Найти в Дзене

История умирающего лебедя в русском балете

…При поднятии занавеса в левой от зрителя стороне, в глубине темной сцены, танцовщица в белом балетном костюме, покрытом лебяжьими перьями и пухом, стоит неподвижно. Она освещена лунным светом. Голова ее грустно склонилась, руки опущены и сложены перед слегка склоненным корпусом. Так хореограф Михаил Фокин начал описание «Общей картины танца» для хореографической миниатюры «Лебедь».  Но описание родилось позднее, сначала была импровизация. И случай. Михаил Фокин - начинающий хореограф и уже известный танцовщик - увлекался еще и игрой рой на мандолине. Он разучивал на своем инструменте сюиту «Лебедь» из зоологической фантазии «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. И в это же время Анна Павлова раздумывая, под какую бы музыку выступить ей на концерте Императорского хора, пришла за советом к Фокину. Тот посмотрел на Анну, на свою мандолину, сопоставил как творец одно и с другим - и увидел в фигуре балерины изящество лебедя. Как позднее вспоминал Фокин: «Для п

…При поднятии занавеса в левой от зрителя стороне, в глубине темной сцены, танцовщица в белом балетном костюме, покрытом лебяжьими перьями и пухом, стоит неподвижно. Она освещена лунным светом. Голова ее грустно склонилась, руки опущены и сложены перед слегка склоненным корпусом.

Так хореограф Михаил Фокин начал описание «Общей картины танца» для хореографической миниатюры «Лебедь». 

Анна Павлова
Анна Павлова

Но описание родилось позднее, сначала была импровизация. И случай. Михаил Фокин - начинающий хореограф и уже известный танцовщик - увлекался еще и игрой рой на мандолине. Он разучивал на своем инструменте сюиту «Лебедь» из зоологической фантазии «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. И в это же время Анна Павлова раздумывая, под какую бы музыку выступить ей на концерте Императорского хора, пришла за советом к Фокину. Тот посмотрел на Анну, на свою мандолину, сопоставил как творец одно и с другим - и увидел в фигуре балерины изящество лебедя.

-3

Как позднее вспоминал Фокин:

«Для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Эта была почти импровизация. Я танцевал перед ней, она — тут же, позади меня. Потом она стала танцевать одна, а я следовал за ней сбоку, показывая, как надо держать руки...»

4 января 1908 года (по новому стилю) - 117 лет назад - в Мариинском театре Петербурга был дан благотворительный концерт, на котором Анна Павлова впервые исполнила хореографическую миниатюру «Лебедь». И этот танец стал шедевром и символом русского балета. Вам может показаться, что в названии миниатюры чего-не хватает. И, действительно, где же причастие «умирающий»? Дело в том, что тема смерти появилась позднее. 

-4

Ее совсем не было в музыке - композитор Сен-Санса написал не трагическую историю. Потому и Фокин хотел в танце показать плывущую птицу, величественную и гордую, которая стряхивает капли, расправляет крылья, прячет голову в них и замирает в сонном покое. Хореограф задумал пластически передать повадку плывущего лебедя, но не смерть.

Однако Анна Павлова постепенно переосмыслила номер. «Плавные линии рук сламывались, движения становились более резкими, резче становился и наклон головы. В движениях появилась экспрессия, смятение, тревога». Тема пластики движений птицы ушла на второй план. Павлова наполнила миниатюру метанием человеческой души и безнадежной борьбы. Я прочла в нескольких статьях, что «Умирающий лебедь» стал отражением мироощущения гениальной балерины. 

И танец оказался созвучен русской литературе, где образ птицы часто использовали писатели, как символ чистой красоты, свободы, но при этом уязвимости. Еще в 1827 году Жуковский написал стихотворение «Умирающий лебедь»: 

День уж к вечеру склонялся, 

Дряхлый лебедь умирал. 

Он в тени дерев лежал, 

Тихо с жизнию прощался 

И при смерти сладко пел.

Последний раз «Умирающего лебедя» Павлова исполнила в России в 1914 году в Санкт-Петербурге на концерте в пользу сирот и детей служащих. Следующие 17 лет она влюбляла в русский балет весь мир. Египет, Индия, США, Япония и Австралия - Павлова стала легендой при жизни. и 

17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды, где в честь «русского Лебедя» вывели особый сорт белоснежных тюльпанов «Анна Павлова». Но выступление не состоялось. Знаменитая балерина умерла от запущенной простуды. 

Говорят, перед смертью балерина произнесла: «Приготовьте мой костюм лебедя!». Кто-то видит в этой фразе веру в выздоровление, кто-то понимание близости конца...

P.S. Я не историк, и не хореограф, мне просто очень нравится рассказывать знаковые истории для нашей страны. А кто прочел до конца - тот молодец.