Найти в Дзене

Анчутка – кто это? И кто может выглядеть, как анчутка?

Моя бабушка, если ей не нравилось, как выглядела девушка, часто с осуждением говорила: «Тю, вырядилась, как анчутка!» И долгое время я думала, что Анчутка – это знакомая моей бабушки, которая не умела одеваться, была неаккуратной. Ну, или просто бабушка по каким-либо причинам эту самую женщину Анчутку недолюбливала, поэтому и всех называла таким вот странным именем, которое больше похоже на прозвище. Подробности я никогда не спрашивала. Мне всё казалось логичным. Я была уверена, что связь с антропонимом (женским именем) очевидна: Анна → Анча → Анчутка. И всё было логичным, пока я не поступила на филологический факультет и не стала посещать лекции по русскому фольклору. И тут выяснилось, что всё не так, как кажется. Вы знаете, что русский язык многогранен. И у него есть диалекты. И студенты-филологи даже дисциплину такую изучают: диалектология. К сожалению, со временем носителей диалектов становится всё меньше, ведь мы учимся в школе, колледже, вузе, читаем книги, газеты, статьи в Интер

Моя бабушка, если ей не нравилось, как выглядела девушка, часто с осуждением говорила: «Тю, вырядилась, как анчутка!» И долгое время я думала, что Анчутка – это знакомая моей бабушки, которая не умела одеваться, была неаккуратной. Ну, или просто бабушка по каким-либо причинам эту самую женщину Анчутку недолюбливала, поэтому и всех называла таким вот странным именем, которое больше похоже на прозвище. Подробности я никогда не спрашивала. Мне всё казалось логичным. Я была уверена, что связь с антропонимом (женским именем) очевидна: Анна → Анча → Анчутка. И всё было логичным, пока я не поступила на филологический факультет и не стала посещать лекции по русскому фольклору. И тут выяснилось, что всё не так, как кажется.

Художественное изображение анчутки
Художественное изображение анчутки

Вы знаете, что русский язык многогранен. И у него есть диалекты. И студенты-филологи даже дисциплину такую изучают: диалектология. К сожалению, со временем носителей диалектов становится всё меньше, ведь мы учимся в школе, колледже, вузе, читаем книги, газеты, статьи в Интернете. Все эти тексты написаны на современном русском литературном языке. А в его основе – московское наречие, для которого характерно, например, «аканье» и звонкий [г]. Но различие между людьми, населяющими север или юг нашей страны, заключается не только в том, как они произносят звуки. Отличаются и сказки, предания, легенды. Сюжеты и фабулы похожи, узнаваемы. Вот только герои описываются по-разному.

Самые известные фольклорные персонажи – леший, кикимора, русалка. А все потому, что селились славяне недалеко от рек и лесов. Им нужна была вода, без нее никак, а лес давал пропитание и строительный материал. Но и река, и лес, как верили наши предки, могли помочь, а могли и наказать. И помогали им в этом духи. Одного из таких духов-проказников славяне называли анчуткой. Про него не сложили ни одной сказки, нет ни одного предания. А всё потому, что произносить его имя было строжайше запрещено. Произнесешь – значит, позовешь. Он явится и напугает до смерти.

Берегиня. Художник – Б.М. Ольшанский
Берегиня. Художник – Б.М. Ольшанский

Исследователи отмечают, что древние славяне называли словом «анчутка» добрых духов – берегинь. Их изображали светловолосыми девушками в простом светлом платье. Берегини оберегали род от порождений Нави (выражаясь современным языком – «потустороннего мира»). У них просили крепкого здоровья и богатого урожая.

Чуть больше о славянских богах можно прочитать в этой статье.

С принятием христианства восточные славяне анчутками стали называть беса, черта, дьявола, злого духа, помощника водяного или банника. Этот дух часто вредил людям. Например, считалось, если человек утонул на мелководье – значит, виновен в этом анчутка. Если в бане споткнулся, упал, ошпарился кипятком, угорел (надышался угарным газом) – виноват анчутка. Относительно добрыми были анчутки, живущие в полях (картофельники, овсяники, пшеничники). Но даже с ними предпочитали не ссориться, обязательно оставляли, например, немного нескошенных колосьев, чтобы задобрить анчутку. Иначе можно было потерять весь урожай.

Художественное изображение анчутки. Иллюстрация из книги «Мифы Беларуси». Автор-составитель – В.В. Адамчик
Художественное изображение анчутки. Иллюстрация из книги «Мифы Беларуси». Автор-составитель – В.В. Адамчик

Описывают анчуток по-разному. Сегодня в сети Интернет можно найти множество художественных изображений этого духа. Но общие черты таковы: невысокий, тело покрыто шерстью, рогатый, без пяток (или ноги, как козлиные копыта) и с крыльями, потому что умеет быстро перемещаться по воздуху.

Самое главное отличие анчутки: он грязный, неопрятный, потому и вызывает неприязнь. И вот эта характеристика стала основополагающей, когда хотелось особенно сильно оскорбить человека, обычно – женщину. Грязнуля, неряха – в современном русском языке – это синонимы слова анчутка.

К слову сказать, есть мнение, что выражение «Чур меня!» появилось именно как оберег от анчутки. Хотя некоторые исследователи связывают его со славянским богом Чуром и домовым.

Подытожим. Получается, что моя бабушка знала, кто такой анчутка. Но когда ругала знакомых (или незнакомых) за то, что вырядились, как анчутки, имела в виду не злого духа, и даже не грязного, а именно некрасиво, по ее мнению, одетого человека.