Найти в Дзене
Дейли Днайв

Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича: Обзор долгожданного фильма. Часть 1 - общие впечатления

"Если кто-то попал в беду, ему нужно помочь" - так сказала Рамина, королева полевых мышей, в обсуждаемом нами фильме. Что ж, как мы можем помочь российскому кинематографу, который давным-давно попал в беду? Может ли Гудвин подарить нашим сценаристам мозги, чтобы они писали удовлетворительные сценарии, продюсерам - смелость, чтобы у них хватало храбрости остановить съёмки всякой ахинеи, а режиссёрам - сердце, чтобы они снимали из любви к искусству и зрителям, а не к деньгам? Покажите нам дорогу их жёлтого кирпича, по которой нужно пройти. К сожалению, создатели экранизации Волшебника Изумрудного города шли по другой дороге, а жёлтой она стала не от благородного золота, а от той субстанции, что на неё вылили. Начал я эмоционально, согласен, но и весь цикл про Изумрудный Город от Александра Мелентьевича Волкова я воспринимаю очень близко и очень лично, и когда с ним вот так обращаются, наружу прорываются эмоции. А теперь по существу. Главное моё недоумение заключается в том, что картину
Оглавление

"Если кто-то попал в беду, ему нужно помочь" - так сказала Рамина, королева полевых мышей, в обсуждаемом нами фильме. Что ж, как мы можем помочь российскому кинематографу, который давным-давно попал в беду? Может ли Гудвин подарить нашим сценаристам мозги, чтобы они писали удовлетворительные сценарии, продюсерам - смелость, чтобы у них хватало храбрости остановить съёмки всякой ахинеи, а режиссёрам - сердце, чтобы они снимали из любви к искусству и зрителям, а не к деньгам? Покажите нам дорогу их жёлтого кирпича, по которой нужно пройти. К сожалению, создатели экранизации Волшебника Изумрудного города шли по другой дороге, а жёлтой она стала не от благородного золота, а от той субстанции, что на неё вылили.

Начал я эмоционально, согласен, но и весь цикл про Изумрудный Город от Александра Мелентьевича Волкова я воспринимаю очень близко и очень лично, и когда с ним вот так обращаются, наружу прорываются эмоции. А теперь по существу.

-2

Главное моё недоумение заключается в том, что картину разрубили на две части. Гарри Поттера (если не считать Дары Смерти), толстую книгу в 400+ страниц, с потом и слезами обрезали, чтобы вместить в полнометражный двухчасовой фильм и при этом не потерялся смысл. И у создателей получилось (не со всеми фильмами, но с первыми двумя точно). А тут короткую повесть, которую взрослый человек осилит за пару часов, разделили на два фильма! При том, что второй фильм выйдет не в следующем году - о нет! - он запланирован на 2027. О чём создатели только думали? Да за это время у всех давно выветрится ваш кинопродукт из головы, тем более, никто не говорил что Дорога из жёлтого кирпича вообще окупится (а судя по отзывам - вовсе не окупится). То есть, потенциально, мы лишимся второго кусочка первой книги. Что вам мешало растянуть хронометраж на два - два с половиной часа и вместить всю книгу? Тем более, у Волкова уже есть пять продолжений, можно было бы снять аж шесть фильмов, если вы уж так хотите начать клепать франшизу.

Соответственно, киноприключение Элли начинается по заветам повести (с урагана Гингемы) и заканчивается у ворот Изумрудного Города, после сражения с саблезубыми тиграми на мосту (по книге они не сражались, а убежали от них). И это, без малого, тридцать процентов книги. Так может авторы замахнутся на трилогию? Кстати, эпизод с переправой через реку и аистом, не вставили в экранизацию.

Из фильма я хочу отдельно разобрать два эпизода. Первый - сражение с Людоедом, а второй - маковое поле.

