Найти в Дзене

Термообработка сталей для зубчатых передач

Друзья приветствую Вас!

В этой статье я приведу рекомендации по выбору способов термообработки различных сталей для зубчатых передач.

ЛЕГИРОВАННЫЕ СТАЛИ
ДЛЯ ЦЕМЕНТОВАННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Примечания:
1 - предел выносливости зубьев при изгибе;
2 - твердость сердцевины зубьев, измеренная у их основания, находится в пределах 30...45 HRCэ.

ЛЕГИРОВАННЫЕ СТАЛИ
ДЛЯ НИТРОЦЕМЕНТОВАННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

-2

Примечания:
1 - предел выносливости зубьев при изгибе;
- концентрация углерода достигается при контроле и автоматическом регулировании углеродного потенциала карбюризатора и атмосферы для нагрева при закалке;
- толщина диффузионного слоя у переходной поверхности зубьев 0,13m...0,2m, но не более 1,2 мм (применять нитроцементацию для зубчатых колес с модулем m > 8 мм без специальных испытаний не рекомендуется);
- толщину диффузионного слоя рекомендуется определять на отожженных шлифах как толщину слоя до структуры сердцевины;
- твердость сердцевины зубьев, измеренная у их основания, должна быть 30...45 HRCэ;
- зерно исходного аустенита в диффузионном слое не грубее балла 6 по ГОСТ 5639-82;
- если хотя бы одно условие не выполняется, то следует приведенные в таблице значения предела прочности уменьшить на 25%.

УГЛЕРОДИСТЫЕ и ЛЕГИРОВАННЫЕ СТАЛИ
ЗАКАЛЕННЫЕ ПРИ ОБЪЕМНОМ НАГРЕВЕ И АЗОТИРОВАННЫЕ

-3

Примечания:
1 - предел выносливости зубьев при изгибе;
- толщина диффузионного слоя для зубчатых колес из сталей с алюминием равна 0,07m...0,1m, для зубчатых колес из прочих легированных сталей равна 0,1m...0,13m;
- в структуре диффузионного слоя должна отсутствовать замкнутая нитридная сетка е-фаза.

СТАЛИ ЗАКАЛЕННЫЕ ПРИ НАГРЕВЕ ТВЧ

-4

Примечания:
1 - предел выносливости зубьев при изгибе;
- толщина закаленного слоя (до структуры сердцевины) у переходной поверхности 0,2m...0,4m;
- в структуре закаленного слоя отсутствует феррит.

Прочность зубьев, необходимая для предотвращения остаточных деформаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхностном слое, определяют сопоставлением расчетного (максимального местного) и допускаемого напряжений изгиба в опасном сечении при действии максимальной нагрузки.

Подписывайтесь и успехов в работе. Главный конструктор «КБ Семёнова» - Михаил Викторович Семёнов.