Найти в Дзене

Сходил впервые в Государственный музей художественной культуры Новгородской земли. Одна работа Виктории Станиславовны Сахаровой.

Мне повезло попасть в Новгородский краеведческий музей именно в то время, когда это было необходимо. Морозное солнечное настроение оттягивало посещение музея до последнего момента, зайдя на территорию Десятинного монастыря, можно даже было представить такой диалог: – Спасибо, что пришел, никого рядом нет, многие суетливо заканчивают выходные, а ты тут частый гость, но ни разу не заходил в музей, да сидел часто на скамейке рядом, покачивая коляску со спящим сыном, отгоняя назойливых насекомых, собирал горы желудей и топил их в местных лужах с уже подросшим Игорем Александровичем, делал десятки фотографий кирпичной кладки монастырских стен. Но ни разу не заходил в музей. Сегодня у тебя нет выхода. Попался. Внутри по незнанию сначала пошел в ту часть экспозиции, где собраны документы, касающиеся доблестного военного прошлого Новгородчины, на стенах ровными рядами висят изображения гусар в усах и эполетах с головы до ног, грамоты, штандарты и даже обеденное меню, которое особо привлекло м

Мне повезло попасть в Новгородский краеведческий музей именно в то время, когда это было необходимо. Морозное солнечное настроение оттягивало посещение музея до последнего момента, зайдя на территорию Десятинного монастыря, можно даже было представить такой диалог:

– Спасибо, что пришел, никого рядом нет, многие суетливо заканчивают выходные, а ты тут частый гость, но ни разу не заходил в музей, да сидел часто на скамейке рядом, покачивая коляску со спящим сыном, отгоняя назойливых насекомых, собирал горы желудей и топил их в местных лужах с уже подросшим Игорем Александровичем, делал десятки фотографий кирпичной кладки монастырских стен. Но ни разу не заходил в музей. Сегодня у тебя нет выхода. Попался.

Внутри по незнанию сначала пошел в ту часть экспозиции, где собраны документы, касающиеся доблестного военного прошлого Новгородчины, на стенах ровными рядами висят изображения гусар в усах и эполетах с головы до ног, грамоты, штандарты и даже обеденное меню, которое особо привлекло мое внимание.

-3

По пути в нужную часть музея прошел мимо выставки детских рисунков, сделал фотографию того, что было интересно, отложил эту идею до следующей публикации.

Прорываясь мимо обжигающих красками и динамикой работ Валентины Пепеляевой, добрался до своей цели.

Мне надо было выбрать картину, которая сможет рассказать историю, и самое важное – картину, о которой я бы мог сам что-то сказать. Такова цель отчетной работы. Сотворить информацию в чистом виде. Пережить в свой голове новый опыт и облечь его в текст, чтобы потом передать (опубликовать) современными средствами.

И у меня это не получилось. Вот работы Пустовойтова, вот картина Журавлева Дмитрия Власовича. Сама выставка больше похожа на информационный стенд. Места мало и под каждой картиной планшет с фотографией изображенной на полотне церкви с пояснениями. Это сбивает с толку, есть ощущение, что картинам тесно.

-5

Не хватает скамейки, чтобы сесть подумать, разглядывая работы и стараясь понять, что сам увидел и что хотел рассказать художник своему зрителю.

Меня это начало раздражать, учитывая, что я единственный посетитель музея в это время – действительно странно. Я даже стал искать общие черты в работах, которые меня не устраивают. Например, почему кресты на куполах художниками обрезаются – это неумение компоновать изображение или намеренные жесты?

Почему работы больше похожи на схематичные чертежи, написанные маслом, но в такой неуверенной технике, словно художник и маслом-то этим не хочет пользоваться – лессировки да белила. Через какое-то время приходит понимание, что фотографии очень сбивают с ритма восприятия – я невольно начинаю сравнивать два изображения, ища несоответствия или наоборот общие черты – и возникает ложное чувство, что это просто срисованные фотографии.

