Друзья и гости моего канала. Сегодня расскажу почему мой канал называется "Дом купца Кораблинова".
Кто знает меня, то у того не возникает вопросов, а для тех кто лично со мной не знаком, сейчас поясню.
В Воронеже на улице Сиреневой есть замечательный дом, который является объектом культурного наследия регионального значения. Это дом, который построил купец первой гильдии, заслуженный житель города Воронеж - Кораблинов Иван Павлович.
Дом купца был возведен в 1909 году на самой высокой точке Бархатного бугра.
Иван Павлович Кораблинов в Воронеже владел лакокрасочной фабрикой, складом стройматериалов и магазином у Щепного рынка с вывеской «Обои, лаки, краски».
В душе Иван Павлович был эстетом и художником. Он терпеть не мог не ухоженные дома и дворы. Когда он ехал по городу и видел дом, который требовал ремонта, то встречался с хозяином этого дома, предлагал ему краски, стройматериалы со скидкой или в кредит(купец прежде всего). Этой сделкой оставались оба довольны и хозяин дома, и купец.
Проект усадьбы был подписан чертежником
Н. К. Замстрайдовым и утверждён городской управой 09.03.1909 года.
Весной 1909 года неподалеку от Никольской церкви застучали топоры, зазвенели пилы и вскоре на улице вырос оригинальный особняк. Элементы декора не повторялись ни в одном воронежском доме. Во дворе-два фонтана с бронзовыми фигурами, беседка с видом на остров. Было и свое футбольное поле (!). В доме стояли копии греческих статуй, по стенам висели картины и оружие.
Вот и дом и вся усадьба, похожая на корабль.
Настоящий дом-корабль.
Дом является одним из самых интересных образцов деревянной архитектуры Воронежа начала XX в. В его композиционном и декоративном решении использованы средневековые западноевропейские мотивы. Со стороны улицы дом одноэтажный, со стороны двора - полутораэтажный с кирпичным нижним этажом.
Главную роль в объемной композиции играют высокие завершения: в виде шатра над входной частью, примыкающей к воротам, и башенки над щипцом противоположного торца. Деревянные стены обшиты тесом в разных направлениях. Особо нарядно декорированы фасады, обращенные к Сиреневой улице и подъему от улицы Декабристов. Их украшением являются широкие наличники стрельчатых окон с витыми стойками, фигурными накладками и выступами. В торце, обращенном к улице Декабристов, был балкон.
Жена купца Мария Васильевна отличалась необыкновенной хлебосольностью.
У супругов была единственная дочка.
Дочка купца была долгожданным и поздним ребёнком. Её любила вся округа за красоту и добрый, весёлый нрав, но в возрасте семнадцати лет она внезапно умерла от чахотки. Утешением супругам стала девочка - прислуга, которую они воспитали как приёмную дочь.
После революции в дом к Кораблиновым подселили "квартирантов"
Один из квартирантов в 1937 году сделал ложный донос на Ивана Павловича, ему на тот момент исполнилось 78 лет. Пожилого человека приговорили к 10 годам тюрьмы по статье «контрреволюционная деятельность», забыв обо всех его заслугах перед городом. После ареста Кораблинова больше никто не видел, и остаётся только догадываться, как он закончил свою жизнь.
Эту всю информацию я узнала из интернета и из рассказов Сусанны Михайловны и Михаила Борисовича.
Меня судьба, а может Божье провидение свело с Сошиной Сусанной Михайловной и её сыном Михайловым Михаилом Борисовичем, которые в 1991 году приехали из Тбилисси в Воронеж и купили верхний этаж дома Купца Кораблинова. Михаил Борисович был в третьем поколении рождён в Тбилисси, но после распада СССР, начались цветные революции в союзных республиках, вот и пришлось им покинуть солнечную Грузию и приехать в Воронеж.
В те годы ещё не было ни риэлторов, ни авито, ни ЦИАН, жилье приходилось покупать по объявлением "на столбе". В Воронеже уже жили их знакомые из Грузии, вот Михаил Борисович и приехал подыскать в столице Черноземья жилье для своей семьи. Поиски не приносили успеха, уставшие они с другом зашли в церковь Николая Чудотворца, там помолился Николаю Чудотворцу и Архангелу Михаилу, прошёл по частному сектору на Сиреневой улице. Ворота одного из дворов были открыты, во дворе молодой мужчина занимался ремонтом автомобиля. Михаил Борисович поинтересовался не продается ли где жильё?
Ему ответили, что продаётся верхний этаж дома. Обговорив все детали купли - продажи, он уехал в Тбилисси за семьёй. Как он вспоминал свое первое впечатление об усадьбе, то он был восхищён домом, яблонями во дворе. Яблони уже отцветали и земля была вся усыпана лепестками цветов, словно лежал снег, только с ароматом цветущих яблонь. Переезд пришёлся на август, во дворе снова стоял аромат, только уже созревших яблок.
В то время было трудно с работой. Имея ученую степень, приходилось работать даже сантехником. Но с самого приезда у него была мечта отремонтировать дом. К исполнению этой мечты был долгий и непростой путь. Но самое главное - смог перекрыть крышу, оставив все башенки на ней. Во дворе была построена беседка с видом на водохранилище и Адмиралтейскую церковь.
С первого взгляда я влюбилась в этот дом.
Мечты должны исполняться, так и Михаила Борисовича мечта исполнилось.
Он сделал ремонт дома, дом снова засиял красками. Даже балкон, который во время Великой Отечественной Войны был утраченные, его говорят, снесло ударной волной от взрыва, потом дверь забили и о балконе остались одни воспоминания. Ремонтируя дом, он сделал имитацию балкона, дом стал смотреться веселее.
К сожалению, и Михаил Борисович и Сусанна Михайловна ушли из жизни. Они мне завещали сохранять и содержать дом,что я и делаю в меру своих сил и своих возможностей. Этим летом фасад дома бып покрашен.
Летом яблоня продолжает радовать своим урожаем.
Купца Кораблинова чту и уважаю. В доме есть его фото и фото его жены.
Стараюсь соблюдать традиции первой хозяйки этого дома-быть гостеприимной и хлебосольной.
Всегда рада гостям в доме.
Любимый вид остаётся неизменным у меня на Адмиралтейку.
Безмерно благодарна Богу, что подарил мне возможность познакомиться с Сусанной Михайловной и Михаилом Борисовичем.
Я очень часто думаю о том, что во время оккупации фашистами Воронежа, город был разрушен на 98%, а дом купца Кораблинова лишился только балкона и остался цел, не смотря на то, что верхний этаж деревянный. Сохранили дом, считаю церкви, которые находятся в округе, в шаговой доступности. Но об этом расскажу в одном из следующих рассказов.