и фестивалей Василий Грачёв, а на органе - Иван Ипатов - российский музыкант – композитор, пианист и органист, воспитанник Московской и Санкт – Петербургской консерваторий.
Орган в Большом концертном зале ЦДА не совсем настоящий - стационарный, а его малый духовой вариант - гибридный камерный орган, представляющий комбинацию труб и электроники.
Органист Иван Ипатов играет не только на компактных концертных органах, но и на духовых церковных инструментах, и на больших стационарных органах. Мы были ещё в лютеранском соборе Петра и Павла 3 января на органном концерте "Шедевры Поля Мориа, Abba, Sting, Pink Floyd", в котором принимал участие Иван Ипатов. Но об этом я расскажу в своей следующей статье. Подписывайтесь на мой канал,чтобы не пропустить новые публикации.