В наши дни насчитывается около 10 000 аккордов. Все они отличаются друг от друга количеством нот в них, особенностями звучания и названиями. Большая часть аккордов повторяет друг друга на разной высоте и порой имея одинаковое строение и состав нот, называются при этом по разному.
Почему так? Да потому что и ноты тоже имеют разные названия. Посмотрите на таблицу.
Аккордом называется группа нот в количестве от 3-х и более штук, расположенных друг от друга на определенных расстояниях.
Посмотрите на таблицу, где представлены только некоторые виды аккордов (а их, как вы понимаете, в разы больше).
Все эти таблицы вы сможете скачать на сайте 👉 https://musatlas.ru/
Аккорды из трех нот
Самые классические аккорды, которые мы чаще всего слышим, и возможно пробуем играть на музыкальных инструментах - аккорды из трех нот. Они еще по-другому называются "трезвучия".
Их 4 разновидности. В таблице выше они представлены в первом столбце (сверху-вниз):
- Мажорное трезвучие
- Минорное трезвучие
- Увеличенное трезвучие
- Уменьшенное трезвучие
Аккорды из четырех нот
Вторая группа аккордов состоит из 4х нот и называется "Септаккорды". Их крайние ноты составляют расстояние-интервал "Септима", потому они так называются.
В видео выше я подробно рассказываю про эти виды аккордов.
У них такие имеются названия:
- Малый мажорный септаккорд
- Малый минорный септаккорд
- Большой мажорный септаккорд
- Большой минорный септаккорд
- Уменьшенный септаккорд
- Полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорд
- Увеличенный септаккорд
Как вы видите, их значительно больше, чем трезвучий. Так как комбинаций расстановки нот внутри них больше, чем в трехнотных аккордах.
Аккорды из пяти нот
Аккордов из 5-ти нот еще больше разновидностей. Посмотрите на таблицу ниже.
Их общее название "Нонаккорды". Так как все их ноты расположены внутри "ноны" - определенное расстояние между нотами.
Аккорды из шести и семи нот
Существуют аккорды из шести и семи нот. Они используются реже, но их часто можно слышать в таких музыкальных стилях и жанрах как "джаз", "фьюжн", "артхаус", "андеграунд", и аналогичные.
Аккорды из шести нот называются "ундецимаккорды". Их крайние ноты составляют расстояние "ундецима".
А аккорды из семи нот имеют общее групповое название "терцдецима". И их еще больше разновидностей и названий.
Однако, как вы понимаете, кроме просто увеличения аккордов по размеру, с ними можно кое-что вытворять ). Например - модифицировать.
Модификации аккордов
Передвигая ноты внутри аккорда на разные расстояния, можно получить новые виды аккордов и их названия.
Полиаккорды
Это когда к аккорду добавляется еще один аккорд, и вместе они получают новый полиаккорд. Происходит такое например, тогда, когда два разных маленьких аккорда играют два музыкальных инструмента. И в их созвучии слышен новый большой полиаккорд.
Кварто-квинтовые аккорды
Аккорды, ноты которых находятся на расстоянии кварты или квинты друг от друга. (между ними расстояния больше, чем в терцовых аккордах).
Квартаккорд - это аккорд, построенный по квартам (чистым или увеличенным)
Выглядят они как аккорды с большими расстояниями между нотами. Звучат очень необычно.
Аккорды с добавленными ступенями
Чтобы создать такой, достаточно взять аккорд-трезвучие и добавить к нему еще одну ноту (на какой-то ступени). Вот и получится аккорд с добавленной ступенью. Смотрите пример на таблице
Тогда к таким аккордам добавляется приставка "add", а номер ступени пишется маленькой цифрой.
Аккорды с задержанием
Аккорды у которых часть нот расположена близко друг с другом, а часть нот далеко. А задержана в них та нота, которая находится "не на своем месте". Она как-будто задержалась от предыдущего аккорда, и не "успела" перескочить в новую ноту нового аккорда. Вот и возникает такой интересный аккорд. Часто аккорды с задержанием используются в определенных последовательностях аккордов, где как раз через такой аккорд происходит вся гармоническая развязка.
