КНИГИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ
Обзор сегодня: «Философия случая», Станислав Лем.
1️⃣ Об авторе
Станислав Герман Лем (1921 – 2006) – польский писатель-фантаст, философ, футуролог. Автор известных романов «Человек с Марса», «Магелланово облако», «Солярис», «Рукопись, найденная в ванне», циклов повестей и рассказов «Сказки роботов», «Рассказы о пилоте Пирксе», «Звёздные дневники Ийона Тихого» и др.
Станислав Лем был удостоен высоких государственных наград Польши, в том числе — золотой крест Заслуги, Орден белого орла, Орден Возрождения Польши, государственная премия 1 степени за литературное творчество и др. Почётный доктор Львовского медицинского университета, почетная степень еще трех польских университетов.
Один из самых издаваемых писателей в мире. Только в России на январь 2022 года издано около 350 книг с произведениями Лема тиражом более 13 миллионов экземпляров.
2️⃣ О книге
Книга-эссе «Философия случая» написана в 1968 году. С. Лем представил в эссе свою теорию литературы или теорию литературного произведения в противовес существующим на то время школам литературоведения. На русский язык произведение было переведено в 1969 году и опубликовано в журнале «Вопросы философии».
«Итак, ситуация автора подобна ситуации человека, который изобрел новое слово, ранее не известное в языке, и старается пустить его в обиход. Или ситуации нового вида, вступающего на арену эволюционной борьбы за существование. Прежде всего возможно, что слово не будет принято (соответственно: что новый вид погибнет). В этом случае слово в дальнейшем ничего не будет значить, хотя, конечно, по мысли своего изобретателя оно что-то значило. Но возможно и то, что слово будет принято для обозначения – и обозначения именно того, что задумал его изобретатель. Так и вид может сохраниться в той же экологической нише, которая питала родительский вид. И наконец, слово может подвергнуться смысловой «мутации» и означать после нее не то, для чего оно предназначалось, а нечто иное».
🔴 Главная тема
Лем рассматривает влияние литературы на современную культуру. Вопросы рассматриваются с точки зрения точных наук: кибернетики, математики, информатики, логики, теории вероятностей, теории информации, теория игр, биологии и физики.
«Литература не всегда открывала реальные связи между явлениями, а в будущем тоже, вообще говоря, не обязательно будет их открывать. Однако именно на этом пути открытия реальных связей она стояла в продолжение последних столетий и благодаря этому достигла своего современного величия, совсем не такого, какое ей было присуще в древности. Ибо она стала товарищем человека в его усилиях понять мир. Тем самым она вступила в соперничество (иногда успешное) с науками – как их союзница; но также и с идеологиями – действуя во имя гуманности и срывая с них маски».
Основная идея: литературное произведение должно рассматриваться как бесконечное множество его прочтений. Литературный текст сам по себе является лишь «входным набором инструкций» «информационной программы», и каждый читатель, подчиняясь ей, производит определённую конкретизацию, зависящую от мировоззрения читателя в момент чтения, которое, в свою очередь, зависит от установленных культурных норм.
В то же время существуют определённые типы текстов, которые имеют довольно жёсткую структуру, которые опираются на единственный возможный способ восприятия, чтобы сделать их значимыми (например, шутки) или основаны на определённых заранее установленных стандартах и ожиданиях (например, детектив). Как резюмировал сам Лем, «чем оригинальнее произведение или чем больше оно отклоняется от общей модели, тем разнообразнее его интерпретационные возможности — как у теста Роршаха».
3️⃣ Соотношение теории и практики
В книге 16 разделов с главами, включая введение и заключение. Теоретические рассуждения подкреплены примерами из мировой литературы, культуры в целом. Автор выносит в название разделов и глав основные теоретические вопросы, которые он рассматривает:
► проблемы литературные, языковые и эстетические.
► Сотворение литературного произведения.
► Семантика и прагматика. Знак и символ.
► Информатика и логистика. Литературное произведение: информация структуральная и селективная.
► Прикладная кибернетика.
► Моделирование в науке и в литературе.
► Общественная судьба или Значение литературного произведения.
► Современность или случай.
► Модели литературного произведения. Биологические модели литературного произведения.
► Границы роста культуры.
► Литература и познание.
► Как сотворить читателя?
И другие.
«Каждое произведение может быть выпущено в свет в принципе только один раз, то есть только один раз написано, а воспринято – произвольное число раз. Но не следует понимать эту дихотомию так, что на стороне передающей находится определенная личность – автор, а на стороне воспринимающей – собрание всех читателей».
«С кибернетической точки зрения языковое высказывание можно считать управляющей программой или же шагом (в тактическом или стратегическом понимании теории игр), или же, наконец, отображением или «моделью» чего-то языкового или внеязыкового.
В качестве управляющей программы литературное произведение есть матрица преобразований, которым должно быть подвергнуто сознание читателя. Однако управление осуществляется «должным образом» только тогда, когда управляемое однозначно подчинено управляющему. Пока управляющая система автомобиля исправна, управление им близко к такому идеалу (к детерминации поведения автомобиля управляющими импульсами). Если управление разлаживается, информация, заданная оборотами руля, сталкивается в управляемых устройствах с «шумом», создаваемым в данном случае нестыковками в системе рычагов руля и передач».
«Жизнь – это игровая стратегия, при которой противник использует стохастические тактики, парирование которых осуществляется перестройкой структуры в неких границах, то есть «ходами» на уровне целостного организма. Путем усреднения отдельных микроскопических процессов образуются как внутриклеточные, так и межклеточные потоки информационной и энергетической циркуляции. В самой основе жизни, следовательно, мы обнаруживаем статистику».
4️⃣ Язык:
Философский язык Станислава Лема (впрочем, как и язык его произведений) лично для меня очень сложен. Много терминов самых разных наук, много сложнейших синтаксических конструкций – умозаключений. Кажется, читать эту книгу можно бесконечно, все время открывая новые и новые смыслы. По-моему, это и интересно!
«Разница в языковом восприятии возникает из-за того, что высказывающиеся в духе «схематичности» литературного произведения (которую дополняет «визуализация») – это читатели-зрители. Зритель, читая текст, его визуализирует, если такое вообще возможно, причем ему не надо специально об этом заботиться. Но, кроме них, существуют еще читатели двигательного типа (моторики), лишенные такого дара, однако претендующие на то, чтобы их тоже считали нормальными людьми, только иными по сравнению с читателями-зрителями».
5️⃣ Плюс:
Плюсов много, но хочу выделить то, что, безусловно, будет интересно любому-писателю-фантасту: рассуждения именно о фантастике, о правилах, общем и оригинальном в ней, о целях и задачах.
«Анализируя множество произведений в жанре science fiction, мы можем выявить несколько обобщений, принимаемых всеми авторами. Прежде всего выясняется, что в структурном плане все цивилизации очень похожи друг на друга. Различия между ними носят внешний характер, это как бы различные орнаментации или инкрустации. Мы можем не понимать механизма изобретений и секретных оружий другой культуры, но не может быть так, чтобы мы не понимали ее самой. Согласно обобщениям такого рода, культура – это инструмент приспособления к Космосу, то есть своего рода машина, имеющая установку на конкретные цели: например, на агрессивную экспансию, или на мирное сотрудничество, или на самосохранение в изоляции, и т.д».
6️⃣ Минус:
Не минус, скорее, сетование, что не хватает времени, чтобы понять в книге абсолютно все.
7️⃣ Мой рейтинг:
9 из 10
Все обзоры в подборке "Книги"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам