Премьера "Жизели", одного из самых известных балетов в мире, состоялась в 1841 году и оставалась популярной на протяжении почти двух столетий. На протяжении всего двадцатого века "Жизель" ставилась в различных контекстах, меняя оригинальную постановку, чтобы раскрыть новые перспективы. Среди наиболее успешных - переосмысление Акрама Хана, созданное в 2016 году для Английского национального балета.
1. Создание стиля хореографии для балета.
Одной из самых уникальных особенностей этой постановки является ее стиль движения: "Жизель" Акрама Хана - уж точно необычная постановка. Прежде чем освоить современный танец, Акрам Хан обучался катхаку, одной из девяти основных форм индийского классического танца. Катхак известен своей замысловатой работой ног и жестами рук, которые часто используются для рассказа истории: само название происходит от санскритского слова, означающего "рассказчик’. Для "Жизели" Хан объединил свой неповторимый стиль движений с классическим балетом, добившись впечатляющего эффекта. Акрам Хан использует сокращения, спирали и быстрые движения ног, создавая богатое переплетение традиций катхака и балета в "Жизели". Кстати говоря во втором акте танцовщицы выступают на пуантах. Этот эффект используется для того, чтобы передать таинственную природу Виллисов. Для Хана это был первый раз, когда он использовал этот культовый балетный эффект. Вместо того, чтобы ставить хореографию на пуантах на протяжении всего представления, он решил, что танцоры будут стоять на пуантах в сверхъестественной постановке второго акта, когда они изображают мстительных Вилисов. “Этот номер такой неземной, парящий и духовный”, - объяснил Хан. “Как я мог не использовать пуанты? Они были разработаны специально для этой цели”.
2. О сюжете балета:
Традиционно действие в "Жизели" проходит во время фестиваля вина в средневековой рейнской деревне. Первоначально героиня Жизели - крестьянская девушка, которая влюбляется в местного герцога Альбрехта, скрывающего от нее свою истинную сущность, что приводит к трагическим последствиям. Во втором акте она присоединяется к Вилли – призракам женщин, которых предали до свадьбы. "Жизель" Акрама Хана развивает это повествование, но переносит его в современный мир, исследуя современные темы и придавая им новый резонанс. Вместо крестьян и знатных людей, живущих в сельской идиллии, Жизель - представитель отверженных, сообщества фабричных рабочих-мигрантов, которые живут за огромной стеной. Альбрехт принадлежит к богатым, привилегированным землевладельцам: он выдает себя за изгоя, чтобы пережить свою историю любви с Жизель. Когда его разоблачают, ее судьба решена. Теперь Вили – это женщины, погибшие на небезопасных фабриках, где рабочая сила считается дешевой и легко заменяемой теми, кто извлекает выгоду из эксплуатации. Проблемы глобального богатства, неравенства и насилия в отношении женщин превращают вечную историю "Жизели" в нечто, что глубоко волнует современную аудиторию.
3. О музыке для нового прочтения балета
Новая партитура, написанная Винченцо Ламанья, была заказана специально для этой постановки. Сочетание акустической и электронной музыки с индустриальным колоритом придает этой истории особый оттенок. С помощью Гэвина Сазерленда, тогдашнего музыкального директора ENB, эта современная партитура была записана для филармонического оркестра Английского национального балета, который выступает вживую на протяжении всего показа. Но не все так ново. Ламанья сохранил элементы оригинальной партитуры Адольфа Адама, которые, несомненно, оценят многие внимательные поклонники балета, и включил их в новое сопровождение. Например, музыка к сцене безумия в конце первого акта построена на “крошечном фрагменте, гармонической последовательности, которая мне очень понравилась” в оригинальной партитуре, сказал Ламанья, который считает, что “нам не следует отходить от этих четырех аккордов”. Результатом является повторение этой последовательности аккордов, нарастая и нарастая, как мантра, до трагического финала сцены.
4. Представление образа Жизели
Классические балеты XIX века отражали ценности своего времени. "Жизель", поставленная в 1841 году, отражает женские идеалы того времени: она нежна, хрупка и чиста. По словам Акрама Хана, она сильнее, у нее есть воля и уверенность в том, что она знает, чего хочет. Поэтому в новой постановке Жизель “хочет дать надежду на то, что жизнь станет лучше” - она - женщина, обладающая свободой воли.
5. Знаменитейшая сцена танца Вилисов
Вилисы, призрачные персонажи второго акта, пожалуй, одни из самых запоминающихся персонажей балета. Одетые в длинные пачки и пуанты, они выглядят почти как новобрачные – что весьма уместно, учитывая, что во многих версиях балета Вилли - это духи женщин, покинутых до дня свадьбы. Акрам Хан решил отказаться от романтического представления о призраках женщин с разбитым сердцем. Вместо этого Вили - это духи фабричных рабочих, которые хотят отомстить за все обиды, причиненные им при жизни. Лидером среди них является Мирта – безжалостная и холодная, она держит в руках бамбуковую палку, а не вечнозеленую ветку. Больше похожая на темную богиню, она утаскивает безжизненное тело Жизель в подземный мир. Именно сцена танца вилисов является одной из самых знаменитых в прочтении балета "Жизель" Акрам Хана.
С момента премьеры в 2016 году "Жизель" Акрама Хана побывала в 17 городах 11 стран, завоевав признание публики и критиков.
Все новое и интересное о мире танца и театра в телеграм-канале ЖурналDance и сообществе в группе ВК https://journaldance.ru