Найти в Дзене

Ломоносов: великий ученый и художник — как его наследие влияет на нас сегодня

Оглавление

25 января 1755 года императрица Елизавета подписала указание об основании Московского университета - это событие, произошло благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову и меценату Ивану Ивановичу Шувалову. Этот день стал праздником для всех студентов России — с тех пор Татьянин день, День Российского студенчества.

Ломоносов не только внес гигантский вклад в науку и российское образование, есть и еще одна грань его бессмертного гения.

Тайна портрета Ломоносова: что нарисовано в правом углу картины?

Когда вы смотрите на парадный портрет Михаила Васильевича Ломоносова, что в первую очередь привлекает ваш взгляд:

  • Глобус- макет земного шара?
  • Карты и измерительные приборы, говорящие о его интересе к географии и астрономии?
  • Или, может быть, атрибуты поэзии - перо , бумага и чернила: говорящие о том, что он был не только учёным, но и великим поэтом?

А теперь давайте посмотрим в правый нижний угол картины, где в ящичках лежат загадочные цветные россыпи. Что это?

копия картины (оригинал утрачен)
копия картины (оригинал утрачен)

И что они могут рассказать о Михайле Васильевиче?

  • Может быть, это лекарства – ведь Ломоносов в своей научной деятельности касался и медицины?
  • Или минералы, добытые им для исследований?
  • Это кусочки смальты – цветного стекла, он сделал первые шаги в России по ее производству.

Он воплотил в жизнь свою давнюю мечту о великом и вечном искусстве мозаики.

к сожалению этот портрет утрачен.
к сожалению этот портрет утрачен.

Мозаики собора Святой Софии в Киеве: начало пути

Когда Ломоносов в молодости учился в Москве, он всего за пять лет ( вместо 12) овладел всеми доступными на тот момент времени науками. Жажда новых знаний привела его в Киев, который являлся на тот момент национальным центром духовного образования. Однако, прибыв туда, Ломоносов быстро понял, что образовательный центр переживает упадок.

Его пребывание в Киеве длилось недолго, но за это время он посетил собор Святой Софии, где впервые увидел мозаики – произведения искусства, созданные мастерами Византии.

Золотые и цветные стеклянные кусочки превращались в священные образы, сияя даже в тусклом свете древнего храма. Ломоносов осознал, что мозаика – это больше, чем искусство. Это способ сохранить историю, передать ее через века, когда краски живописи блекнут, а холсты разрушаются.

Храм Св Софии Киев, мозаики в алтаре 11 века
Храм Св Софии Киев, мозаики в алтаре 11 века

Этот момент стал для Ломоносова откровением, укрепив его желание сделать Россию великой не только в науке, но и в искусстве.

Однако, он также понял, что в России, на тот момент, нет технологий и знаний, чтобы создать подобное. Ломоносов смог поехать в Европу, где надеялся найти знания, которые помогут ему воплотить свою мечту.

Путь к мечте: Европа как школа для Ломоносова

В 1736 году Михаил Ломоносов отправился в Европу, где учился у ведущих учёных того времени – философа Христиана Вольфа в Марбурге и металлурга Иоганна Хенкеля во Фрайберге. Его странствия стали основой знаний, которые он впоследствии использовал для зарождения науки и искусства в России.

Семь лет борьбы за фабрику

Возвращаясь в Россию, Ломоносов уже знал, что не только наука, но и искусство станут его целью. Он загорелся идеей создать первую мастерскую мозаики в стране. Но как объяснить придворным чиновникам, что это начало достойно финансирования? Трижды он предоставил прошения об открытии стекольной лаборатории, где можно было бы варить цветное стекло - основу для мозаичной смальты. И трижды получил отказ.

Только когда Ломоносов понял, как угодить императрице, он изменил тактику. Он предложил варить цветное стекло для производства стекляруса – декоративных бусин для украшения платьев придворных дам.

И только тогда проект был одобрен, как вам маркетинговый ход из 18 века?

Первая лаборатория на Васильевском острове

В 1748 году, после семи лет борьбы, Ломоносов добился открытия лаборатории на Васильевском острове в Петербурге. Там он со всей страстью учёного и художника взялся за работу. За первые три года он создал более 4000 образцов цветного стекла. Эксперименты проходили почти круглосуточно: Ломоносов фиксировал каждый состав, каждый эксперимент, тщательно исследуя, как различные металлы и минералы влияют на контрастность и прозрачность стекла.

В лаборатории он варил смальту, экспериментируя с насыщенностью цветов. Его главной целью было создать палитру, способную соперничать с мозаиками Италии и Византии.

Лаборатория Ломоносова и первый мозаичный образ "Спас Нерукотворный" набраный лично Ломоносовым.
Лаборатория Ломоносова и первый мозаичный образ "Спас Нерукотворный" набраный лично Ломоносовым.

Рождение мозаичной мастерской

В 1752 году Ломоносов открыл первую в России мозаичную мастерскую. В ней он создавал шедевры, несмотря на постоянные трудности с финансированием и нехваткой материалов. За 13 лет работы мастерской он и его ученики создали 40 мозаичных картин, из которых до наших дней дошло только 23.

Одной из наиболее известных стала «Полтавская баталия» – грандиозное мозаичное полотно размером 6,4 на 4,8 метра, выполненное из многих тысяч крошечных кусочков смальты. Картина передаёт мощь победы Петра I под Полтавой.

Но первым шагом в его мозаичном искусстве стал небольшой образ «Спас Нерукотворный» размером 11×9 см.(см иллюстрацию выше). Именно с этой маленькой иконы Ломоносов начал свой путь в мир мозаики, осваивая сложный художественный подбор тонов смальты, в этом материале невозможно «смешивать краски», как в живописи. Каждый цвет стекла должен быть создан заранее.

Вход в академию наук взят в интернете
Вход в академию наук взят в интернете

Наследие: мозаики как наука и искусство

Для Ломоносова мозаика стала больше, чем искусство. Это был синтез его научных изысканий, художественного таланта и невероятного упорства. Он подошел к мозаике как учёный: фиксировал результаты в лабораторных журналах, варил стекло по рецептам, создавал палитру оттенков, превосходящую аналог в Европе.

Его работы вдохновили следующее поколение художников и стеклоделов. Благодаря его мастерской в ​​России наладили производство цветного стекла, мозаика стала важной частью отечественного искусства. Сегодня мозаики Ломоносова хранятся в музеях, напоминая о его гении.

Меня зовут Юлия, я мастер мозаики с 20-летним стажем. История Ломоносова вдохновляет меня. Его непрерывные эксперименты, борьба за мечту и любовь к своему делу – это пример того, как упорство способно раздвинуть любые преграды.

Подпишитесь на мой Telegram-канал! Здесь вы найдёте:

📍 Список мест и фотографии, где хранятся его мозаики, чтобы вы могли увидеть их лично Мозаики М.В. Ломоносова: все локации и фото.

🎥 Подборка фильмов, посвящённых его жизни.

Для заказов мозаики сейчас, пишите мне л.с. на Telegram-канал или заполните форму на нашем сайте.