Мне нужно было отойти на расстояние и время от посещения, чтобы сформулировать свою неправоту, открыть галерею в телефоне с фотографиями – теперь это стал более личный взгляд, появилось время обратить внимание на авторов.
Сейчас я понимаю, что в этот день лучшей картиной была "Вечереет. Десятинный монастырь", написанная Сахаровой Викторией в 2009 году.

Вечереет. Десятинный монастырь. 2009 г. Сахарова Виктория.
Вечереет. Десятинный монастырь. 2009 г. Сахарова Виктория.

Картины без имени художника в моем понимании – только идея. Такие произведения часто у меня вызывают настоящую человеческую тоску и жалость. И очень хорошо, что у этих работ есть авторы. Благодаря сети, можно очень быстро найти информацию и, что важно, отзывы других зрителей.

Сначала коротко об авторе – Виктории Станиславовне Сахаровой.

Сахарова Виктория Станиславовна родилась в 1954 году в Челябинске. В 1973 году окончила с отличием Ленинградское художественное училище, а в 1979 году – художественно-графический факультет педагогического института имени Герцена в Санкт-Петербурге. В Новгороде 14 лет преподавала в Детской художественной школе рисунок, живопись и историю искусств. С 1997 года член Союза художников РФ. С 1980 года является постоянным участником молодежных и ежегодных областных художественных выставок Союза художников. Также участвовала в зональных выставках "Советский север". Активный участник всех выставок и просветительских программ, проводимых Новгородской организацией СХ РФ. Ее работы отличаются профессионализмом, тонкостью колористического решения, высокой духовностью. Источник: сайт Новгородского музея-заповедника.

Вот, что писал пользователь Васильковые Поля в 2014 году в LiveJournal:

Шли с мамой просто на выставку в Десятинный монастырь, а попали на встречу с художницей (которой выставка как раз). Очень здорово! Виктория Сахарова, пейзажи русских городов и весей. Тут и моя любимая Карелия, и Соловки, и Новгород, и Псков, и Пушкинские Горы. Кстати, там, в музее-заповеднике мы видели работы Виктории Станиславовны, но тогда не знали, что она из Новгорода.
К сожалению, дослушать до конца не смогли, так как торопились, но все равно. Художник, помимо прочего, занималась альпинизмом раньше, пейзажи Кавказа на выставке тоже имелись.
Воспевает красоту русских городов, с их церквями, небольшими домами.
Во многие места я бы хотела попасть: Александро-Свирский монастырь, Тихвин, Великий Устюг.
Природа средней полосы России привлекает своей поэтичностью, мягкостью, тонкостью цветовых сочетаний. Все это созвучно внутреннему миру Виктории. Несмотря на минимальные средства, которыми автор создает художественный образ, ее пейзажи прекрасно передают настроение, по-своему лиричны и красивы. Свои работы Сахарова В.С. выполняет в разной технике: наряду с акварельными, пастельными и масляными работами все больше появляется рисунков. Это говорит о разнообразии интересов и поисков автора.

Я бы мог, истратив некоторое время, притянуть сюда еще работы Виктории Станиславовны, но не в этом сейчас смысл и цель.

Только что была прочтена краткая часть биографии художницы, которая раскрывает ее отношение к творчеству и миру, как все сложилось в гармоничную конструкцию. Некоторые художники по соседству видят разрисованные (оскверненные граффити) руины. Кто-то ищет цветы или самого себя в антураже Десятинки, а здесь зима – нарядная и оставляющая зрителя наедине с архитектурой, наверное, суровой – но приятной, понятной, русской. И в центре композиции не руины храма Рождества Богородицы, не призрак, а план – можно сказать архитектурный проект.

На прошлое, на будущее, а для кого-то на самое реальное – настоящее.

Небольшая фотобродилка по музею.