Элли в плену у цирка

Внезапно, Людоед оказался лишь прислужником Бастинды, а из собственного замка его выгнали (мы не узнаем почему). Людоед путешествует по Волшебной Стране с походной кухней и занимается созданием экзотических кулинарных блюд... людоед-повар! Это как-то связано с тем, что актёр, воплотивший Людоеда на экране, знаменит по роли су-шефа в сериале Кухня?

-3

В книге, глава, когда Элли оказалась в плену у Людоеда, была очень жуткой, не по-детски страшной. Поджилки тряслись, когда Людоед точил над девочкой свои ножи, а читатели понимали, что впервые, в сказочной стране, над героиней нависла неиллюзорная опасность смерти. С Людоедом не договоришься, с ним не пошутишь и не надавишь на жалость, он - чистое зло, лишённое совести и сострадания. И лишь с помощью оказавшейся белки и смекалки, друзья спасли Фею Убивающего Домика, причем спасли радикально - отрубили Людоеду голову: неловкий Страшила упал на бегу, после чего противник запнулся об него, и, воспользовавшись этим, Дровосек использовал своё оружие по назначению.

Повторюсь - это довольно жуткая сцена для детской сказки, но вместе с тем и правильная, показывая, что не всё так безоблачно в Волшебной Стране, и кроме добряков жевунов, живут здесь и другие люди, которых нужно опасаться, ведь за свою невнимательность и наивность легко поплатиться жизнью.

-4

Что у нас в фильме? Людоед совершенно нестрашный, смотрится нелепо, а его острые клыки лишь дополняют комичный образ, вместо устрашения. Нам не показывают, как он угрожает Элли, кроме того, что помещает её в огромную кастрюлю, которая даже не заполнена жидкостью и не стоит на огне. Но сражение с людоедом, разворачивающееся на маленьком пятачке - это финиш. После того как Страшила подпрыгнул и с двух ног врезал Людоеду, отчего того отнесло в сторону на несколько метров, мне показалось, что я смотрю реслинг, и сейчас услышу голос Николая Фоменко с одной из его коронных фраз, типа: "Получи ты по мордасам, и облейся парень квасом". В этом коротеньком отрывке абсурдно всё: и то что Страшила оказался заправским акробатом-драчуном, и то что соломенному чучелу оказалось по силам опрокинуть гигантского Людоеда. Потом начался балаган со швырянием друг друга в стороны и невразумительным фехтованием. А знаете чем всё закончилось? Страшила поднялся на скалу и скинул огромный валун на Людоеда. А что так можно было? Можно было. Соломенными руками сдвинуть огромный валун, да. Кстати, после такого "привета" Людоеда не расплющило в лепешку, он просто потерял сознание. Зачем вам нужен Железный Дровосек, когда есть такой могучий Страшила? Разумеется, за судьбу Элли было ни капельки не страшно, но вместо этого мне стало жутко от осознания того, что большая часть фильма ещё впереди и к моей голове опускаются тупые, зазубренные лезвия исковерканного сюжета сказки.

Коварные маковые мыши

Ближе к концу фильма, герои оказываются в плену у макового поля. Кстати, мне показалось, что кто-то посадил волшебные маки прямо в зале кинотеатра, прямо возле моего кресла, потому что мне хотелось спать так же сильно, как Элли на экране.

-5

В книге, маковое поле было огромным! Которое вот так сразу-то и не пройдёшь. Трусливый Лев оказался тем героем, что смекнул о вредном усыпляющем эффекте, да только сам его не осилил. Когда Страшила с Железным Дровосеком вынесли Элли и Тотошку из маков, они всерьёз и с грустью рассуждали о том, что Лев погиб, он спит и наконец видит, как стал царём зверей. Это была сильная и душераздирающая сцена. Потом состоялась встреча с королевой полевых мышей. Причём, предварительно, Дровосек зарубил кота, преследовавшего эту мышь. Существо, которое наиболее трепетно относилось к чужой жизни, вынуждено было принять выбор, и отнять жизнь у одного, чтобы спасти другого. После такого исхода, простая мышь, оказавшаяся королевой, спасла Трусливого Льва, ведь должна была отплатить Дровосеку добром за его поступок. И как вытащили льва? Дровосек соорудил телегу, взвалил туда тушу животного, и от телеги протянул длинные нитки, соединив их с мышиными хвостами, которые сгруппировались за маковым полем. ЗА маковым полем. И совместными усилиями вытянули телегу с будущим Смелым Львом.

