С появления известий о создании в США ударного вертолета "Апач" в СССР решили не отставать и поручили КБ Миля и КБ Камова создать свои варианты ударных вертолетов - "советских "Апачей".
У Камова получилось создать ударный вертолет В-80, да ещё и в одноместном варианте, да ещё и соосной схемы.
Милевцы создали свой вертолет "Объект 028" или Ми-28, делали они его сразу двухместным, у них функции пилота и штурмана-оператора были разделены.
На совещании представителей авиаотрасли конструктор ОКБ Камова Михеев смог убедить большинство специалистов, что В-80 лучше, чем Ми-28. Последующие полтора года испытаний подтвердили преимущества В-80.
Но милевцы не отступали и неоднократно требовали все новых сравнительных госиспытаний.
Им пошли навстречу, тем более с 1950-х гг. армейская авиация была вся на Ми.
Перейдем к проблемам Ми-28, они относятся, в основном, к ранним моделям. Ми-28, Ми-28А и Ми-28Н "Ночной охотник".
Ми-28 преследовали проблемы с редуктором, кто был всему виной было неясно, то ли пермский "Редуктор-ПМ", то ли конструкторы Миля.
В 1982 г. ОКБ Миля совершило прорыв, для тяжелого Ми-26 создали инновационный редуктор выполненный не по планетарной традиционной схеме, а по многопоточной.
Первый Ми-28 получил новый многопоточный редуктор ВР-28. Два двигателя выдавали мощность 4 400 л. с., а главный редуктор пропускал... лишь 3 300 л. с. - 12 -15 % мощности уходило на хвостовой винт. Для создания подъемной силы уходило всего 2 800 л. с., хотя Ми-24 для создания подъемной силы располагал 3 700 л. с.
Редуктор "доработали" и он стал называться ВР-29 и начал ставиться на модернизированную версию Ми-28Н "Ночной охотник". И все равно до 2011 г. решали проблему перегрева редуктора и отказа винта. А перегревался редуктор за два часа.
Якобы была проблема с тем, что при критических нагрузках на редуктор, механизмы буквально снимали стружку, а попадание металлической стружки могло привести к аварии.
Все это якобы происходило, из-за того, что редуктор работал на предельных параметрах.
Вопросы управления.
У первых Ми-28 у ручка управления была только у летчика, в случае выбытия его из строя, штурман-оператор поделать ничего не мог, дублирующего комплекта приборов и органов управления у него не было.
Радиолокационная станция
Для повышения боевых возможностей на Ми-28Н установили надвтулочный радар, но оказалось, что штатно все вертолеты им не укомплектовываются, они устанавливаются только для боевых заданий, где такая РЛС нужна.
Перейдем к "ночному видению".
Обкатывали Ми-28Н в Сирии, тогда вертолетчики имели старые советские очки ночного видения "Соскок", аж 1990 г. Скорее всего про них было сказано, что летчик ничего не видит в них, если чистое небо, тогда еще ничего, а если дымка, пилот ходит три дня с красными глазами. Якобы из-за этих очков произошла в Сирии катастрофа с гибелью экипажа.
ОПС-28 Ми-28 дает мутную картинку и уступает ГОЭС-451 Ка-52.
Дальность применения вооружения.
Изначально Ми-28 получил противотанковые ракеты "Атака" с дальностью стрельбы 6 км, якобы более дальнобойные "Вихри" на Ми-28 поставить было нельзя, из-за того, что вертолетчики не видели цели за пределами 6 км.
Перейдем к самому современному вооружению Ми-28 - противотанковым ракетам "Атака".
В принципе, эти ракеты хорошие, несмотря на их дальность. Только после развала СССР нужно было в сухопутные войска и авиацию поставлять ракеты "выстрелил - забыл". А с "Атакой" получилось так, что Ми-28 пускает ракету и должен ее наводить до попадания ее в цель. Это создает неоправданные риски. Вертолет долго висит и становится целью не только для зенитных ракет переносных зенитных комплексов, но и для противотанковых ракет противника.
У "Апача" давно уже ракеты "выстрелил - забыл", они пускают ракеты и скрываются за складками местности или стреляют по другой цели.
Нелицеприятные сравнения.
Еще одна ложка дегтя, это сравнение Ми-28 с Ка-50. У камовской машины выше статический потолок, больше боевая нагрузка и скороподъемность. У Ка-50 изначально стояли "Вихри". Ка-50 изначально делали под эти противотанковые ракеты.
На 2005 г. на Ми-28 не было ракет "воздух - воздух". У Ка-50 с его шестью пилонами вооружения, они стояли на крайних. У Ми-28 пилонов для вооружения - 4.
Автоматическая пушка.
Много вопросов к 30-мм пушке 2А42, ее установили вне центра масс Ми-28, а у Ка-50 ее поставили у центра масс.
Почему 2А42 - это понятно, вертолетчики могут разжиться снарядами для пушки у любой БМП-2/3.
При стрельбе из пушки прямо Ми-28 клюет носом, при огне из пушки с развернутым орудием вертолет разворачивает.
Все из-за огромной отдачи в 20 тонн.
Причем снаряды пушки только при очень большой удаче могут поразить танк, конечно, можно "ослепить" боевую машину посбивав прицелы и другое навесное оборудование, но тут нужна точность.
Очень длительное время Ми-28 ни в каких боевых действиях высокой интенсивности не участвовал. Максимум гонял "бармалеев" по пустыням.
В идущем конфликте высокой интенсивности Ми-28 применяют значительно реже, чем Ка-52 (преемника Ка-50). Из-за чего их потери так сильно различаются.
Но не будем забывать, что мнение о какой-то машине, о каком-то процессе нужно приводить не в статике, а в динамике.
Защита от ПЗРК
Долгое время на Ми-28 не было бортового комплекса обороны "Виттебск". Она предназначена для предупреждения экипажа о радиолокационном и лазерном облучении и для противодействия ракетам с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения.
В следующей статье будет сказано о хорошем Ми-28. О положительных качествах и эволюции вертолета Ми-28.
Спасибо за прочтение.