Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Самоходная гаубица AS-90, 1981

Самоходная гаубица AS-90 – проект инициативной разработки компании Vickers, который заменил собой устаревшие к тому моменту САУ «Abbot», составив тем самым основу самоходной артиллерии сухопутных войск Великобритании. Появление новой боевой машины, созданной в рамках проекта Artillery System 1990s (AS-90) имеет прямую связь с ранним международным проектом SP70, о котором я уже писал ранее. В рамках той разработки была создана перспективная САУ, однако проект достаточно быстро развалился из-за нежелания сторон продолжать разработки. Примерно такое развитие ситуации предугадали в руководстве компании Vickers Shipbuilding & Engineering, поручив своему конструкторскому бюро разработку собственного варианта самоходной артиллерийской установки, вооружённой пушкой-гаубицей. В компании уже тогда видели в новой боевой машине завидные финансовые перспективы, которые могли послужить сразу двум целям – получение немалой прибыли, а также получение новых заказов на создание боевой техники. Но также
Оглавление

Самоходная гаубица AS-90 – проект инициативной разработки компании Vickers, который заменил собой устаревшие к тому моменту САУ «Abbot», составив тем самым основу самоходной артиллерии сухопутных войск Великобритании.

Самоходная артиллерийская установка AS-90 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Самоходная артиллерийская установка AS-90 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Появление новой боевой машины, созданной в рамках проекта Artillery System 1990s (AS-90) имеет прямую связь с ранним международным проектом SP70, о котором я уже писал ранее. В рамках той разработки была создана перспективная САУ, однако проект достаточно быстро развалился из-за нежелания сторон продолжать разработки.

Самоходная артиллерийская установка SP70, так и не пошедшая в серию. Фотография в свободном доступе.
Самоходная артиллерийская установка SP70, так и не пошедшая в серию. Фотография в свободном доступе.

Примерно такое развитие ситуации предугадали в руководстве компании Vickers Shipbuilding & Engineering, поручив своему конструкторскому бюро разработку собственного варианта самоходной артиллерийской установки, вооружённой пушкой-гаубицей. В компании уже тогда видели в новой боевой машине завидные финансовые перспективы, которые могли послужить сразу двум целям – получение немалой прибыли, а также получение новых заказов на создание боевой техники.

Но также в Vickers Shipbuilding & Engineering понимали, что разработки нужно проводить быстро, пока никто не успел влезть в предполагаемую цепочку поставок – желающих «смочить клювик» на государственных оборонных заказах было немало, поэтому инженеры-конструкторы особо не задумывались о конструкции – за основу они взяли всю ту же SP70. Фактически, они довели уже полуготовый проект до приемлемых кондиций, слегка доработав его и представили военным.

Уже в конце 80-х годов новые машины поступили на войсковые испытания, а в 1991 году, изучив результаты этих испытаний, новые САУ приняли на вооружение. Серийное производство AS-90 (маркировка боевой машины так и не изменилась с начала работ по её созданию) началось в 1992 году и продолжалось почти три года, пока потребности военных не были удовлетворены. Всего за эти годы было выпущено 179 серийных машин – на экспорт их отправлять не позволили (на тот момент), а сухопутным силам Великобритании больше и не потребовалось.

Описание конструкции

Как я уже сказал выше, инженеры не стремились создать что-то новое и уникальное – они просто удачно сыграли на компоновке уже хорошо известных узлов и агрегатов.

Корпус и башня

AS-90 изначально строилась по образу и подобию SP70, однако конструкторы решили отказаться от новомодного «Чобхэм», создав корпус из листов катаной стальной гомогенной брони толщиной в 17 мм. Такая толщина бронелистов определялась тем, что изначально машину не планировали использовать в контактном бою с вражеской техникой, соответственно, серьёзной защиты и не требовалось. Однако попадания из крупнокалиберных (до 14,5 мм) пулемётов, а также осколочные попадания от ОФ-снарядов она держит отлично. Корпус сварной, бескаркасный, с непривычной для британских боевых машин 80-х компоновкой – моторно-трансмиссионное отделение находилось в передней части, сразу за ним – отсек управления, а боевое отделение сместили к кормовой части.

AS-90 в движении. Фотография в свободном доступе.
AS-90 в движении. Фотография в свободном доступе.

Башню практически без изменений перенесли с SP70 – лишь немного поработали над её формой, заметно упростив себе производственный процесс. Она собиралась из тех же листов катаной гомогенной брони толщиной в 17 мм, вмещала в себя трёх (в редких случаях четырёх) членов экипажа – командира САУ, наводчика и одного (иногда двоих) заряжающих. Помимо этого, в башне помещалось вооружение, цифровой баллистический вычислитель и полный блок управления системами, а также радиостанция.

Вооружение

Основным вооружением AS-90 является нарезная 155-мм гаубица-пушка L31 c длиной ствола в 39 калибров. Орудие оснащено системой эжекции пороховых газов и двухкамерным дульным тормозом. Примечательна в этом орудии казённая часть, а точнее – затвор. Он в этом орудии – поршневой, с хитрой системой обтюрации для стрельбы снарядами раздельного заряжания. При этом машина, разработанная в конце 80-х годов ХХ века, не оснащена автоматом заряжания – компоненты выстрела загружаются на полку механического досылателя вручную. Единственным улучшением орудия мне видится использование обоймы с капсюлями, которая ускоряет ведение огня.

AS-90 на международном фестивале Tankfest в 2009 году. Фотография в свободном доступе.
AS-90 на международном фестивале Tankfest в 2009 году. Фотография в свободном доступе.

