Найти в Дзене
KADUN

Вечно второй Пауль Керес

Эстонский гроссмейстер Пауль Керес в 1938 году вместе с Файном поделил 1—2-е места на АВРО-турнире, где определяли претендента на титул чемпиона мира. Четыре раза подряд он занимал второе место на турнирах претендентов (1953, 1956, 1959, 1962), за что получил прозвище «вечно второй».
Пауль Керес родился 7 января 1916 года в Нарве.
Как Ботвинник лишил Кереса уверенности
«Яркий комбинационный талант Кереса, высокая тех­ника и — что таить — изящная внешность делали эстонского гроссмейстера популярным в шахматном мире. Многие виде­ли в нем будущего чемпиона мира так же, как и в 1938 году после победы в АВРО-турнире, — писал Михаил Ботвинник про шахматный турнир памяти Чигорина (1947 год). — У шахматного бойца Кереса были недостатки, хорошо мне известные. Первый недостаток — шахматный. Керес несколько неуверенно ориентировался в новых дебютных схе­мах, он предпочитал, как правило, устаревшие системы, по­этому тяготел к открытой игре. Второй недостаток — психоло­гический; в решительные

Эстонский гроссмейстер Пауль Керес в 1938 году вместе с Файном поделил 1—2-е места на АВРО-турнире, где определяли претендента на титул чемпиона мира. Четыре раза подряд он занимал второе место на турнирах претендентов (1953, 1956, 1959, 1962), за что получил прозвище «вечно второй».
Пауль Керес родился 7 января 1916 года в Нарве.

Как Ботвинник лишил Кереса уверенности

«Яркий комбинационный талант Кереса, высокая тех­ника и — что таить — изящная внешность делали эстонского гроссмейстера популярным в шахматном мире. Многие виде­ли в нем будущего чемпиона мира так же, как и в 1938 году после победы в АВРО-турнире, — писал Михаил Ботвинник про шахматный турнир памяти Чигорина (1947 год). — У шахматного бойца Кереса были недостатки, хорошо мне известные. Первый недостаток — шахматный. Керес несколько неуверенно ориентировался в новых дебютных схе­мах, он предпочитал, как правило, устаревшие системы, по­этому тяготел к открытой игре. Второй недостаток — психоло­гический; в решительные моменты борьбы Керес несколько тушевался и, когда у него портилось настроение, играл сла­бее своих возможностей.
Я и решил с помощью этой партии лишить уверенности сво­его главного конкурента в предстоящей борьбе за первенство мира. Для первого места в турнире памяти Чигорина мне, вероятно, достаточно было сделать ничью. Кересу необходимо победить. Удобная ситуация; надо стремиться к затяжной по­зиционной, закрытой борьбе и не спеша собирать промахи партнера, которые неизбежны, когда приходится искать выи­грыш там, где его нет...
Играли мы эту партию два вечера. Я добился перевеса, затем получил выигранный конец, в котором практик Керес блестя­ще сопротивлялся, но и только.
Цель была достигнута. В матч-турнире Керес будет играть со мной неуверенно, популярность его поубавилась…».

Ловить рыбу в мутной воде

Приведем отрывок из воспоминаний тренера Таля Александра Кобленца про турнир претендентов 1959 года: «[16-летний] Фишер досадовал по поводу бестактности организаторов турнира. Дело в том, что всем участникам турнира местные фабрики в качестве сувениров подарили образцы своей продукции. Мясокомбинат преподнес Талю большую колбасу типа «сервелат». Мы такую никогда не ели, сомневались — попробовать или нет. Сомнения помог «развеять» [секундант Кереса] хитрый Владас Микенас.
— Дайте-ка,— сказал он,— я рискну ее съесть.
И... съел.
Что касается упомянутой «бестактности» в отношении Фишера, то в качестве памятного подарка мыловаренный завод преподнес ему в изящной упаковке набор детского мыла.
Пал Бенко получил от парфюмерной фабрики комплект духов и остался доволен — было чем одаривать своих многочисленных почитательниц. Бенко огорчался, что приходится прощаться с веселым танцбаром и танцами до упаду. Гроссмейстер, правда, жаловался, что не смог пригласить лучшего тренера. Но по этому поводу его секундант, югославский мастер Рудольф Марич, заметил: каков игрок, таков и тренер.
Еще более озабоченным был Фридрик Олафссон. Исландец с грустью думал о возвращении на родину: он не оправдал специаль­ный фонд из добровольных пожертвований, обеспечивший ему участие в турнире.
Таль втайне сердился на меня — я попросил любителей настольного тенниса не принимать его в свою компанию, потому что Миша недавно перенес операцию. И все же на кинопленке Таль оказался запечатленным за теннисным столом.
Очень довольны были кинорепортеры, снимавшие специальный фильм о турнире. Петросяна им удалось заснять в роли гондольера на прогулке по озеру со своим секундантом, грузным Болеславским. Олафссона и Глигорича они подстерегли в бассейне для плавания, а Кереса вместе с его секундантом, всегда веселым Владасом Микенасом — на рыбалке. «Они учатся ловить рыбу в мутной воде,— может пригодится и в турнире»,— гласил шутливый текст к помещенному в газете снимку».


#шахматы #игры #kadun #chess