Евгений Онегин. Задания по типу ОГЭ. Вариант 1
V
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
VI
Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
VII
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
VIII
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.
1. Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?
План ответа (по предложениям):
1) Образование Онегина типично для молодого аристократа начала 19 века. Как А.С. Пушкин характеризует его? (цитата)
2-3) Что именно изучал Евгений Онегин для того, чтобы прослыть ученым человеком (подтвердить СХВ). Увлечение какой наукой указывает на прогрессивные взгляды героя?
4) Какую науку считал наиболее важной в светском обществе Онегин?
5) Зачем автор использует иронию (дать определение) в данных главах?
2. Как проявляется авторское отношение к Онегину в описании «талантов» героя?
План ответа (по предложениям):
1) А.С. Пушкин дает своему герою такое же образование, которое получил сам (цитата), поэтому в описании «талантов» героя чувствуется добрая ирония (дать определение).
2-3) Какими «талантами» обладал Евгений?
4) Каким «счастливым талантом» был одарен герой? (подтвердить СХВ)
5)Мне кажется, что автор относился к Онегину, как к доброму приятелю, который смог стать успешным в светском обществе, сумев к нему приспособиться.
3. Что сближает и что различает автора и его героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Евгений Онегин. Задания по типу ОГЭ. Вариант 2
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
II
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.
III
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
IV
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
V
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
1. В чем причина и суть «хандры» Онегина?
План ответа (по предложениям):
1) Евгений Онегин – «лишний человек»
2-3) Причины появления хандры у Онегина в Петербурге и деревне (подтвердить СХВ), в чем она проявлялась.
4) Попытки Евгения победить хандру и внутренний конфликт
5) Зачем автор «наделил» своего героя хандрой?
2. Перечитайте характеристику Онегина, которую дают ему соcеди (V строфа). Как эти слова характеризуют самих соседей помещиков?
План ответа (по предложениям):
1) Неприятие нового, ограниченность взглядов – главные черты провинциальных помещиков начала 19 века.
2-3) Отрицательное отношение помещиков «новому порядку» и признание Онегина опаснейшим чудаком и неучем (использовать СХВ)
4) Осуждение Евгения за нарушение «правил» поведения в провинциальном обществе и объявление его фармазоном (пояснить значение слова)
5) Как при помощи перечисленных слов автор характеризует самих соседей помещиков?
3. Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)