Найти в Дзене

«ОТ ЧЕРНОГО КВАДРАТА ДО БЕЛОГО МЕДВЕДЯ: парфюмерный флакон авторства Казимира Малевича»

Одеколон «Северный» выходил сначала в дореволюционной России, а потом в СССР — всего около 80 лет. Выпустила его парфюмерная фирма «Брокар», основанная в Москве в 1864 году французским предпринимателем Генрихом Брокаром. Компания занимала редкую для дореволюционного косметического рынка нишу (и уже этим была революционна в своем бизнес-сегменте) — производила товары для небогатых людей. Например, наборы «Народные» с мылом за одну копейку и первый у нас одеколон массового производства «Цветочный». Книга «Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и К° в Москве». 1864-1914 Идея «Северного» была навеяна актуальной повесткой того времени: газеты наперебой освещали планы и достижения ученых и путешественников, осваивавших территорию Арктики. В 1908 году на Северном полюсе побывал американский врач и полярный путешественник Фредерик Кук, а в 1909 году американский исследователь Роберт Пири высадился на Северном полюсе. Оба сделали это с пометкой «впервые». Спор до сих

Одеколон «Северный» выходил сначала в дореволюционной России, а потом в СССР — всего около 80 лет. Выпустила его парфюмерная фирма «Брокар», основанная в Москве в 1864 году французским предпринимателем Генрихом Брокаром. Компания занимала редкую для дореволюционного косметического рынка нишу (и уже этим была революционна в своем бизнес-сегменте) — производила товары для небогатых людей. Например, наборы «Народные» с мылом за одну копейку и первый у нас одеколон массового производства «Цветочный».

-2

Книга «Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и К° в Москве». 1864-1914

Идея «Северного» была навеяна актуальной повесткой того времени: газеты наперебой освещали планы и достижения ученых и путешественников, осваивавших территорию Арктики. В 1908 году на Северном полюсе побывал американский врач и полярный путешественник Фредерик Кук, а в 1909 году американский исследователь Роберт Пири высадился на Северном полюсе. Оба сделали это с пометкой «впервые». Спор до сих пор не решен в чью-либо пользу. Все это очень «разогревало» арктическую тему. Парфюмеры не могли остаться в стороне. Одеколон «Северный» отличался «снежной» бодрящей свежестью, упаковка должна была отражать это и удивлять. Почему удивлять? Потому что люди, «воспитанные» уже довольно развитой к тому времени образной рекламой всевозможных продуктов, ждали новых визуальных «аттракционов».

-3

К.Малевич, 1907 г.
К.Малевич, 1907 г.

Парфюм оказался на прилавках в 1910 или 1911 гг., когда Казимир Малевич уже выставлялся вместе с «Бубновый валетом» и «Союзом молодежи». Но несколькими годами ранее художник не был так известен и нуждался в деньгах. В 1907 году 28-летний Малевич переехал в Москву из Курска. Несмотря на серьезное увлечение живописью зарабатывал он тогда, трудясь чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги. В Москве он оставил службу и сосредоточился на живописи. Познакомился с местными художниками, например, с авангардистом Михаилом Ларионовым. Малевич искал подработки и начал рисовать этикетки для «Брокара», в случае же с новым «Северным» он пошел дальше.

-5

Художник предложил флакон в виде айсберга, с ломаными гранями и имитацией фактуры льда. Эффект подтаявшего льда создали с помощью техники кракле. Так слились (вполне уместный тут каламбур) форма и содержание. Крышку он тоже создал новаторскую, сложную, состоящую из двух деталей. Внутренней пробки, защищавшей духи от выветривания, и съемного набалдашника в виде льдины с белым медведем. Образ медведя стал символом аромата и попал на рекламные плакаты. Хотя четкое техническое задание художникам обычно давали владельцы косметических фабрик, в случае с «Северным» Малевич всю концепцию разработал сам.

Флакон производили на Бахметьевском стекольном заводе под Пензой, где изготавливали всю тару для «Брокара». Эскиз Малевича требовал технологических новшеств, художница завода Адель Якобсон полностью адаптировалаего для производства.

Искусствоведы предполагают, что в начале XX века и другие известные мастера могли зарабатывать коммерческими заказами. Но подобная работа тогда не считалась почетной, и художники не стремились подкреплять свое авторство подписью.