День трезвости возобновили в России с 2013 года – спустя 100 лет после его введения в 1913 году по инициативе Русской православной церкви. Советская власть его отменила, но пропаганда отказа от алкоголя в СССР велась очень активно. Даже советская мультипликация не только развлекала – часто мультфильмы становились инструментом агитации за здоровый образ жизни.
Как персонажи мультфильмов могли вызывать у детей и взрослых неприязнь к алкоголю? Как в анимационных картинах подавался образ алкоголика? Какая мораль была в них заложена? В этой статье мы познакомимся с известными и необычными мультфильмами эпохи СССР – их общей задачей было уберечь советского человека от пьянства.
Как анимация была на страже облика советского человека
В СССР понимали, что с зависимостью людей от сигарет и алкоголя нужно бороться. Способов было много:
- «сухие» законы;
- вытрезвители;
- лечебно-трудовые профилактории (ЛТП);
- агитационные плакаты;
- доски позора;
- порицание трудового коллектива на рабочих или профсоюзных собраниях;
- возрастные ограничения на продажу алкоголя;
- продажи спиртного только в определенные часы.
Были и весьма креативные методы. Например – анимационные картины. По заказу государства мультипликаторы создавали картины с яркими сюжетами, наглядно и беспощадно показывающими, что произойдет при злоупотреблении спиртным. Колоритные персонажи и запоминающиеся сюжеты иллюстрировали разрушительные результаты неумеренных возлияний.
Анимация умело формировала общественное мнение о здоровом образе жизни, подчеркивала важность трезвости, воспитывала негативное отношение к алкоголизму. Истории были понятны и детям, и взрослым, поэтому сумели стать мощным оружием в борьбе с вредными привычками.
Советская мультипликация – уникальное явление. В этом творчестве, помимо художественной, сочетались и другие функции – воспитательная, идеологическая, культурная. Мастерам анимации прекрасно удавалось через визуальный образ как серьезно, так и иронично, доносить мысль о том, что пить и курить – это плохо!
«Зеленый змий»
Мультфильм «Зеленый змий» рассказывает о вреде алкоголизма и борьбе с самогоноварением. На всякий случай отметим, что «зеленый змий» в русском языке – это и само явление пьянства, и коварный алкоголь. В картине 1962-го года «змию» подарили физическую форму.
Главные герои – классические злодеи славянского фольклора – Баба Яга и Черт, работающие «в команде». На чудо-машине они прибывают на колхозное поле со свеклой.
Баба Яга колдовством призывает дух Зеленого Змия, чтобы заручиться его поддержкой. А если быть точнее, Зеленого змия нещадно эксплуатируют, чтобы наварить побольше самогона. Однако Зеленый Змий и сам с удовольствием им помогает. Из ворованной свеклы все вместе гонят самогон, запускают туда неугомонных чертиков, чтобы потом опаивать глупых, ничего не понимающих людей.
Зеленый Змий в фильме гротескно олицетворяет алкогольную зависимость – у героя нет одного глаза, он небритый и неопрятный. При его появлении на экране появляется неприятное чувство отторжения, поэтому можно считать, что художники добились цели показать зрителю, что алкоголь – это не друг человека, а враг!
Далее авторы показывают, что произойдет, если пить за рулем. К самогонщикам – Бабе Яге и Черту – заглядывает местный житель, чтобы отведать «злой напиток». В пьяном виде он садится за руль грузовика и отправляется на поле. Пока он едет, ему повсюду мерещатся чертики. Пьяница в какой-то момент не справляется с управлением, и вместе с машиной падает с моста в реку.
Потом нам показывают других «клиентов» самогонщиков. Их образы нарочито темные – после употребления алкоголя они практически утратили человеческий облик, и вызывают ужас.
В финале мы видим итог злодеяния. Горе-самогонщиков поймала милиция. Их везут мимо поля с сахарной свеклой, и они угрюмо смотрят из машины, как мимо них проезжает грузовик, полностью загруженный свеклой – «сырьем» для самогона, как олицетворение их упущенных возможностей.
