«Фаунд футадж» – молодой жанр. Он родился в начале 1980-х, однако его расцвет пришелся на последние десятилетие. Поэтому среди хорроров и триллеров, сюжет которых строится вокруг якобы документальных съемок, пока еще нет общепризнанной классики и безусловных шедевров. Тем не менее фильмов о «найденных пленках» уже достаточно много, чтобы VSE KINO составил хит-парад лучших картин этого жанра.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД (2009)
Режиссер: Олатунде Осунсанми
Многие современные документальные фильмы часто содержат так называемые «драматизации» – реконструкции подлинных событий профессиональными актерами. Решив обыграть этот прием в художественной картине, дебютант Осунсанми снял фантастический триллер, в котором «реконструированные» сцены перемежаются якобы документальными записями и интервью. При этом главную героиню – женщину-психолога, которая исследует свидетельства о близких контактах с инопланетянами и подвергает свидетелей гипнотерапии, – сыграли две актрисы: хорошо известная всему миру Милла Йовович (в «реконструкциях») и малоизвестная британка Шарлотта Мильчард (в «интервью»). К сожалению, попытки постановщика выстроить правдоподобную ленту были разрушены тем, что в «роли» Аляски у него снимались куда более теплые Канада и Болгария, где нет типичной для Крайнего Севера тундры.
АПОЛЛОН 18 (2011)
Режиссер: Гонсало Лопес-Гальего
Когда поклонники теорий заговоров обсуждают американские полеты на Луну, они обычно ищут «второе дно» у миссии «Аполлона 11», впервые доставившего людей на поверхность спутника Земли. Но что насчет отмененной миссии «Аполлона 18», после которой американцы больше никого на Луну не посылали? Если верить псевдодокументальной ленте Лопес Гальего, «Аполлон 18» все-таки слетал на Луну – и обнаружил там советский космический корабль, погибшего космонавта и инопланетных монстров. Хотя в создании картины участвовали Тимур Бекмамбетов и его студия «Базилевс», «Аполлон 18» – американский проект, и основную часть своих 26-миллионных сборов он сделал на родине. Даром что НАСА, первоначально планировавшее помочь голливудцам, по ходу работы над лентой публично отказалось от сотрудничества. Неужели создатели фильма задели правительство за живое?
ПОСЛЕДНЕЕ ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА (2010)
Режиссер: Даниэль Штамм
Что может быть страшнее случайной встречи с дьяволом? Только нарочная встреча – когда исследователь паранормального, профессиональный журналист или, как в «Изгнании», опытный священник вызывает демона на поединок, и тот принимает вызов, превращая банальный сеанс экзорцизма в кошмарное испытание для всех участников и свидетелей. И если в классическом хорроре Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» главные герои должны были опасаться только происков «врага», то в картине немца Штамма преподобный Маркус проводит сеанс в сельской глуши, где бояться нужно не только хвостатых противников, но и бесхвостых. Мало того, Маркуса сопровождает съемочная группа, и он не может просто взять и сдаться. Он должен сражаться до конца – даже если не очень-то верит в демонов и приписывает все «странности» девушки по имени Нелл шизофреническому психозу.
ЗВЕРСТВО (2010)
Режиссер: Фернандо Барреда Луна
Крошечная длина фильма (около 70 минут), любительская съемка, всего шесть ключевых персонажей, блуждание с камерой ночного видения в кромешной темноте… И формально неожиданный, но в реальности вполне просчитываемый финальный сюжетный поворот. Тем не менее, несмотря на свою подчеркнутую вторичность, это более чем компетентное кино о брате и сестре, которые, перебравшись в старый загородный дом, решают исследовать местную легенду о призраке, который бродит по лесам и прячется в огромном садовом лабиринте. К тому же в Испании традиции хорроров не так сильны, как, скажем, в Италии (не говоря уже о Голливуде), и потому испанские фильмы нельзя судить так строго, как ленты ведущих мировых кинематографий.
ИСКАТЕЛИ МОГИЛ (2010)
Режиссеры: Братья Вишес
В самом начале картины главные герои – команда парапсихического телешоу – запираются в бывшей больнице для душевнобольных, и даже малограмотный зритель в этот момент может предсказать, что персонажей вскоре атакуют призраки больных и врачей. Тем не менее это тот случай, когда картина умудряется напугать даже тех, кто может предсказать каждый ее ход. Потому что все жуткие сцены великолепно реализованы (на сколько это определение приложимо к псевдодокументальным «найденным пленкам»), а поначалу медлительное, размеренное действие к финалу разгоняется до первой космической скорости.
ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (2007)
Режиссер: Орен Пели
Сколько жути можно выжать из простеньких спецэффектов и съемки статичной камерой? Оказывается, удивительно много. Если, конечно, у руля картины такой изобретательный человек, как Орен Пели, который может превратить в яркий кошмар даже такую банальную сцену, как «героиня стоит и не шевелится». При этом основное действие фильма развивается не в заброшенном здании, не в темном лесу и не в экзотической стране, а там, где все современные люди чувствуют себя наиболее защищенными. То есть в спальне. Неудивительно, что «Паранормальное явление» стало самым коммерчески успешным фильмом всех времен и народов. Кстати, сиквелы у него тоже вполне достойные, однако я считаю третью картину куда более удачной, чем вторая, и более страшной, чем первая. Хотя, конечно, повторение пройденного пугает не так сильно, как первая встреча с «домашним демоном».
ХРОНИКА (2012)
Режиссер: Джош Транк
Камера в руках персонажа. Камера, закрепленная на штативе. Камера системы наблюдения. В сравнительно реалистичном фильме о «найденных пленках» режиссеру доступны только эти техники съемки. Однако уберите из определения слова «сравнительно реалистичный», и вы сможете, например, использовать летающую камеру, которой якобы управляет персонаж со способностями к телекинезу. Именно так устроены некоторые кадры голливудского малобюджетного хита, центральные персонажи которого нашли загадочный инопланетный объект и обрели сверхспособности. Правда, супергероев из них не вышло – их фантазии и мужества хватило только на масштабную войну друг с другом. Но скажите честно, кто из вас стал бы благородным Суперменом, если бы обрел его способности? К тому же война бывших друзей куда драматичнее, чем охота на безвестных преступников.
МОНСТРО (2008)
Режиссер: Мэтт Ривз
Сколько может стоить современный фильм о нападении гигантского монстра на колоссальный мегаполис? 100 миллионов долларов? 150 миллионов? 200 миллионов? А как насчет 25 миллионов? Трудно поверить, что создатели «Монстро» уложились в столь смешную сумму. Ведь американская «Годзилла» стоила 130 миллионов, и ее спецэффекты были менее убедительны. С другой стороны, Ривзу не надо было платить актерам многомиллионные гонорары (в его ленте нет ни одного известного на тот момент исполнителя), а съемки ручной камерой удешевляют кино даже тогда, когда в «болтающиеся» кадры нужно вписывать компьютерных монстров. Вот она – магия «найденных пленок»! Которые в данном случае оставил после себя молодой человек, ставший одной из жертв нападения чудовища на Нью-Йорк. К счастью, его друзья сохранили для истории хронику последних часов Манхэттена.
РЕПОРТАЖ (2007)
Режиссеры: Жауме Балагуэро и Пако Пласа
«Репортаж» или «Карантин»? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться. С одной стороны, среди киноманов и критиков принято ставить оригинальные ленты выше ремейков. С другой стороны, создатели «Карантина» не только перенесли действие из Испании в США и заменили Мануэлу Веласко на Дженнифер Карпентер, но и залатали пару сюжетных дыр и добавили в действие крови и экшена (что для зомби-хоррора безусловное достоинство). Впрочем, эти улучшения не были принципиальными, а преимущество оригинальности – очень сильный аргумент, который перебить практически невозможно. Так что я все же включили в наш хит-парад не американскую, а испанскую ленту о тележурналистах, которые выехали вместе с пожарными на вызов и оказались в многоквартирном доме, закрытом на карантин из-за эпидемии зомби-вируса. Как говорится, добро пожаловать в преисподнюю! Два сиквела, к сожалению, с оригиналом не сравнятся.
ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР (1999)
Режиссеры: Дэниел Майрик и Эдуардо Санчес
Созданная за несколько десятков тысяч долларов «Ведьма из Блэр» заработала в мировом прокате 250 миллионов и доказала, что отличная идея и мастерская реализация все еще ценятся так же высоко, как гирлянды из спецэффектов. В фильме не было ни харизматичного маньяка, ни напряженного экшена, ни ярких спецэффектов, однако история о том, как трое студентов отправились с камерой в лес и не вернулись, до сих пор леденит зрителям душу. Даже несмотря на то, что мы сейчас все знаем, что «Ведьма» – выдумка, а не подлинная история. Отличный сценарий с массой тонких психологических деталей, убедительная актерская игра, мастерская операторская работа… «Ведьма» – это, пожалуй, единственный фильм жанра «найденные пленки», который вправе называться «шедевром».
Читайте также:
👍🏿Спасибо за чтение! 👍🏿 Понравилось, подписывайтесь на ➾ VSE KINO, ставьте лайки, комментируйте. Вас ждет еще много интересных материалов.