Музыку к «Баядерке» не ругал за прошедшие почти полтора века только ленивый. От Илларионова — «простоватая, ремесленная музычка» до Слонимского — «музыка, конечно, совсем невысокого уровня», но чего стоят эти обвинения, если мелодии из балета узнаваемы и любимы множеством поколений зрителей всех стран, где шел этот балет?
На этом можно было бы и остановиться, но Людвиг Минкус относится к разряду тех творческих людей, судьба которых позволяет особым образом раскрыть и понять смысл их творчества, поэтому позволю себе напомнить основные вехи его жизни, могущие стать шагами к пониманию причин влюбленности в его произведения.
Судьба Людвига Минкуса непроста, как судьба большинства талантливых людей. Алоизий Бернар Филип Минкус родился 23 марта 1826 года в Вене — столице Австрийской империи. Его отец Теодор Иоганн Минкус был родом из Чехии, а мать, Мария Франциска Хайман, была венгерского происхождения с еврейскими корнями. Родители Минкуса держали в центре Вены небольшой ресторан с собственным небольшим оркестром.
Когда будущему композитору было четыре года, его отец, видя способности и увлечение сына музыкой, нанял ему первого педагога по скрипке. Эти частные уроки продолжались до 1838 года. В 12 лет юный Алоизий поступает в Венскую консерваторию в класс профессора Йозефа Бема, воспитавшего таких выдающихся скрипачей как Г. Хельмесбергер и И. Иоахим. В течение четырех лет занятий в консерватории Минкус неоднократно выступал на различных концертных площадках Европы и заслужил в глазах критиков и музыкальной общественности репутацию вундеркинда.
В 1846 году впервые публикуется его сочинение «Пять пьес» для скрипки соло. В 1852 году композитора приглашают «на должность скрипача-солиста в придворную Венскую оперу», но отработав около года, он покидает это место в связи с переездом в Россию. К сожалению, доподлинно восстановить историю и причины переезда Минкуса на сегодняшний день едва ли возможно. В большинстве заслуживающих доверия источников сообщается, что ему в конце 1852 года поступает предложение от князя Н. Б. Юсупова занять освободившееся место капельмейстера княжеского крепостного оркестра.
В 1862 году композитору поступает предложение от К. Блазиса написать музыку к его балету «Два дня в Венеции». К. Блазис (1795–1878) приехал в Москву в 1861 году уже опытным танцовщиком и известным хореографом. Однако балетмейстерская практика Блазиса, человека на тот момент уже преклонных лет, по мнению исследователей, устарела и «принадлежала прошлому». Сразу нужно отметить, что дебют Минкуса на сцене Московского Императорского театра не был успешен.
Дирекция Императорских театров 1-го января 1869 года заключает новый контракт с композитором на иных условиях, согласно которым Минкус должен был, помимо занимаемой «должности инспектора музыки и скрипача–солиста, сочинять балетную музыку для каждого большого балета в году, для Москвы или Петербурга, заведовать нотною конторою, библиотекою партитур и партий». В 1869 году М. И. Петипа предлагает Минкусу написать музыку к балету «Дон Кихот». Именно после премьеры «Дон Кихота» Минкус достиг пика популярности как композитор и после смерти Ц. Пуни в 1870 году рассматривался Дирекцией Императорских театров как один из претендентов на освободившееся место штатного композитора. Однако назначение это проходило далеко не гладко.
Например, рецензент «Петербургского листка» выражал глубокие сомнения в профессиональных качествах Минкуса: «…в настоящее время дирекция театров находится в затруднительном положении, относительно выбора балетного композитора… в целой Европе известны только два композитора: Делиб в Париже и Гертель в Берлине… что же касается г. Минкуса, то он, судя по партитурам балетов «Лилия» и «Золотая рыбка» — далеко не удовлетворяет требованиям хореографического искусства». Несмотря ни на что, решение было принято Дирекцией в пользу нового назначения Минкуса, и летом 1871-го композитор окончательно переезжает в Санкт-Петербург.
За время работы в петербургском Большом театре вплоть до своего отъезда из России в 1891 году Минкус в содружестве с Петипа создал более полутора десятков крупных балетов.
После Цезаря Пуни Минкус занимал должность — "композитора балетной музыки Императорских театров". Продержался он на этой должности 15 лет, после чего И.В. Всеволожский, ставший директором Петербургских театров, упразднил саму должность. Бойкий журналист суворинского "Нового времени" Константин Скальковский написал, что Минкусу "учинили кики": всю свою жизнь и так получавший не много, композитор удостоился столь низкой пенсии, что спустя четыре года навсегда покинул родину своей славы.
Композитор после увольнения из театра вернулся домой, в Вену, и 26 лет провел в полном забвении и одиночестве. Он ушел из жизни в 1917 году в возрасте 91 года. Могила Минкуса в годы Второй Мировой войны была уничтожена фашистами, которые сравняли с землей все еврейские кладбища в Австрии.
Подпишитесь, чтобы не пропустить