Найти в Дзене
Путешествия со смыслом

Дороги и поселки западного БАМа в Забайкалье и Якутии

Общая протяженность читинского участка от моста через реки Витим на запад до границы с Амурской и Якутской областями на востоке 330 км. На этом участке построили 6 станций, но сохранились не все. На границе Бурятии и Забайкалья переезжаем Витимский мост, который еще называют самым опасным, и это не просто так. Зимой его еще можно объехать по зимнику на реке, а вот летом уже никак. Именно с этого момента автодублер западного БАМа становится условно проходимым на автомобиле. Мост проходит через реку Витим. Он был построен в 80-е годы для строительства основных путей БАМа и всегда числился как временное сооружение, но ничего не бывает более постоянным, чем временное. Этот мост так и стоит, а нового автомобильного не построили. Его ширина практически равна ширине автомобиля, длина 570 метров, а высота над водой 15. В 2016 году проезд по нему был запрещен властями, а в 2018 одну из его опор снесло ледоходом, однако люди продолжают его использовать. Мост находится в плохом состоянии, с отра

Общая протяженность читинского участка от моста через реки Витим на запад до границы с Амурской и Якутской областями на востоке 330 км. На этом участке построили 6 станций, но сохранились не все.

На границе Бурятии и Забайкалья переезжаем Витимский мост, который еще называют самым опасным, и это не просто так.

Витимский мост на БАМе
Витимский мост на БАМе

Зимой его еще можно объехать по зимнику на реке, а вот летом уже никак. Именно с этого момента автодублер западного БАМа становится условно проходимым на автомобиле.

Витимский мост на БАМе
Витимский мост на БАМе

Мост проходит через реку Витим. Он был построен в 80-е годы для строительства основных путей БАМа и всегда числился как временное сооружение, но ничего не бывает более постоянным, чем временное. Этот мост так и стоит, а нового автомобильного не построили. Его ширина практически равна ширине автомобиля, длина 570 метров, а высота над водой 15.

Витимский мост на БАМе
Витимский мост на БАМе

В 2016 году проезд по нему был запрещен властями, а в 2018 одну из его опор снесло ледоходом, однако люди продолжают его использовать. Мост находится в плохом состоянии, с отработавшими железнодорожными шпалами, отсутствием перил и местами с пустотами над рекой. Не знаю даже, случались ли тут смертельные случаи или нет.

Витимский мост на БАМе
Витимский мост на БАМе

Первая станция на нашем пути — Куанда. Шефской бригадой при строительстве станции Куанда был «УзБАМ­строй» из Узбекской ССР. Когда первые его строители в 1982 году прибыли к месту работ, тындинская газета «Авангард» выпустила статью с заголовком «Салам, товарищ БАМ!». Поселок Куанда знаменит тем, что именно здесь официально закончилось строительство Байкало-Амурской магистрали.

Поселок Куанда
Поселок Куанда

В память об этом событии в Куанде возвели монумент трудовой славы строителей БАМа. На 12-метровых пилонах установлены металлические указатели с названиями станций, построенных союзными республиками, краями и областями, принявшими участие в шефском строительстве дороги, перечислены ключевые станции БАМа. В основании монумента помещена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Поселок Куанда, Золотое звено
Поселок Куанда, Золотое звено

После поселка автодублер БАМа пересекает реку Куанда, через которую тоже нет моста, зимой мы пересекаем ее по зимнику, но летом в брод тут могут проехать только подготовленные внедорожники со шноркелями. Другой вариант – заказать перевозку автомобиля в кузове грузовика, но это удовольствие выйдет в копеечку. Контакты водителя можно узнать в Куанде. Именно здесь летом утонул китайский автопутешественник Ву Юй, его тело так и не нашли.

-7

Но и это не имеет смысла, потому что летом пересечь автодублер западного БАМа все-равно нет возможности из-за следующей крупной реки в Амурской области, но об этом я расскажу в следующей части статьи.

-8

На самом деле золотое звено сошлось не в Куанде, а чуть восточнее на станции Балбухта. Здесь 29 сентября 1984 года встретились известные на всю страну бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского. Дело в том, что на восточном участке возникла задержка из-за аварии. Отставание компенсировалось стахановцами бригады Бондаря, продвигавшейся к месту смычки с запада. Бригада развила сумасшедшую скорость укладки железнодорожного полотна — больше пяти километров в день. В результате они прошли запланированное место стыка — Куанду, увлеклись и продолжили прокладывать магистраль дальше на восток. Но запланированный заранее праздник с укладкой «золотого звена» и митингом решили не отменять. Строители вернулись в Куанду, сняли два звена рельсового пути и 1 октября в присутствии высокого партийного начальства уложили их обратно.

