Где: Дом И.С.Остроухова в Трубниках
Адрес: Трубниковский переулок, 17
До: 23 марта 2025
«Лермонтов. Места силы» — это не просто выставка, посвященная 210-летию со дня рождения поэта, это межмузейный мобильный проект, который объединил главные географические точки в жизни поэта: Тарханы, Пятигорск и Москву.
Экспозиция уже была представлена в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске и в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» и теперь добралась до Москвы.
«Москва – моя Родина, и всегда ею останется. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив…», - писал Лермонтов в письме Марии Лопухиной.
Ключом к пониманию логики выставки становится лермонтовское стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён…”, как маскарадный вихрь пронесутся перед зрителями столичные впечатления поэта и вся его такая короткая и трагичная история.
Марина Цветаева призывала когда-то не читать о ней, а читать ЕЁ. О сложном характере Лермонтова пишут и говорят многие, часто пишут недоброе, но я сегодня под впечатлением прекрасной выставки хотела бы обратиться к творчеству Михаила Юрьевича, и воскресить в вашей памяти, может быть, забытые со времен школьной скамьи строки гениального поэта, погибшего в 26 лет и не успевшего сказать миру всё то, что он мог бы сказать.
И были все ее движенья
Так стройны, полны выраженья,
Так полны милой простоты,
Что если б Демон, пролетая,
В то время на нее взглянул,
То, прежних братии вспоминая,
Он отвернулся б — и вздохнул…
И Демон видел… На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!
И долго сладостной картиной
Он любовался — и мечты
О прежнем счастье цепью длинной,
Как будто за звездой звезда,
Пред ним катилися тогда.
Прикованный незримой силой,
Он с новой грустью стал знаком;
В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.
Султан! Я в дикой, бедной доле,
Но с гордым духом рождена;
И в униженье, и в неволе
Я презирать тебя вольна!
Старик, забудь свои желанья:
Другой уж пил мои лобзанья –
И первой страсти я верна!
Конечно, грозному султану
Сопротивляться я не стану;
Но знай: ни пыткой, ни мольбой
Любви из сердца ледяного
Ты не исторгнешь: я готова!
Скажи, палач готов ли твой?
Алексей Аркадьевич Столыпин - двоюродный дядя и друг Лермонтова. Известен под прозвищем «Монго». Лермонтов сделал Монго, наряду с собой, персонажем одноименной поэмы.
Монго – повеса и корнет,
Актрис коварных обожатель,
Был молод сердцем и душой,
Беспечно женским ласкам верил
И на аршин предлинный свой
Людскую честь и совесть мерил.
Происхождение прозвища неизвестно. Есть версия, что однажды Лермонтов, увидев на столе друга книгу «Путешествие Мунго Парка», стал называть его Монго. Несовпадение букв может быть связано с тем, что книга читалась Столыпиным по-французски. По другой версии, «Монго» было прозвищем собаки Столыпина, а впоследствии так стали называть и его самого. Алексей Столыпин был секундантом Лермонтова в дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом 18 февраля 1840 года.
В костюме курда Лермонтов тоже изобразил Алексея Столыпина. С 20 мая 1841 года Столыпин жил вместе с Лермонтовым в Пятигорске, он был негласным секундантом на роковой дуэли поэта с Николаем Мартыновым. Его участие в качестве секунданта было скрыто на следствии, при этом дуэлянты стрелялись из пистолетов, принадлежавших Столыпину. В 1843 году Алексей Столыпин перевёл на французский язык роман «Герой нашего времени» и напечатал его в парижской газете «Мирная демократия». Литературоведы предполагают, что поэт некоторые черты Монго-Столыпина привнёс в образ Печорина.
На выставке представлены великолепные иллюстрации лермонтовского “Маскарада” Л.О.Пастернака, отца писателя и поэта Бориса Пастернака, эскизы к неосуществленным постановкам спектакля в Малом театре и Киевском государственном театре русской драмы им.Леси Украинки.
Два средства только есть:
Дать клятву за игру вовеки не садиться
Или опять сейчас же сесть.
Но чтобы здесь выигрывать решиться,
Вам надо кинуть всё: родных, друзей и честь,
Вам надо испытать, ощупать беспристрастно
Свои способности и душу: по частям
Их разобрать; привыкнуть ясно
Читать на лицах чуть знакомых вам
Все побужденья, мысли; — годы
Употребить на упражненье рук,
Всё презирать: закон людей, закон природы.
День думать, ночь играть, от мук не знать свободы…
Один из центральных экспонатов выставки - «маскарадная книга», с которой шестнадцатилетний Михаил Лермонтов пришел в костюме астролога на маскарад в Московское благородное собрание 31 декабря 1831 года. В этой огромной “книге судеб” внутри есть карман, в который были вложены новогодние эпиграммы и мадригалы, которые Лермонтов дарил своим знакомым.
С Александрой Осиповной Смирновой, урожденной Россет, хозяйкой известного литературного салона, Лермонтов встречался в 1840–1841 гг. в ее салоне и у Карамзиных. В своих мемуарах Смирнова писала так: «Софи Карамзина мне раз сказала, что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не сказала об его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришел как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи»
В простосердечии невежды
Короче знать вас я желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас – хочу сказать вам много,
При вас – я слушать вас хочу:
Но молча вы глядите строго,
И я, в смущении, молчу!
Что делать? – речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
П.А.Висковатов, первый исследователь жизни и творчества Лермонтова писал: “Графиня Софья Михайловна, идеальная и во всех отношениях прекрасная женщина, безукоризненной жизни, всецело отданная семье, рассказывала мне, что Лермонтов в последний приезд в Петербург бывал у нее. Поэт, бывало, молча глядел на нее своими выразительными глазами, имевшими магнетическое влияние, так что «невольно приходилось обращаться в ту сторону, откуда глядели они на вас». — «Муж мой, — говорила Софья Михайловна, — очень не любил, когда Михаил Юрьевич смотрел так на меня, и однажды я сказала Лермонтову, когда он опять уставился на меня: „Vous savez, Lermontoff, que mon mari n’aime pas cette manière de fixer le monde, pourquoi me faites-vous ce désagrement?“ (Вы знаете, Лермонтов, что мой муж не любит этой манеры пристально всматриваться, зачем же вы доставляете мне эту неприятность?). Лермонтов ничего не ответил, встал и ушел. На другой день он мне принес стихи: „Нет, не тебя так пылко я люблю“. Муж их взял у меня, и где они остались, я не знаю. Это было перед самым отъездом поэта»
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Это стихотворение – признание в любви к Варваре Александровне Лопухиной, оно написано в 1832 году. Автору в эту пору 18 лет. Руке Лермонтова принадлежит целый ряд портретов Варвары Александровны. Любовь была взаимной, но счастью не суждено было сбыться, Варвара Лопухина вышла замуж за другого.
А. П. Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей». «Расстались мы, но твой портрет...», «Валерик», третья редакция поэмы «Демон», поэма «Измаил-Бей» посвящены Лопухиной.
История их сложных отношений нашла отражение в драме «Два брата», повести «Княгиня Лиговская», романе «Герой нашего времени».
В драме «Два брата» Лермонтов пишет: «Случалось мне возле других женщин забыться на мгновенье; но после первой вспышки я тотчас замечал разницу, убийственную для них — ни одна меня не привязала».
Сходите на выставку и вспомните Поэта добрым словом за то, что он нам оставил такие прекрасные стихи.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Читайте стихи, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
# Дом_И.С.Остроухова_в_Трубниках #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Михаил_Лермонтов #Места_силы