-6

А что в фильме? Внезапно, маковое поле оказалось волшебной силой, вызванной Бастиндой. Какая мощная эта Бастинда - практически все невзгоды, что встали на пути у Элли и команды, её рук дело. Хотя поле вышло совсем крохотным - за пару минут можно преодолеть. Следовательно, о коварном эффекте усыпляющих маков никто не знал, ведь раньше их здесь не было, и поэтому, когда все живые заснули, не получилось той душераздирающей сцены с рассуждением о смерти Льва, так как Страшила и Дровосек просто пялились в землю и ждали, когда друзья проснутся (хотя диалог о том, что Лев видит как стал царём зверей, сохранился). Так бы и простояли они в маках, до прилёта космического корабля арзаков, если бы не появившаяся из-под земли Рамина. Королева полевых мышей сообщила о маленьком нюансе макового поля, после чего Страшила и Железный Дровосек вынесли девочку и собачку. Далее следует просто замечательная сцена. Проснувшись, Элли Смит попросила помощи у Рамины, но та резко отказалась, сославшись, что кошек они не спасают, и даже уговоры, что Лев - трус, не помогли. Признав полный провал своей дипломатии, Элли стремглав бросилась назад в маковое поле. Хм... а может это Элли нужны мозги, а не Страшиле? Какой смысл в этом поступке? Ну ок, ворвалась бы она обратно в маковое поле, уснула... так друзья бы её обратно и оттащили. Это же не лавовое поле, и не поле из острых мечей. Или девочка хотела устраивать такой забег циклично, без остановки (сон-подъём-бег и снова), как делал Том Круз в фильме "Грань Будущего", пока бы не умерла от голода и жажды? В общем, такой идиотский поступок растрогал Рамину, ведь Элли пыталась помочь попавшему в беду Льву. Помочь тем, что стала бы спать рядом с ним в маках? Напомню, что в книге, помощь Рамины возникла не на пустом месте. Лишь после того, как Дровосек, не имеющий сердца, принял добросердечное решение и сжалился над мышью, спасая её, лишь после этого друзья получили поддержку мышей. То есть, сначала Дровосек активировал своё внутреннее сердце, которое всегда с ним было, и только после этого произошёл эпизод со спасением.

-7

Ну а спасли Трусливого Льва они гениально. Во-первых, тот уже удобно лежал на телеге - ничего изготавливать специально не понадобилось, а учитывая размер поля, то поднатужившись, можно было бы и самостоятельно его перетащить, тем более что после эпизода с Людоедом, мы знаем о скрытой мускульной мощи Страшилы; во-вторых, никаких дурацких ниток не понадобилось, мыши сами забежали в поле, нырнули в колесо телеги и дотащили Льва до чистой поляны... минуточку, секундочку. Что?! Мыши забежали в поле и чхать хотели на усыпляющий эффект макового поля? Вот это да! Да с такой силой от засыпания, они бы осилили целый сеанс Волшебника Изумрудного города ни разу не сомкнув глаз. Сам Лев, будущий царь зверей, захрапел, оказавшись в поле, а мелкие мыши не свалились в ту же секунду, вступив в маки, более того - им хватило сил несколько минут продержаться, пока они тащили телегу. Даааа, Лев, воняешь слабостью.

Пользуясь примером создателей картины Дороги из жёлтого кирпича, разделю свой отзыв на две части. В следующей части, я отдельно остановлюсь на всех важных персонажах, отмечу юмор фильма, его сильные стороны и сделаю вывод.

Продолжение следует...

P.S. Сага Волшебник Изумрудного Города является для меня одной из любимых книг детства. Ещё больше о творчестве А. Волкова - вот здесь.