Краткие обозначения к названиям аккордов
1. Первая буква в названии аккорда указывает с какой ноты начинается аккорд.
Примеры: Сm - начинается с ноты С
Em7 - с ноты Е
A6 - с ноты А
2. Минорные аккорды содержат приставку " m " после основного тона. Для мажорных аккордов приставка не указывается.
Примеры: Am — трезвучие ля-минор; аккорд C — трезвучие до-мажор.
3. После буквы стоит цифра, которая обозначает самый большой интервал в аккорде
Пример:
С7 – это септаккорд («септа» - 7)
А9 – это нонаккорд («нона» - 9)
И вообще любая цифра в аккорде обозначает либо расстояние в нём, либо номер ступени (определенной ноты в тональности).
4. Если в состав аккорда входят ноты со знаками (т.е. повышенные или пониженные), то в обозначении аккорда могут встречаться знаки " # " (диез) или " ♭ " (или его иногда обозначают как " b ". Означает знак "бемоль" ), либо знаки " + " и " - " .
Минус означает, что соответствующий звук должен быть понижен на полутон, а плюс обозначает аналогичное повышение звука. Минус или плюс могут быть заменены соответственно бемолем ( ♭ ) или диезом ( # ).
Примеры. Аккорд Am-5 или другое его написание Am♭5 — уменьшенный аккорд от ля;
" - " и "♭" равнозначны, как собственно и
" + " и " # ".
Т.е. их можно менять друг на друга внутри аккорда.
Почему так много способов обозначений и значков?
А сколько людей на Земле, и сколько языков? Все ли языки пишутся одинаково?
Все это многочисленное разнообразие обозначений одних и тех же аккордов потому, что даже и самих нот по их названиям в разы больше чем поначалу кажется.
Мы все знаем "до ре ми фа соль ля си". Но их названий в разы больше. А например, нота "соль # " = "ля ♭"
Хотя их звук - один и тот же. Но названия аккордов они дадут разное.
5. Косые черты говорят о том, что после черты будет нота, которая играется в басу. Т.е. обозначение самого аккорда находится слева (относительно черты), а низкая басовая нота обозначается справа, относительно черты.
Например, аккорд Cm7/G
Где Cm7 - это аккорд, а G - это нота в басу, которая играет еще ниже, чем сам аккорд.
6. Также там иногда встречаются необычные значки.
aug (от англ. augmented) — увеличенное трезвучие
sus2 (от англ. suspended) — аккорд с задержанной нотой. Серединная нота аккорда сдвигается ближе к нижней ноте аккорда.
sus4 (от англ. suspended) — аккорд с задержанием. Серединная нота сдвигается к крайней верхней ноте аккорда.
maj (от англ. major), Δ — большой мажорный септаккорд
dim (от англ. diminished), ° — уменьшенное трезвучие
mØ — полууменьшенный септаккорд
Если же вам все-таки сложно сразу переварить всю эту информацию, у меня есть понятная видео инструкция, которую можно приобрести по этой ссылке 👉 https://musatlas.ru/
Читайте также другие мои рубрики на похожие темы 👇
■□■□■□■□■□■□■□
🤩 Risha Manis - музыкант, композитор, музыкальный педагог
Об авторе 👉 https://www.rishamanis.com/
Музыкальные уроки по подписке 👉 "Музыкальные уроки по подписке"
Услуги 👉 https://musatlas.ru/uslugi
■□■□■□■□■□■□■□
Способы связи со мной:
Телеграм 👉 https://t.me/rishamanis_mus
ВК 👉 https://vk.com/rishamanismus
Рутуб 👉 https://rutube.ru/u/rishamanis/
Ютуб 👉 https://www.youtube.com/c/RishaManis
Почта 👉 rishamanis@yahoo.com
Сайт 👉 https://www.rishamanis.com/
■□■□■□■□■□■□■□