Балбухта, Золотое звено
Балбухта, Золотое звено

Следующая станция Новая Чара. В переводе с эвенкийского слово «чара» означает «мель» — и действительно, река Чара, протекающая у поселка, имеет множество мелей и порогов.

Новая Чара
Новая Чара

Шефство над строительством поселка и станции взяла на себя бригада из Казахстана. Проектировалась станция так, чтобы ее облик напоминал далекий Казахстан.

Новая Чара
Новая Чара

Вокзал в Новой Чаре напоминает казахский головной убор.

Новая Чара
Новая Чара

Внутри здания можно увидеть барельефы со сценами из жизни казахского народа.

Новая Чара
Новая Чара

Разработан был и проект домов с элементами национальных мотивов.

Новая Чара
Новая Чара

Встреча с ветеранами БАМа прошла в Новочарской библиотеке. Каждый из присутствующих рассказал свою историю пребывания на БАМе. Вспомнили, как, когда и куда приехали, как жили, работали, какие трудности приходилось испытывать, чему радовались, чему учились. Каждому было что рассказать, ведь им посчастливилось в своей жизни быть участниками грандиозной стройки ХХ века.

Новая Чара
Новая Чара

Новая Чара — это место, куда стоит приехать точно не на один день, потому что в окрестностях поселка есть много интересных природных достопримечательностей.

Новая Чара
Новая Чара

Как минимум один день нужно закладывать на посещение Чарских песков — самой известной достопримечательности севера Забайкалья. Начинать путешествие на пески лучше со стороны села Чара. Оттуда можно пройти пешком, проехать на вахтовке или внедорожнике как у нас вдоль левого берега вверх по реке Средний Сакукан, а затем перейти реку вброд и прошагать еще несколько километров до песчаного массива.

Чарские Пески
Чарские Пески

Экскурсию в Чарскую пустыню можно совершать и летом и зимой. Но в морозное время года путь туда намного легче. Средний Сакукан в это время покрывается льдом, и нет необходимости переходить ее вброд.

Чарские Пески
Чарские Пески

Правда, встречаются наледи. Это популярный туристический маршрут, который доступен практически каждому желающему независимо от возраста и физической тренированности.

Чарские Пески
Чарские Пески

Славу Чарские пески обрели, когда советские геологи на Кодарском месторождении проводили изыскания урановых руд, в районе Удоканского хребта — медных, а строители прокладывали Байкало‑Амурскую магистраль.

Чарские Пески
Чарские Пески

Главная особенность достопримечательности заключается в ее уникальном местонахождении. Здесь природа удивительным образом смешала несовместимые ландшафты. Пески соседствуют с болотами, тайгой и с горными вершинами, покрытыми ледниками и снежниками. Часто урочище называют «самой неправильной» и «самой северной пустыней.

Чарские Пески
Чарские Пески

Еще в 20 км от Новой Чары есть горячий источник Луктур. Он единственный в этом районе, до которого можно добраться на транспорте. Территория обустроена, есть домики для проживания, сауна, а на улице маленькие мини бассейны"

Луктур
Луктур

Новая Чара появилась благодаря БАМу, а Старая Чара — намного раньше. В деревне все дома деревянные и все не выше двух этажей. На таком фоне Новая Чара — небольшой в общем-то поселок — кажется почти что городом. Ну а мы едем дальше по Читинскому участку БАМа и следующая станция на нашем пути — Икабья.

Икабья
Икабья

Архитектура станционных и жилых домов здесь ассоциируется с национальным зодчеством Грузии: в ней использованы темный туф, светлый мрамор, металлическая чеканка.

Икабья
Икабья

Визитная карточка поселка — изысканные козырьки над входами в дома с рисунками на тему гор Грузии.

Икабья
Икабья

Здесь на три десятка километров из четырёх с лишним тысяч Байкало-Амурская магистраль заскакивает в Якутию вдоль самой её границы.

Хани
Хани

И здесь Восточно-Сибирская железная дорога передает эстафету Дальневосточному участку.

-27

Хани — единственная якутская станция на большом БАМе и по БАМовским меркам посёлок немаленький.

Хани
Хани

Деревянные дома, начала освоения этих мест, практически уже все расселены, основная часть населения живет в панельных высотках.

Хани
Хани

Ну а через реку Хани начинается Амурская область. О ней я расскажу в следующей статье

Хани
Хани

И обязательно посмотрите наш документальный сериал "БАМ: от края до края"