Судьба Зеленого Змия не оставляет сомнений – он будет выбирать новых жертв. В финале он заползает на указатель и произносит: «Пока есть пьяницы, я еще поживу!». Посыл картины такой – пьянство порождает преступления и разрушает жизни.
«Непьющий воробей»
Мультипликационная рисованная картина, снятая на студии «Союзмультфильм», увидела свет на два года раньше «Зеленого змия». Мультфильм об убежденном трезвеннике Воробье, которым отправился на застолье к своим «друзьям», снят по мотивам одноименной басни Сергея Михалкова. Режиссер – Леонид Амальрик, снявший такие известные картины как «Снеговик-почтовик» (1955 г.), «Кошкин дом» (1958 г.).
У Воробья есть семья – прекрасная жена и несколько милых птенчиков. Главный герой изображается как примерный семьянин, к тому же опрятный и вежливый.
Причина банкета – Дрозда назначили солистом. Воробей сначала сомневается, стоит ли ему отправляться на вечеринку, характеризуя своих знакомых как пьяниц, которым только «повод дай набраться за столом». После размышлений он все же отправляется на праздник, решив «пить для вида» безалкогольные напитки.
Однако держался Воробей недолго – вскоре он поддается на провокации и давление собравшихся. Гости «подбадривают» Воробья: «Пей до дна! Пей до дна!». В результате незадачливый герой напивается настолько сильно, что совершенно утрачивает образ примерного мужа и заботливого отца, – бродит по окрестностям и горланит песни.
В конце нам показывают «птичий суд». Сова играет роль справедливого арбитра, и завершает сюжет весьма справедливым выводом для зрителя: «Собраться за столом, попеть, повеселиться, поднять бокал-другой – в том, право, нет вреда! Но есть любители не выпить, а напиться, причем споить других. Вот это уж беда!»
В мультфильме наглядно показано, как общество способно заставить отказаться от своих принципов. Трезвенник Воробей под давлением окружающих сдается, напивается и попадает в беду. Мораль мультфильма – важно проявлять твердость и не отступать от своих убеждений, даже если вам пытаются навязать иные нормы поведения.
Интересно, что Воробья озвучивал Георгий Вицин. Гениального актера часто приглашали на кинороли пьяниц, и он талантливо с ними справлялся, будучи абсолютным трезвенником и очень интеллигентным человеком.
«Ваше здоровье»
Еще одна анимационная работа, которая наглядно показала, как важно не иметь вредных привычек, чтобы сохранить здоровье. Мультфильм был создан в 1965 году.
Сюжет знакомит зрителя с ответственными родителями, которые с самого рождения прививали сыну любовь к здоровому образу жизни и спорту. В день совершеннолетия Парня родители его благословляют и отправляют в большой мир – искать жизненный путь. Чтобы облегчить своему чаду дорогу, они дают ему верного помощника – крепкое Здоровье.
Парень родителей не подвел – выбрал правильный путь, хорошо учился, трудился, совершал подвиги. И о Здоровье не забывал – поддерживал своего друга регулярными занятиями спортом, попутно выигрывая различные соревнования.
Но, как это часто бывает, где есть победы и успехи, тут же находятся «друзья», убеждающие главного героя их «обмыть». Парень увлекся, но продолжал надеяться на свое «железное Здоровье, которому ничего не сделается».
Здоровье сначала пытается его во всем поддерживать, но потом начинает буквально таять. Образ героя стремительно меняется – из пышущего здоровьем молодого спортсмена, Парень превращается в дряблого мужичка с большим животом и вечной бутылкой в руках.
Спустя какое-то время к нему приходят «Язва, Грипп, Инсульт и Инфаркт», с которыми уже совсем слабое Здоровье справляется из последних сил. Когда нашему герою, продолжающему пить, исполняется примерно 30 лет, Здоровье ему кричит: «Вставай! Пошли! К доктору!».