Боеукладка из 48 выстрелов раздельного заряжания частично размещается в башне (31 снаряд и все метательные заряды), частично – на полу боевого отделения слева от механика-водителя (17 снарядов). Наведение орудия по вертикали производится при помощи электрического привода, а по горизонтали – вращением башни. Максимальный темп стрельбы орудия достигается лишь во время залповой стрельбы – тогда орудие способно делать три выстрела за десять секунд. В случае обычного режима ведения огня, экипаж может обеспечивать темп до шести выстрелов в минуту (в течении нескольких минут), а при длительной стрельбе – не более двух выстрелов в минуту. Дальность выстрела при стрельбе стандартным осколочно-фугасным снарядом достигает 25 километров, а в случае применения активно-реактивных – до 30 км.

В качестве оборонительного оружия используется 7,62-мм пулемёт L7 с возможностью дистанционного управления, устанавливаемый на крыше башни, с боекомплектом на 1000 патронов. Также на башне, в лобовой её части, устанавливаются два блока мортирок для постановки дымовой завесы.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве основной силовой установки на AS-90 использовался американский V-образный дизельный двигатель Cummins VTA-903T660 мощностью в 660 лошадиных сил. Двигатель оснащался турбонаддувом, что несколько повышало ходовые характеристики машины. В угоду компактности был выполнен единый блок с автоматической трансмиссией Renik LSG2000 (немецкого производства, построена на базе знаменитых трансмиссий ZF). Объём двигателя составлял 14,8 литра, а запас хода – 370 километров при экономичном ходе.

Также имелся ещё один, вспомогательный двигатель, служивший для питания генератора бортовых систем, запуска двигателя и подзарядки аккумуляторов.

Ходовая часть, применительно к одному борту, получила по шесть опорных катков с гидропневматической подвеской. Ведущие колёса находились в передней части машины, направляющие – в задней. В верхней части ходовой части располагались три поддерживающих движитель катка, не позволявшие провисания гусениц, и как следствие, выхода движителя из строя. Максимальная скорость машины на ровной дороге – 55 километров в час.

Боевое применение

Боевое крещение AS-90 произошло в 2003 году – несколько подразделений Королевской армии были переброшены в Ирак, где вместе с самоходными артиллерийскими установками антииракской коалиции применялись для нанесения ударов по отдалённым целям. Там AS-90 неплохо себя зарекомендовала, хоть и имела несколько досадных неприятностей с перегревом двигателя и поломками ходовой части (к счастью для британских войск, легкоустраняемых). Боевые действия в Ираке были для британских подразделений мобильной артиллерии единственным конфликтом, в котором им пришлось поучаствовать на своих машинах.

AS-90 устанавливает мир и справедливость в Ираке. Фотография в свободном доступе.
AS-90 устанавливает мир и справедливость в Ираке. Фотография в свободном доступе.

Однако, по некоторым сведениям, несколько десятков машин было передано для нужд украинской армии – точных данных о их применении у меня нет.,

Экипаж во время боевых стрельб. Фотография в свободном доступе.
Экипаж во время боевых стрельб. Фотография в свободном доступе.

К сожалению, в данный момент парк САУ AS-90 в Великобритании находится в плачевном состоянии – по экономическим соображениям, они выезжают на тренировки экипажей не чаще двух-трёх раз в год, в ходе которых военное руководство Королевства «дико экономит» - машинам не разрешается ездить своим ходом более пяти-семи километров, а тренировочный боекомплект составляет едва ли не три-четыре снаряда на машину. Примерно также обстоит ситуация и с поддержанием машин в актуальном состоянии – по некоторым данным, запасы запасных частей для AS-90 уже практически исчерпаны, в некоторых случаях военные вынуждены прибегать к «каннибализму», разбирая наиболее повреждённые машины, снимая с них годные запчасти. Правда это или нет – не берусь судить, но такое положение дел вполне себе может быть реальностью.

Модернизации

За годы службы AS-90 дважды подвергалась модернизации, и оба раза неудачно:

  • Первый пакет изменений, предназначенный для эксплуатации машины в пустынных регионах (AS-90D – Desert), включал в себя улучшенную систему охлаждения двигателя, кондиционер для обитаемых отсеков, а также гусеницы из более устойчивого к песку материала. Модернизация была признана экономически невыгодной.
  • Второй пакет изменений, получивший название «Braveheart» (перевод - «Храброе сердце»), подразумевал установку нового 155-мм орудия с длиной ствола в 52 калибра и использование улучшенных метательных зарядов. Однако «модернизаторы» не учли возможности креплений орудия, а также ограничения ходовой части – это и послужило причиной отказа от второго пакета.

Ещё одной знаковой модернизацией AS-90 стала… польская САУ AHS Krab. Она использует башню от британской боевой машины, установленную на шасси южнокорейского танка K9PL (производства компании Samsung). Но подробно мы разбирать будем её в соответствующей публикации, которая будет, к сожалению, не скоро.

Заключение

На момент своего появления в войсках, AS-90 была прекрасным образцом самоходной артиллерии. Какие-то модели того времени она обходила по параметрам, с какими-то была паритетной. Однако военно-инженерная мысль не стоит на месте, и в результате гонки вооружений, британская САУ начала морально устаревать уже к 2000 году. Но в отсутствие новых решений, британское военное руководство не спешит провожать AS-90 «на пенсию» - планируемая замена ей появится не раньше 2029-2030 года…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!