Найти в Дзене
По ту сторону закона

МАЛОИЗВЕСТНОЕ ПОКУШЕНИЕ НА ЛЕНИНА

Всем (ну ладно, тем, кто внимательно слушал учителя на уроках истории) хорошо известна история попытки покушения на Ленина, которую предприняла Фанни Каплан. Большевики и коммунисты, как бы это странно не звучало, любили это покушение, они сделали вокруг него целый культ, в центре которого находилась, разумеется, не сгибающаяся фигура вождя.

Но были и другие покушения на вождя мирового пролетариата. И в одном из низ участвовало сразу 12 человек. Казалось бы, чем больше участников – тем выше шансов на успех? Ну, в ответ можно вспомнить и поговорку о «дите, которое у 7 нянек..».

Кем были эти люди? Известно, что это были офицеры царской армии, убежденные монархисты, во главе с князем Шаховским. 1-го января 1918-го года, выступив в Петрограде перед уезжающими на фронт добровольцами, Ленин вместе с швейцарским большевиком, Платтеном, собирался уезжать в Смольный. Уже сев в автомобиль, водитель услышал 4 выстрела. Обернувшись, однако, он увидел, что пассажирам ничего не угрожает – Платтен успел пригнуть голову Ильича. Высокопоставленные партийцы отделались лишь легким испугом – в лице Ленина, и поцарапанным (пулей) пальцем Платтена.

Когда машина прибыла в Смольный, то пулевые отверстия увидели не только сзади автомобиля, но и на переднем стекле.

Что было с участниками покушения? Хочется написать, что возмущенная толпа их едва не растерзала, но все было совсем не так. Часть заговорщиков успела спокойно уйти. В руках большевистского правосудия оказалось пять офицеров. В застенках ЧК они решили не строить из себя стоиков, а быстро написали прошение о собственном помиловании. Говорят, что когда это письмо было доставлено Ленину, то он, назвав боевиков «юнцами», сказал, что они заслуживают снисхождения и могут отправиться на фронт. Дело было прекращено, а офицеры отправились воевать. Кто на колчаковский фронт, а кто на деникинский.

Долго, впрочем, воевать им не пришлось. Неизвестно, насколько они были искренни в своем письме, но оказавшись на фронтах Гражданской войны, все они довольно быстро перешли на сторону врага – белогвардейцев. Как выяснилось, бывших «господ-офицеров» объединяла не только неприязнь к вождю, но и нежелание умирать.

Примечательна судьба остальных участников той истории. Так, бывший князь Шаховский до 1938-го года тихо и мирно жил в Москве, пока не был арестован. Обвинение тривиальное – контрреволюционная деятельность. А еще спустя один месяц был арестован, пожалуй, самый непредсказуемый фигурант того происшествия – Фриц Платтен.

За что можно арестовать человека, спасшего, по сути, жизнь вождю? За шпионаж в пользу Германии. Хорошо, а какие улики? Револьвер. Да-да, тот самый револьвер, из которого стреляли в Ленина. Как он оказался у Платтена? Ему его подарил сам Владимир Ильич. Понимая всю бредовость обвинения, обвинители не придумали ничего иного, кроме как назвать факт хранения револьвера «незаконным». Это в стране, где долгое время наградное оружие считалось одной из высших наград. Также была арестована и супруга товарища Платтена. За что? Потому что шпионка.

Шаховский, казалось, отделался скромным наказанием. Ему дали «всего» 10 лет лагерей, но спустя 3 с половиной года его не стало. С Платтеном судьба распорядилась иначе. По сообщению его сына, в конце 1950-х годов он получил письмо от человека, который называл себя бывшим лагерным конвоиром. По его словам, он охранял Платтена и когда тот должен был выйти на свободу, руководство лагеря посчитало, что освобождать такого высокопоставленного узника никак нельзя. Поэтому он, конвоир, получил устный приказ расправиться с бывшим товарищем самого Ленина.

Больше контента в нашем телеграмм-канале: https://t.me/+Vkgomsh3PCZjZDgy