Через 7-8 лет мы видим Парня в аптеке, который скупает все подряд, чтобы хоть немного помочь Здоровью, но тому становится только хуже. И вот Парень, хватаясь за сердце и еле держась на ногах, тянется к отметке «40» и умирает.
Мультфильм не только о вреде алкоголя – он о бесполезной растрате своих ресурсов, несостоявшейся любви, разбитых мечтах. О выборе. О жизни. Как часто мы произносим, с бокалом в руках, «За здоровье» – именно тогда, когда о здоровье не может быть и речи. Картина наглядно показывает, как важно беречь свое здоровье. Ведь даже будучи «железным», оно может разрушиться.
«Бабушкин козлик»
Сюжетная линия мультфильма, вышедшего на советские экраны в 1963-м, рассказывает о маленьком козлике-сорванце, которого бабушка всячески опекает, несмотря на его шалости.
И вот козлик убегает в лес, где встречает трех волков. Они начинают им манипулировать, коварно предлагая козлику свою дружбу. Волки жалуются, что с ними никто не дружит. Козлик решает им помочь и приводит в лес баранов – своих друзей, и волки их сразу же съедают.
Между тем козлика наказывают за то, что увел баранов – сажают под арест. Однако бабушка сумела всех разжалобить: мол, козлик маленький, не понимает, что творит.
Козлика простили и выпустили, и он сразу же бежит в лес – искать баранов. Один волк надевает на себя шкуру убитого барана, второй волк спаивает неразумного козлика. Потом злодеи убеждают козлика, что они не хотят домой, и просят привести еще парочку.
Бараны отказались, и волки начинают смеяться, дразнить нашего героя «бабушкиным козликом», а потом предлагают познакомиться с бабушкой. Глупый и незадачливый козлик соглашается, и в результате происходит трагедия – от бабушки остаются только «рожки да ножки» (очки и сапоги). Так козлик потерял бабушку, которая всегда была его поддержкой.
Перевернутая наизнанку классическая история – мораль о том, что нужно внимательно относиться к своему окружению, а также знать о последствиях вредных привычек.
Как «простые» мультфильмы «форматировали» общественное сознание
Борьба с алкоголизмом и пропаганда здорового образа жизни в СССР были важнейшими темами, и мультипликация их раскрывала через понятные символы и аллегории.
Герои мультфильмов демонстрировали – пьянство разрушает здоровье, отношения, успехи, а иногда и жизнь.
Красочным метафорическим языком у детей и подростков формировали стойкое неприятие алкогольной зависимости, предупреждая их о печальных последствиях еще до того, как они столкнутся с этим соблазном в реальной жизни. Авторам социальных мультфильмов о вреде пьянства удавалось доносить простую, но важную мысль: алкоголь – это не веселье, а ловушка – затягивающая и разрушающая.
Образы пьянчуг вырисовывались подчеркнуто карикатурно, их действия показывались совершенно абсурдными. Персонажи, злоупотребляющие алкоголем, встречали преувеличенные последствия своих привычек, и это служило важным предупреждением о долгосрочных рисках.
В социальной мультипликации активно использовался метод контраста: изначально пышущие энергией и здоровьем герои в результате пагубного пристрастия становятся болезненными и жалкими. Такая визуальная трансформация не оставляла зрителей равнодушными – кто-то сопереживал «проблемным» персонажам, кто-то их презирал, но это делало фильм еще более запоминающимся. Эффект от просмотра продолжал работать годами.
В коммунизм – без капли алкоголя!
Тема здорового образа жизни советского человека была очень популярна. В СССР все должны были быть здоровыми, энергичными и целеустремленными – стояла задача строить коммунизм. Жалким пьяницам в таком обществе не было места.
Способов донести эту элементарную истину было немало, не осталась в стороне и мультипликация – с ее помощью убеждали жить правильно не только взрослых, но и подрастающее поколение. В коллекции советских мультфильмов немало картин, в которых алкоголь показан как злейший враг человека. В этой статье мы рассказали о четырех самых популярных.
Смотрите также: